Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:56, контрольная работа
Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и осознание процессов психики, и уже в конце прошлого - нынешнем веке появляется научное описание психики человека и научное понимание протекающих в организме и разуме процессов.
Введение.
Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа,
сначала, в
эпоху первобытнообщинного
животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-
либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода
на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части
окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция
души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда
продвигаются в перед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду
многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и
осознание процессов психики, и уже в конце прошлого - нынешнем веке
появляется
научное описание психики человека
и научное понимание
в организме и разуме процессов. Процесс развития знаний о психике человека,
системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении
столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
В данной работе мы попытаемся вкратце осветить данную проблему и рассмотреть
основные этапы развития представлений о психике человека, начиная с периода
выдвижения первых гипотез - с античности.
Психологические знания в античный период
Психология как рациональное по
Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.
Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 до н.э.). В отличие от своих предшественников, занимавшихся преимущественно проблемами природы, Сократ сосредоточился на внутреннем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.
Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе гениального ученика Сократа — Платона (427-347 до н.э.).
Платон разработал учение о бессмертной душе, обитающей в смертном теле, покидающей его после смерти и возвращающейся в вечный сверхчувственный мир идей. Главное у Платона не в учении о бессмертии и переселении души, а в исследовании содержания ее деятельности (в современной терминологии в исследовании психической деятельности). Он показал, что внутренняя деятельность душ и дает знания о реальности сверхчувственного бытия, вечного мира идей. Каким же образом находящаяся в бренной плоти душа приобщается к вечному миру идей? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. При соответствующих усилиях и подготовке душа может вспомнить то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Он учил, что человек «насаждение не земное, а небесное».
Платон впервые выявил такую
форму психической
Ученик Платона — Аристотель (
Аристотель выделил в
Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку не могут существовать без материи, третья — метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум.
Аристотель впервые ввел в психологию идею развития от низших уровней души к се высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения от младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее к разумной душе. Согласно Аристотелю, душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий организму реализовывать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств.
При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.
При изучении развития психологических знаний в эпоху Средневековья нужно учитывать целый ряд обстоятельств.
Психологии как
Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая особенно глубоко была разработана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347-407), Августин Аврелий (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) и др.
Христианская антропология исходит из теоцентрической картины мира и основного принципа христианской догматики — принципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.
Современному научно ориентированному
мышлению очень трудно понять учения
святых отцов, которые носят преимущественно
Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.
Человек есть центр Вселенной. Эта идея была известна и античной философии, которая рассматривала человека как «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.
Христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание.
«Отцы церкви» считали, что природа человека связана со всеми основными сферами бытия. Своим телом человек связан с землей: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — говорится в Библии. Чувствами человек связан с материальным миром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способна восходить к самому Творцу.
Человек, учат святые отцы, двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутренний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном каком-то месте. Святые отцы вводят различие между «внутренним» и «внешним» человеком: «Богсотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена же душа»*. Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто таинственное, непознаваемое, божественное.
В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути познания человека в восточном христианстве, западное христианство пошло по пути рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика (конечно, наряду со схоластикой в западном христианстве существовали и иррационалистические мистические учения, но не они определяли духовный климат эпохи). Апелляция к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивилизации Запада в Новое время от теоцснтрической к антропоцентрической картине мира.
С утверждением простых технических
устройств в общественном производстве
принцип их действия всё больше привлекал
научную мысль, для объяснения по
их образу и подобию функций организма.
Первым большим достижением в
этом аспекте стало открытие Гарвеем
системы кровообращения, в которой
сердце представлялось своего рода помпой,
перекачивающей жидкость, для чего
не требуется участия души.
Новый набросок психологической теории,
ориентированной на объяснение принципов
Галилея и новой механики Ньютона, принадлежал
французскому естествоиспытателю Рене
Декарту (1596 - 1650гг.). Он представил теоретическую
модель организма как механически работающего
автомата. При таком понимании живое тело,
которое ранее рассматривалось как управляемое
душой, освобождалось от её влияния и вмешательства;
функции "машины тела", к которым
относятся "восприятие, запечатление
идей, удержание идей в памяти, внутренние
стремления ... совершаются в этой машине
как движения часов".
Позднее Декарт ввёл понятие о рефлексе,
ставшее фундаментальным для психологии.
Если Гарвей "устранил" душу из разряда
регуляторов внутренних органов, то Декарт
"покончил" с ней на уровне целостного
организма. Схема рефлекса сводилась к
следующему. Внешний импульс приводит
в движение лёгкие воздухообразные частицы,
"животные духи", заносимые в мозг
по "трубкам", из которых складывается
периферическая нервная система, оттуда
"животные духи" отражаются к мышцам.
Схема Декарта объяснив движущую телом
силу, открыла рефлекторную природу поведения.
Одно из важнейших для психологии сочинений
Декарта называется "Страсти души".
В нём учёный не только "лишил" душу
царственной роли во Вселенной, но и "возвёл"
в степень субстанции, равноправной другим
субстанциям природы. Произошёл поворот
в понятии о душе. Предметом психологии
стало сознание. Полагая, что машина тела
и занятое собственными мыслями, идеями
и желаниями сознание - это две независимые
друг от друга сущности (субстанции), Декарт
столкнулся с необходимостью объяснить,
как же они сосуществуют в человеке. Объяснение,
которое он предложил, было названо психофизическим
взаимодействием. Оно состояло в следующем:
тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти
в виде чувственных восприятий, эмоций
и т.п. Душа, обладая мышлением и волей,
воздействует на тело, понуждая его работать
и изменять свой ход. Орган, где эти две
несовместимые субстанции общаются, -
одна из желёз внутренней секреции - "шишковидная"
(эпифиз).
Вопрос о взаимодействии души и тела поглотил
на столетия интеллектуальную энергию
множества умов. Освободив тело от души,
Декарт "освободил" и душу (психику)
от тела; тело может только двигаться,
душа - только мыслить; принцип работы
тела - рефлекс (т.е. мозг отражает внешние
воздействия); принцип работы души - рефлексия
(от лат. - "обращение назад", т.е. сознание
отражает собственные мысли, идеи, ощущения).
Декарт создал новую форму дуализма в
виде отношения души и тела, разделил чувства
на две категории: коренящиеся в жизни
организма и чисто интеллектуальные. В
своём последнем сочинении - письме к шведской
королеве Христине - он объяснял сущность
любви как чувства, имеющего две формы
- телесную страсть без любви и интеллектуальную
любовь без страсти. По его мнению, причинному
объяснению поддаётся только первая, поскольку
она зависит от организма и биологической
механики; вторую можно только понять
и описать. Декарт полагал, что наука как
познание причин явлений бессильна перед
высшими и наиболее значимыми проявлениями
психической жизни личности. Результатом
его подобных рассуждений стала концепция
"двух психологий" - объяснительной,
аппелирующей к причинам, сопряжённым
с функциями организма, и описательной,
состоящей в том, что только тело мы объясняем,
тогда как душу - понимаем.
Попытки опровергнуть дуализм Декарта,
утвердить единство мироздания, покончить
с разрывом телесного и духовного, природы
и сознания, предпринял целый ряд великих
мыслителей XVII века. Одним из был голландский
философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677).
Он учил, что имеется единая вечная субстанция
- Бог, или Природа, - с бесконечным множеством
атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них,
считал философ, нашему ограниченному
разумению открыты только два - протяжённость
и мышление; из этого явствует, что бессмысленно
представлять человека как место встречи
двух субстанций: человек - целостное телесно-духовное
существо.
Попытка построить психологическое учение
о человеке как целостном существе запечатлена
в его главном труде - "Этика". В нём
поставлена задача объяснить всё многообразие
чувств (аффектов) как побудительных сил
человеческого поведения с точностью
и строгостью геометрических доказательств.
Утверждалось, что существуют три побудительные
силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось,
что из этих фундаментальных аффектов
выводится всё многобразие эмоциональных
состояний; при этом радость увеличивает
способность тела к действию, тогда как
печаль её уменьшает.
Спиноза воспринял от немецкого философа
и математика Лейбница (1646-1716), открывшего
дифференциальное и интегральное исчисление,
следующее представление о единстве телесного
и психического. Основанием этого единства
является духовное начало. Мир состоит
из бесчисленного множества духовных
сущностей - монад (от гр. monos - единое). Каждая
из них "психична", т.е. не материальна
(как атом), но наделена способностью воспринимать
всё, что происходит во Вселенной. В душе
непрерывно происходит незаметная деятельность
"малых перцепций" - неосознаваемых
восприятий. В тех же случаях, когда они
осознаются, это становится возможным
благодаря тому, что к простой перцепции
(восприятию) присоединяется особый акт
- апперцепция. Она включает внимание и
память. Итак, Лейбниц вёл в оборот понятие
бессознательной психики.
На вопрос о том, как соотносятся между
собой духовные и телесные явления, Лейбниц
ответил формулой, известной как психофизический
параллелизм. По его мнению они не могут
влиять одно на другое. Зависимость психики
от телесных воздействий - это иллюзия.
Душа и тело совершают свои операции самостоятельно
и автоматически. Однако божественная
мудрость сказывается в том, что между
ними существует предустановленная гармония.
они подобно паре часов, которые всегда
показывают одно и тоже время, так как
запущены с величайшей точностью.
При завершении этого раздела психологии
необходимо упомянуть имя
английского философа Томаса Гоббса (1588-1679).
До него в психологических учениях царил
рационализм (от лат. racio - разум). Гоббс
предложил за основу познания принять
опыт. Рационализму им был противопоставлен
эмпиризм (от лат. empirio - опыт). Так возникла
эмпирическая психология.
В XVIII веке в Европе, когда продолжался
процесс укрепления капиталистических
отношений, расширялось и крепло новое
движение - Просвещение. Его представители
считали главной причиной всех человеческих
бед невежество. Предполагалось, что в
борьбе с ним общество избавится от социальных
бедствий и пороков и в нём повсеместно
воцарятся добро и справедливость. Эти
идеи приобретали в различных странах
разную тональность в связи со своеобразием
их общественно-исторического развития.
Так, в Англии И.Ньютон (1643-1727гг.) создал
новую механику, воспринятую как образец
и идеал точного знания, как торжество
разума.
В соответствии с ньютоновским пониманием
природы английский врач Гартли (1705-1757гг.)
объяснил психический мир человека. Он
представил его как продукт работы организма
- "вибраторной машины". Предполагалось
следующее. Вибрация внешнего эфира посредством
вибраций нервов вызывают вибрации мозгового
вещества, которые переходят в вибрации
мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают,
сочетаются и сменяют друг друга психические
"спутники" вибраций - от чувствования
до абстрактного мышления и произвольных
действий. Всё это происходит на основе
закона ассоциаций. Гартли считал. что
психический мир человека складывается
постепенно в результате усложнения первичных
сенсорных элементов путём ассоциаций
смежности элементов во времени. К примеру,
поведение ребёнка регулируют две мотивационные
силы - удовольствие и страдание.
Задача воспитания, по его мнению, сводится
к закреплению у людей таких связей, которые
бы отвращали от безнравственных дел и
доставляли удовольствие от нравственных.
и чем эти связи прочнее, тем больше шансов
для человека стать нравственно добродетельной
личностью, а для всего общества - более
совершенным.
Другими выдающимися мыслителями эпохиПросвещения
были К.Гельвеций
(1715-1771гг.), П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро
(1713-1784гг.). Отстаивая идею возникновения
мира духовного из мира физического, они
представляли наделённого психикой "человека-машину"
как продукт внешних воздействий и естественной
истории. В завершающий период эпохи Просвещения
представлен врач-философ П.Кабанис (1757-1808гг.)
выдвинул положение, согласно которому
мышление - это функция мозга.
При этом он исходил из наблюдений кровавого
опыта революции, руководители которой
поручили ему выяснить осознание осуждённым,
которому отсекают голову на гильотине,
своих страданий, свидетельством которых
могут быть конвульсии. Кабанис ответил
на этот вопрос отрицательно. Только обладающий
головным мозгом человек способен мыслить.
Движения же обезглавленного тела носят
рефлекторный характер и не осознаются.
Сознание - это функция мозга. К внешним
продуктам мозговой деятельности П.Кабанис
относил выражение мысли в словах и жестах.
К внешним продуктам мозговой деятельности
- выражение мысли в словах и жестах. За
самой мыслью, по его мнению, скрыт неизвестный
нервный процесс, нераздельность психических
явлений и нервного субстрата. Доказывая
необходимость перейти от умозрительного
к эмпирическому изучению этой нераздельности,
он подготовили почву для движения научной
мысли в следующем столетии.
Итальянский мыслитель Д.Вико (1668-1744гг.)
в трактате "Основания новой науки об
общей природе вещей" (1725г.) выдвинул
идею о том, что каждое общество проходит
последовательно через три эпохи: богов,
героев и людей. Что касается психических
свойств человека, то они, согласно Д.Вико,
возникают в ходе истории общества. В частности,
появление абстрактного мышления он связывал
с развитием торговли и политической жизни.
С именем Д.Вико связано представление
о надындивидуальной духовной силе, свойственной
народу в целом и составляющей первооснову
культуры и истории.
В России духовная атмосфера эпохи Просвещения
обусловила философско-психологические
воззрения А.Н.Радищева (1749-1802гг.). А.Н.Радищев
искал ключ к психологии людей в условиях
их общественной жизни ("Путешествие
из Петербурга в Москву"), за что был
приговорён к смертной казни, заменённой
ссылкой в Сибирь.
Итак, в эпоху Просвещения возникли два
направления в разработке проблем психологического
познания: трактовка психики как функции
высокоорганизованной материи - головного
мозга, что способствовало экспериментальному
изучению тех явлений, которые считались
порождением бестелесной души; учение,
согласно которому индивидуальная психика
определяется социальными условиями,
нравами, обычаями, духовным миром людей,
которыми движет собственная энергия
культурного творчества.
Термин "эмпирическая психология"
введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом
для обозначения направления в психологической
науке, основной принцип которого состоит
в наблюдении за конкретными психическими
явлениями, их классификации и установлении
проверяемой на опыте, закономерной связи
между ними.
Родоначальником этого направления явился
Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно
эмпиризм оформился у Дж. Локка.
Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия
души как особой сущности. В мире нет ничего,
утверждал Гоббс, «кроме материальных
тел, которые движутся по законам механики».
Материальные вещи, воздействуя на организм,
вызывают ощущения. По закону инерции
из ощущений возникают представления,
образующие цепи мыслей, которые следуют
друг за другом в том же порядке, в каком
сменялись ощущения. Такая связь получила
впоследствии название ассоциаций.
Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации,
имеющий своим источником прямое чувственное
общение организма с материальным миром,
т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен
эмпиризм. (от лат. “empirio” – опыт)” [15].
В разработке этого направления видная
роль принадлежала Д. Локку (1632 – 1704).
Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение
всех знаний. Постулат Локка гласил, что
«в сознании нет ничего, чего бы не было
в ощущениях». Исходя из этого он доказывал,
что психика ребенка формируется только
в процессе его жизни. Он утверждал, что
нет врожденных идей.
Локк впервые ввел термин “ассоциация
идей”. По Локку, ассоциации – это неверное
соединение идей, когда “идеи, сами по
себе не родственные, в умах некоторых
людей соединяются так, что очень трудно
разделить их. Они всегда сопровождают
друг друга, и как только одна такая идея
проникает в разум, вместе с ней появляется
соединенная с ней идея”. Примерами являются
все наши симпатии и антипатии. Такая связь
приобретается в силу воспитания и привычки,
а разрушается от времени. Задача воспитания
в том, чтобы предупредить у детей образование
нежелательных связей сознания.
После Локка этот механизм сознания получил
наибольшую разработку, на базе которой
возникла и развилась ассоциативная психология”
[6].
Большой интерес представляет полемика
с Локком немецкого философа–идеалиста
и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716).
Лейбниц признает врожденные интеллектуальные
идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц
верно указал на невозможность объяснить
только из индивидуального опыта приобретение
всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых
понятий, как это думал Локк.
Полемика между Лейбницем и Локком углубляет
решение вопросов, касающихся природы
человеческого сознания. Она вскрывает
недостаточность центрального пункта
локковского понимания опыта – его индивидуальный
характер.
Опыт действительно является единственным
источником развития человеческой психики,
если его не ограничивать рамками личной
истории индивида. Опыт – это вся социокультурная
система представлений о мире, которая
усваивается человеком и определяет его
поведение.
Информация о работе История развития психологического знания