Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2012 в 23:21, реферат
Психология труда в России развивалась в логической последовательности: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.
Введение………………………………………………………………………………
1. Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв………………………
2. Отечественная психотехника в 20-30-е гг……………………………………….
3. Российская психология труда в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………
История развития психологии труда в России.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв………………………
2. Отечественная психотехника в 20-30-е гг……………………………………….
3.
Российская психология труда
в период Великой
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Психология труда в настоящее
время в нашей стране является
научно-технической
История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах ее взаимодействия с другими дисциплинами, в процессах ее дифференциации - выделении и становлении как самостоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений.
Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами - не исключение из правил, а, скорее, наиболее концентрированное их выражение. Такие же отношения взаимодействия присущи в целом и психологии как науке.
Психология труда в России развивалась в логической последовательности: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.
Психология труда, являясь отраслью
психологической науки, изучает
психологические особенности
1. Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.
Определяя основные тенденции в развитии отечественной психологии труда на рубеже ХIХ-ХХ вв., Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают следующие существенные особенности социально-экономического развития страны. Развитие капитализма сопровождалось «губительным ростом несчастных случаев на производстве», что остро ставило проблему соответствия человека и его работы.
Резкое увеличение технического оснащения
производства выдвигало следующую
проблему - определение соответствия
человека и техники, что в свою
очередь ставило вопросы
Увеличение численности
Анализируя состояние
- Развитие идей учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда:
Технико-психологическое
Идеи согласованности
Технико-психологическое
Для повышения социальной защищенности рабочих предлагалось (еще в начале ХХ в. в России): организация страховых обществ; обеспечение материальных вознаграждений увечным работникам; проведение законов об ответственности предпринимателей за увечья рабочих; создание фонда помощи рабочим, пострадавшим от увечий и др. Еще в начале века И.И. Рихтер отмечал, что для правильной организации какого-либо предприятия важно решить два вопроса: «подбор потребного персонала и надежная организация самого производства». Предлагалась идея «сменных» или «двойных» бригад для машинистов паровозов.
- Идеи оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей:
Учет субъектных факторов труда
с применением некоторых
В начале ХХ столетия некоторые авторы считали, что идея подбора более гуманна, чем идея селекции людей по принципу «профпригодности». Еще народники пропагандировали «артели» именно потому, что они имеют важное воспитательное значение и там происходит «…развитие чувства собственного достоинства».
- Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда:
Формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т.е. формирование специального профессионального мышления.
Формирование исполнительных составляющих
труда. Сразу же обозначилась проблема
построения рациональных программ и
методов профессионального
«Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры, а также особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Сам этот документ появился из-за участившихся стачек и оговаривал поведение рабочих, их обязанности по отношению к инспекторам-проверяющим, а задача самих инспекторов заключалась в том, чтобы «заблаговременно узнавать о готовящихся беспорядках и выявлять зачинщиков». Таким образом, важным становится не просто развитость каких-то отдельных психических функций (памяти, восприятия), но и сама личностная позиция работника, т.е. в начале века уже был реальностью «личностный подход».
Рассуждая о развитии личности работника, К.Д. Ушинский считал, что не всякий труд развивает человека, а лишь такой, который является: свободным; добровольным (по осознанной необходимости); общественно-полезным; разумно организованным (в соответствии с возможностями человека).
Улучшение труда в связи с саморегуляцией работника. Это можно было бы рассматривать как своеобразный противовес обострившейся к концу ХIХ в. тенденции все и вся регламентировать и «заорганизовывать».
Заметим, что немало проектов опережали свое время, но немало проектов начинало и внедряться. Несколько таких примеров:
С.М. Богословский в 1913 г. в книге «Система профессиональной классификации» упорядочил 703 вида производств и промыслов (для сравнения: принятая в то время в Европе классификация Бертильона включала всего 194 вида).
Многие отечественные
Еще в 1909 г. А.Л. Щеглов предложил новое направление – «эргометрию». В начале века И.Н. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветовых ощущений на мышечную работу. На базе Психоневрологического института, под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского выполнен ряд работ по проблеме умственной работоспособности и утомления.
И.М. Сеченов по-своему объяснил и механизмы волевой регуляции трудовой деятельности: «центральное торможение» позволяет задерживать влияние центров головного мозга на двигательную активность организма; это значит, что человек действует не по принципу «рефлекторной дуги», т.е. механически, а способен к произвольности, особенно, когда это касается высших нравственных принципов.
2. Отечественная психотехника в 20-30-е гг.
История советской психотехники в 20-30-е гг. во многом определялась особенностями социально-экономического и политического состояния тогдашнего российского общества. После 6-летней войны и разрухи в России перед правительством молодой республики встала главная задача - восстановление хозяйства и повышение производительности труда.
Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. Центрального института труда - ЦИТ во главе с А.К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда - НОТ, где председателем был В.М. Бехтерев. Интересно, что Г.И. Челпанов говорил тогда о психотехнике как о «заграничной новинке, не имеющей прямого отношения к психологии».
Интереснейшим достижением того периода является «тектология», созданная А.А. Богдановым. Сама тектология определяется как «учение о строительстве», которое стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом и выясняет самые общие организационные закономерности. Главная идея А.А. Богданова – «рассматривать всякое целое, всякую систему элементов в ее отношении к среде, и каждую часть - в ее отношении к целому». Идеи А.А. Богданова созвучны многим современным представлениям об организации, понимаемой как некоторая развивающаяся система. К сожалению, в конце 20-х гг. его подходы были объявлены «немарксистскими».
Среди наиболее выдающихся советских психотехников 20-30-х гг. можно назвать следующие имена:
И.Н. Шпильрейн - Президент международной психотехнической ассоциации, проводил исследования в области теории психотехники, разрабатывал принципы психотехнического изучения профессий, разрабатывал и внедрял трудовой метод изучения профессий.
С.Г. Геллерштейн, который занимался вопросами истории, теоретическими и методическими проблемами психотехники, интересны его разработки по профессиональной типологии, психотехнические исследования упражнения и др.
А.П. Болтунов и А.И. Щербаков, разрабатывавшие среди прочего, вопросы профориентации и профпросвещения.
В.В. Чебышева - много занималась проблемами трудового обучения.
А.Ф. Журавский - занимался вопросами организации и стимулирования труда, а также факторами внепроизводственной сферы и «образа жизни» работника. Н.А. Бернштейн, который строил свою знаменитую концепцию (принцип рефлекторного кольца, теорию уровней построения движений) в немалой степени на изучении особенностей трудовых движений.
Н.М. Щелованов, немало усилий посвятивший изучению психофизиологических вопросов трудовой деятельности.
С.Г. Струмилин, предложивший интересную классификацию трудовой деятельности по критерию самостоятельности человека в труде.
Б.М. Теплов - занимался вопросами профессиональной адаптации и влияния различных факторов на эффективность труда. Известны также его разработки, положившие основу современному пониманию индивидуального стиля трудовой деятельности.
Особую роль в развитии советской психотехники сыграл А.К. Гастев, разработавший оригинальную систему научной организации труда - НОТ.
К сожалению, с 1930 г. психотехника стала подвергаться критике . 7 апреля 1930 г. было принято «Положение об исправительно-трудовых лагерях», согласно которому все тюрьмы превращались в «трудовые фабрики», а фактически извращалась сама идея свободного труда. Все это свидетельствует о том, что невозможно оценивать развитие психотехники вне социально-политического контекста.
В целом, можно выделить следующие основные проблемы и тенденции развития отечественной психологии труда и психотехники в 20-30-е гг.
Важным направлением в решении проблемы рационализации труда стала рефлексология труда В.М. Бехтерева. Методы исследования В.М. Бехтерева - объективное наблюдение и физиологический эксперимент. Сама рефлексология изучает человека в труде, где труд понимается как разновидность деятельности.
«Эргология - это учение о работе человека», это наука о принципах, методах, законах труда человека. Предметное содержание эргологии должно определяться ее практическими задачами: изучение соотношения требований профессии и личности; изучение форм соотношения между формой деятельности и типом личности; соотношение между процессом труда и работоспособностью личности; исследование соотношения условий деятельности и состояния трудящихся, изучение влияния работы на личность. Эрготехника - это научно-практическая область, опирающаяся на теоретические концепции эргологии и разрабатывающая практико-ориентированные технологии.
Информация о работе История развития психологии труда в России