История развития психологии труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2012 в 23:21, реферат

Описание работы

Психология труда в России развивалась в логической последовательности: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………
1. Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв………………………
2. Отечественная психотехника в 20-30-е гг……………………………………….
3. Российская психология труда в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат психолог пед. пеятельности.docx

— 28.21 Кб (Скачать файл)

История развития психологии труда в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………

1. Психология труда в России  в конце ХIХ - начале ХХ вв………………………

2. Отечественная психотехника в  20-30-е гг……………………………………….

3. Российская психология труда  в период Великой Отечественной  войны, в послевоенные годы  и в настоящее время………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология труда в настоящее  время в нашей стране является научно-технической дисциплиной, имеющей  предметом исследования психологические  аспекты оптимизации формирования и функционирования человека как  субъекта труда.

История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в  процессах ее взаимодействия с другими  дисциплинами, в процессах ее дифференциации - выделении и становлении как самостоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений.

Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами - не исключение из правил, а, скорее, наиболее концентрированное их выражение. Такие же отношения взаимодействия присущи в целом и психологии как науке.

Психология труда в России развивалась в логической последовательности: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.

Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает  психологические особенности различных  видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду  и от психологических качеств  личности работающего.

 

 

1. Психология труда в  России в конце ХIХ - начале ХХ вв.

Определяя основные тенденции в  развитии отечественной психологии труда на рубеже ХIХ-ХХ вв., Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают следующие существенные особенности социально-экономического развития страны. Развитие капитализма сопровождалось «губительным ростом несчастных случаев на производстве», что остро ставило проблему соответствия человека и его работы.

Резкое увеличение технического оснащения  производства выдвигало следующую  проблему - определение соответствия человека и техники, что в свою очередь ставило вопросы профессионально-технической  подготовки работников.

Увеличение численности коллективов (на больших заводах и фабриках) выдвигало проблему управления производством  на научной основе, т.е. то, что сейчас называется «менеджмент».

Анализируя состояние психологии труда в России на рубеже ХIХ-ХХ вв., выделяют следующие линии ее развития:

- Развитие идей учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда:

Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности. Обозначается постепенный переход от интуитивных методов организации труда к их научной обоснованности.

Идеи согласованности особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде через специальные процедуры  экспертизы сельскохозяйственной техники. Еще в 1829 г. М. Павловым описывается  такая экспертиза при сравнении  различных молотилок: одной шотландской  конной и двух видов ручной - шотландская  оказалась лучше, (т.е. более соответствующей  возможностям работников).

Технико-психологическое проектирование в системе железнодорожного транспорта. В 80-е гг. ХIХ века резко возросло число железнодорожных аварий. В качестве основных причин оптического обмана машинистов выделялись: переутомление, физиологические причины, психологические причины - все это и приводит к иллюзиям восприятия. Разрабатываются различные приспособления контроля железнодорожных работников. Изобретаются «повторители семафоров» для анализа дорожных происшествий - прообраз «черных ящиков» в современной авиации и др.

Для повышения социальной защищенности рабочих предлагалось (еще в начале ХХ в. в России): организация страховых обществ; обеспечение материальных вознаграждений увечным работникам; проведение законов об ответственности предпринимателей за увечья рабочих; создание фонда помощи рабочим, пострадавшим от увечий и др. Еще в начале века И.И. Рихтер отмечал, что для правильной организации какого-либо предприятия важно решить два вопроса: «подбор потребного персонала и надежная организация самого производства». Предлагалась идея «сменных» или «двойных» бригад для машинистов паровозов.

- Идеи оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей:

Учет субъектных факторов труда  с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности  человека. Впервые специальные медицинские  освидетельствования в России (применительно  к воздухоплаванию) 1847 г. В 1895 г. поднимается  вопрос об испытаниях персонала, работающего  с паровыми машинами.

В начале ХХ столетия некоторые авторы считали, что идея подбора более гуманна, чем идея селекции людей по принципу «профпригодности». Еще народники пропагандировали «артели» именно потому, что они имеют важное воспитательное значение и там происходит «…развитие чувства собственного достоинства».

- Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда:

Формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т.е. формирование специального профессионального мышления.

Формирование исполнительных составляющих труда. Сразу же обозначилась проблема построения рациональных программ и  методов профессионального обучения трудовым навыкам в противовес представлению о труде как о «таинственном искусстве», недоступном рационализации.

«Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры, а также особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Сам этот документ появился из-за участившихся стачек и оговаривал поведение рабочих, их обязанности по отношению к инспекторам-проверяющим, а задача самих инспекторов заключалась в том, чтобы «заблаговременно узнавать о готовящихся беспорядках и выявлять зачинщиков». Таким образом, важным становится не просто развитость каких-то отдельных психических функций (памяти, восприятия), но и сама личностная позиция работника, т.е. в начале века уже был реальностью «личностный подход».

Рассуждая о развитии личности работника, К.Д. Ушинский считал, что не всякий труд развивает человека, а лишь такой, который является: свободным; добровольным (по осознанной необходимости); общественно-полезным; разумно организованным (в соответствии с возможностями  человека).

Улучшение труда в связи с  саморегуляцией работника. Это можно было бы рассматривать как своеобразный противовес обострившейся к концу ХIХ в. тенденции все и вся регламентировать и «заорганизовывать».

Заметим, что немало проектов опережали  свое время, но немало проектов начинало и внедряться. Несколько таких примеров:

С.М. Богословский в 1913 г. в книге «Система профессиональной классификации» упорядочил 703 вида производств и промыслов (для сравнения: принятая в то время в Европе классификация Бертильона включала всего 194 вида).

Многие отечественные исследователи  акцентируют внимание на том, что  человек - не машина, а субъект деятельности, управляемый сознанием, и на первый план выходят именно личностные качества работника. Д.И. Журавский и И.И. Рихтер рассматривали отрасль хозяйства как некое «сообщество» - при организации крупного производства обязателен учет: способностей людей, профессиональной подготовки, мотивов труда, особенностей их поведения, способности к контролю и самоконтролю деятельности и т.п., т.е. учет чисто психологических моментов - все это может рассматриваться как некоторая систематизация и конкретизация подходов.

Еще в 1909 г. А.Л. Щеглов предложил новое направление – «эргометрию». В начале века И.Н. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветовых ощущений на мышечную работу. На базе Психоневрологического института, под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского выполнен ряд работ по проблеме умственной работоспособности и утомления.

И.М. Сеченов по-своему объяснил и  механизмы волевой регуляции трудовой деятельности: «центральное торможение» позволяет задерживать влияние центров головного мозга на двигательную активность организма; это значит, что человек действует не по принципу «рефлекторной дуги», т.е. механически, а способен к произвольности, особенно, когда это касается высших нравственных принципов.

 

2. Отечественная психотехника  в 20-30-е гг.

История советской психотехники в 20-30-е гг. во многом определялась особенностями  социально-экономического и политического  состояния тогдашнего российского  общества. После 6-летней войны и  разрухи в России перед правительством молодой республики встала главная  задача - восстановление хозяйства  и повышение производительности труда.

Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием  в 1921 г. Центрального института труда - ЦИТ во главе с А.К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда - НОТ, где председателем был В.М. Бехтерев. Интересно, что Г.И. Челпанов говорил тогда о психотехнике как о «заграничной новинке, не имеющей прямого отношения к психологии».

Интереснейшим достижением того периода является «тектология», созданная А.А. Богдановым. Сама тектология определяется как «учение о строительстве», которое стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом и выясняет самые общие организационные закономерности. Главная идея А.А. Богданова – «рассматривать всякое целое, всякую систему элементов в ее отношении к среде, и каждую часть - в ее отношении к целому». Идеи А.А. Богданова созвучны многим современным представлениям об организации, понимаемой как некоторая развивающаяся система. К сожалению, в конце 20-х гг. его подходы были объявлены «немарксистскими».

Среди наиболее выдающихся советских психотехников 20-30-х гг. можно назвать следующие имена:

И.Н. Шпильрейн - Президент международной психотехнической ассоциации, проводил исследования в области теории психотехники, разрабатывал принципы психотехнического изучения профессий, разрабатывал и внедрял трудовой метод изучения профессий.

С.Г. Геллерштейн, который занимался вопросами истории, теоретическими и методическими проблемами психотехники, интересны его разработки по профессиональной типологии, психотехнические исследования упражнения и др.

А.П. Болтунов и А.И. Щербаков, разрабатывавшие  среди прочего, вопросы профориентации и профпросвещения.

В.В. Чебышева - много занималась проблемами трудового обучения.

А.Ф. Журавский - занимался вопросами  организации и стимулирования труда, а также факторами внепроизводственной сферы и «образа жизни» работника. Н.А. Бернштейн, который строил свою знаменитую концепцию (принцип рефлекторного кольца, теорию уровней построения движений) в немалой степени на изучении особенностей трудовых движений.

Н.М. Щелованов, немало усилий посвятивший изучению психофизиологических вопросов трудовой деятельности.

С.Г. Струмилин, предложивший интересную классификацию трудовой деятельности по критерию самостоятельности человека в труде.

Б.М. Теплов - занимался вопросами  профессиональной адаптации и влияния  различных факторов на эффективность  труда. Известны также его разработки, положившие основу современному пониманию  индивидуального стиля трудовой деятельности.

Особую роль в развитии советской  психотехники сыграл А.К. Гастев, разработавший оригинальную систему научной организации труда - НОТ.

К сожалению, с 1930 г. психотехника стала  подвергаться критике . 7 апреля 1930 г. было принято «Положение об исправительно-трудовых лагерях», согласно которому все тюрьмы превращались в «трудовые фабрики», а фактически извращалась сама идея свободного труда. Все это свидетельствует о том, что невозможно оценивать развитие психотехники вне социально-политического контекста.

В целом, можно выделить следующие  основные проблемы и тенденции развития отечественной психологии труда  и психотехники в 20-30-е гг.

Важным направлением в решении  проблемы рационализации труда стала  рефлексология труда В.М. Бехтерева. Методы исследования В.М. Бехтерева - объективное  наблюдение и физиологический эксперимент. Сама рефлексология изучает человека в труде, где труд понимается как  разновидность деятельности.

«Эргология - это учение о работе человека», это наука о принципах, методах, законах труда человека. Предметное содержание эргологии должно определяться ее практическими задачами: изучение соотношения требований профессии и личности; изучение форм соотношения между формой деятельности и типом личности; соотношение между процессом труда и работоспособностью личности; исследование соотношения условий деятельности и состояния трудящихся, изучение влияния работы на личность. Эрготехника - это научно-практическая область, опирающаяся на теоретические концепции эргологии и разрабатывающая практико-ориентированные технологии.

Информация о работе История развития психологии труда в России