Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2012 в 23:21, реферат
Психология труда в России развивалась в логической последовательности: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.
Введение………………………………………………………………………………
1. Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв………………………
2. Отечественная психотехника в 20-30-е гг……………………………………….
3. Российская психология труда в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………
Доминанта (по Ухтомскому) - это очаг господствующего возбуждения, который усиливает текущий рефлекс и тормозит другие формы активности. В рефлексологии это понятие взяли на вооружение, т.к. считали, что в основе каждого трудового процесса лежит определенная «трудовая доминанта». Механизмом доминанты объясняли ситуацию, когда человек выполняет сразу два трудовых акта: трудовая доминанта поддерживается сторонними раздражителями и тормозит акты, с нею не связанные, поэтому если человек выполняет сразу два акта, не опираясь на созданный предварительно объединяющий их механизм - в специальной тренировке, - то выполнение одного акта тормозит другой акт.
А.А. Ухтомский разработал представление о подвижной, формирующейся интеграции нервных центров как основы формирования в труде сложных функциональных систем.
3. Российская психология
труда в период Великой
В целом, состояние отечественной психологии труда к этому периоду было весьма плачевным, поскольку сталинский режим не пощадил многих выдающихся психотехников.
Проблемы повышения зрительной и слуховой чувствительности бойцов: К.Х. Кекчеев в работе «Ночное зрение» предлагает специальные памятки для разведчиков, пилотов-истребителей, для наблюдателей в артиллерии (оказалось возможным увеличить чувствительность зрения и слуха на 50-100% в течение 1,5-2 часов).
Подготовка военных летчиков (И.Н. Шпильрейн с сотрудниками еще в 1934 г. разработал систему подготовку военных летчиков, а в 1937 г. - его уже расстреляли). Если раньше до 90% курсантов были профнепригодны (а сама подготовка велась по старинке: сзади сидел инструктор и бил курсанта палкой за ошибки), то после рекомендаций психологов были выявлены необходимые умения и условия для их тренировки. К сожалению, с 1936 по 1957 гг. профотбор в армию не проводился.
Тенденции развития прикладной психологии
в хозяйственной жизни в
На основе анализа докладов на конгрессах Международной Ассоциации прикладной психологии (как преемницы Международной психотехнической ассоциации) выделены основные направления развития современной психологии труда:
- область хозяйственных задач остается самой представительной (хотя еще в психотехнике пытались рассматривать целый комплекс проблем, связанных с трудом, включая медицинские, педагогические вопросы);
- усложнение техники стало проблемой не только одной страны, но всего человечества (пример Чернобыльской аварии);
- в организационной психологии все больше сближаются традиционные вопросы психологии труда с проблемами социальной психологии;
- в настоящее время распространен термин «организационная психология и психология труда», объединяющий знания о труде в организациях и о самом работающем человеке. Примечательно, что в МГУ, на факультете психологии именно такое название используется для обозначения бывшей кафедры «Психология труда и инженерная психология», поэтому нет оснований бояться, что организационная психология «поглотит» психологию труда.
Заключение
Задачи истории психологии труда сводятся к реконструкции психологического знания о труде и трудящемся (включая и группу как «совокупный» субъект труда) на основании всего доступного комплекса исторических свидетельств - как вербальных так и невербальных. Мы примем в качестве предмета истории психологии труда историю прежде всего внедренных идей, связанных с овладением человеком (и человечеством) своей психикой в труде, ее фактами и закономерностями.
Следует признать, что историки, палеоантропологи, филологи, искусствоведы и другие специалисты, обращаясь к анализу тех или иных процессов и результатов деятельности человека в прошлом, фактически очень часто реконструируют явления сознания, психики человека.
Если под психологическим знанием о труде и трудящемся понимать только то, чем оперирует специалист-психолог, стоящий более или менее в стороне от собственно трудовых процессов, или понимать под этим знанием только то, что отражено в специальных научных текстах, то представление и о психологии труда, и о ее историй резко сужается, не говоря уже о том, что в сферу рассмотрения историка этой отрасли науки может попасть немало вздорных вербальных конструкций, не прошедших очистку практикой. Строго говоря, психологическим знанием является и такое, которое порождено и самим трудящимся - субъектом труда, если оно может быть подведено под категории данной науки.
Психология труда в России формировалась не только под влиянием мировой психологической науки и других наук о труде и человеке, но ее своеобразие объясняется также и отечественными традициями: культурным и идейным наследием революционеров-демократов 40-60-х годов, традициями материалистической естественно-научной мысли, прогрессивными идеями представителей отечественной общественной (социальной) медицины, педагогики, техники.
Список литературы
1. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.
2. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1987. 182 с.
3. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. 448 с.
4. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). М.: МГУ, 1997. 334 с.
5. Федосеев А.С. Коллективизм в управлении: еще одна японская легенда // ЭКО, 1980. №2. С. 129-137.
6. Шмелев А.Г. и коллектив: Основы психодиагностики. М., Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544 с.
Информация о работе История развития психологии труда в России