История развития сурдопсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 16:22, реферат

Описание работы

130 -2 00 В медицине утверждается мнение о невозможности излечения глухоты (Гален).
Невозможность излечения врожденной глухонемоты, загадочность причин ее порождающих привели Гиппократа к мысли о сверхъестественной природе глухоты. Поскольку речь и слух взаимосвязаны, человек, лишенный слуха от рождения, обречен быть немым. Утверждение о сверхъестественности природы глухонемоты на многие столетия преградило путь попыткам врачей и педагогов преодолеть ее.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) считал, что звук является проводником мысли, и орган звука есть важный орган познания. Глухонемой, лишенный одного из органов чувств, не способен к развитию. По Аристотелю, потеря человеком одного из чувств неизбежно приводит к ограничению чувственного опыта и к потере какого-то знания.

Файлы: 1 файл

шаповал.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУРДОПСИХОЛОГИИ

 

IV в. до н.э. Медицина считает природу глухоты сверхъестественной, а глухого обреченным на немоту (Гиппократ).

130 -2 00 В медицине утверждается мнение о невозможности излечения глухоты (Гален).

Невозможность излечения врожденной глухонемоты, загадочность причин ее порождающих привели Гиппократа к мысли о сверхъестественной природе глухоты. Поскольку речь и слух взаимосвязаны, человек, лишенный слуха от рождения, обречен быть немым. Утверждение о сверхъестественности природы глухонемоты на многие столетия преградило путь попыткам врачей и педагогов преодолеть ее.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) считал, что звук является проводником мысли, и орган звука есть важный орган познания. Глухонемой, лишенный одного из органов чувств, не способен к развитию. По Аристотелю, потеря человеком одного из чувств неизбежно приводит к ограничению чувственного опыта и к потере какого-то знания.

 Из трех важнейших чувств (обоняние, слух и зрение) философ считал зрение наиболее ценным в обеспечении жизненных потребностей, а слух –– более важным для развития интеллекта. Слепота –– недуг более серьезный, но менее влияющий на умственное развитие, чем глухота, в силу чего слепые от рождения умнее глухих от рождения. Поскольку именно слух вносит наибольший вклад в умственное развитие, Аристотель характеризовал глухих людей как "необучаемых, бесчувственных и неспособных рассуждать, ничем не лучше животных».

Медики и философы средневековья  следовали за Аристотелем в понимании божественного порождения речи и важности слуха как обязательного условия ее возникновения. Суждения великих о том, что учить глухонемых невозможно в принципе, пагубно повлияли как на общественное мнение, так и на педагогическую практику. Итак:

  • глухонемые признаются необучаемыми;
  • античная медицина приходит к выводу о сверхъестественной природе глухоты и невозможности ее излечения;

 

1578 Первый документированный успех индивидуального обучения глухонемых (П. Понсе, Испания).

1620 Опубликована первая книга по сурдопедагогике (Ж. Боннет, Испания).

1692 И. К. Амман публикует книгу «Говорящий глухой, или Способ, по которому рожденный глухим может научиться говорить»; 1700 –– «Исследование о даре слова» или «Диссертацию» о речи.

XVII в. Накапливается опыт индивидуального обучения глухонемых в Англии, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Франции.

    1. Открывается первая школа для глухонемых детей (де ль Эпе, Франция).

 

Джероламо Кардано (1501 - 1576) –– профессор одного из итальянских университетов –– предложил физиологическое объяснение причин глухоты и немоты, а также разработал классификацию неслышащих, заложив тем самым "теоретические основы воспитания и обучения глухонемых детей".

В этой классификации неслышащие разделялись в зависимости от времени наступления глухоты и наличия речи:

    1. глухие от рождения;
    2. рано потерявшие слух –– до появления речи;
    3. позднооглохшие –– сохранившие речь.

 

Кардано доказывал возможность умственного развития глухих на основе использования сохранных органов чувств, особенно зрения. Он предложил обучать глухих специально –– с использованием письменной речи и наглядных средств.

Эти идеи получили развитие в трудах соотечественников Кардано –– анатомов и физиологов. Г. Фаллопио, Б. Эустахио, К. Варолия, Ф. Аквапенденте и Ф. Лана-Терци изучили и представили анатомическое описание строения и функционирования органов слуха. Однако все они, сосредоточив свое внимание на теоретических разработках и высказав своеобразные методические советы, не предприняли серьезных попыток учить неслышащих. Первые попытки дать глухому ребенку образование были предприняты не в Италии, а в Испании.

 

К 18-му веку выделяются два направления в индивидуальном обучении глухих:

1. Боннет (Испания), Бульвер, Уоллис (Англия) и др. –– предлагают использовать  в обучении различные виды  речи: устную, письменную, дактильную, жестовую;

2. Ван Хелмонт, Дж.К. Амман (Голландия), Ф. Лана-Терци (Италия), В. Кергер, Г. Рафель (Германия и др.) утверждают, что в качестве средства общения и обучения должна применяться только устная речь.

В целом цель обучения сводилась к формированию средств общения, при помощи которых глухой мог бы включиться в жизнь общества.

 

Жуан Пабло Боннет (1579 - 1633) и Рамирес де Кадрион (1579 - 1652), развившие и обогатившие педагогическую систему Понсе после его смерти, безусловно, располагали записями ее автора. Свой опыт Боннет изложил в трактате "О природе звуков и искусстве научить глухого говорить", изданном в 1620 г. в Мадриде, однако, книга, как и архивы Понсе, долгое время не была востребованной. Научная мысль не только намного опередила общественное мнение о целесообразности обучения аномальных детей, но и вошла в противоречие с религиозным догматом и действующим законодательством о правах инвалидов.

 

Джон Уоллис (1616 - 1703) - профессор геометрии из Оксфорда, создал британскую систему обучения глухонемых устной речи. Его практические достижения, в частности, результаты обучения неслышащего 25-летнего Даниэля Волли оказались столь успешными, что ученика демонстрировали королю и двору. Известны успехи и других членов Общества (В. Холдера; Дж. Далгарно) в области индивидуального обучения глухих. Интерес к проблеме обучения людей с сенсорными нарушениями в Англии имел чисто философский, академический интерес привилегированных исследователей, разделенный и поддержанный просвещенным монархом.

В XVII в. было предпринято немалое число удачных попыток индивидуального обучения глухих: врачом Дж. К. Амманом и химиком Ван Хелмонтом –– в Нидерландах; профессором риторики Лана-Терци –– в Италии; а также другими энтузиастами в других странах. Однако первые учебные заведения для глухих начнут появляться в Европе лишь в XVIII столетии. Педагоги и медики как исследователи опережали свою эпоху, преодолевая и разрушая представления о необучаемости глухонемых, но, принадлежа своему времени, не воспринимали глухих полноценными согражданами. В эту эпоху специальное образование не могло возникнуть не из-за отсутствия теоретических разработок, методик обучения и специалистов, а в силу восприятия людей с выраженными нарушениями в развитии как неполноценных светским законом, религиозным догматом и общественным мнением.

1718 Опубликовано “Искусство научить глухого и немого говорить” (Георг Рафель, Германия). Рафель, совместно с врачом В. Кергером, положил начало специальному обучению глухонемых в Германии. Заняться проблемой специального обучения учителя Рафеля заставила личная трагедия: трое из шести его детей родились глухими. Отец решил самостоятельно выучить детей, для чего изучил всю доступную ему литературу по сурдопедагогике и выстроил свою систему в соответствии с рекомендациями И. К. Аммана. Опыт индивидуального обучения Г. Рафель изложил в книге “ Искусство научить глухого и немого говорить” (1718).

 

1745 Опыт индивидуального обучения глухонемых (Я. Р. Перейра, Франция).

 

1760 Открытие первой школы для глухонемых (Ш. М. Делепе, Франция).

В 1760 г. отлученный от церкви богослов начинает обучение двух глухих девочек, а затем на личные средства открывает небольшую частную школу –– Парижский институт  глухих (1770) - первое в мире училище для глухонемых. В 1789 году этот Институт был признан в качестве национального учреждения.

Делепе –– создатель оригинальной национальной концепции обучения неслышащих –– системы «мимического метода». Он полагал, что в обучении глухих следует использовать различные виды речи, но преимущественно жестовую. Впервые была поставлена задача умственного и нравственного развития глухих учеников.

Концепция Делепе складывалась под влиянием материалистических идей Вольтера, Дидро, Руссо и др. Подчеркивая важную роль воспитания в жизни общества, они утверждали, что задача педагога –– подготовка образованных, критически мыслящих, активных членов общества. Главный принцип –– принцип «естественности», «природосообразности» педагогического процесса. В ходе такого естественного воспитания и должны максимально развиваться чувства ребенка, его ощущения. Все это имеет решающее значение для формирования мышления, человеческой личности. А личность человека, как полагал другой известный ученый того времени –– Кондильяк, может развиваться на основе любого чувства, в том числе и зрения.

Делепе считал, что глухой ребенок вполне может развиваться разносторонне на основе «здорового чувства» –– зрения. Реализация же принципа природосообразности требует использования в этом процессе наиболее естественного для глухих «зрительного» средства общения –– жестовой речи.

 

Врач Института глухих –– Жан Итар выделил 5 групп глухих в зависимости от возможности восприятия на слух неречевых звуков и речи:

1. воспринимающие громкую речь  около уха;

2. различающие гласные и согласные;

3. воспринимающие лишь отдельные  гласные и согласные;

4. на воспринимающие звуков речи, но слышащие очень сильные  неречевые звуки окружающего  мира;

5. полностью глухие дети.

Заметим, что дифференциация глухих детей только на основе различной степени потери слуха не дала ощутимого результата в их обучении.

 

 

 

1777 Опубликованы “Практические указания как научить глухонемого говорить и писать” (И. Ф. Арнольди, Германия).

 

1778 Открыт первый Институт для глухих (С. Гейнике, Германия).

Гейнике считал, что главным ( а согласно взглядам его преемников –– единственным) средством обучения глухих должна быть устная речь. Результаты оказались настолько очевидны, что пастор местного прихода, непримиримый враг Гейнике, был вынужден допустить его учеников к конфирмации –– явления для того времени необычного. Саксонский курфюрст, воодушевленный этими успехами, предложил Гейнике организовать институт для глухонемых, что и произошло в 1778 г. в Лейпциге. Вторая школа для глухонемых открылась через 10 лет в столице Пруссии - Берлине. Но ее возникновение обусловлено уже не единоличной волей монарха, а изменением государственной политики в области образования.

Теория «чистого устного метода», как и вся немецкая педагогика того времени, испытала мощное воздействие классической идеалистической философии Канта. Он рассматривал мышление человека как замкнутую сферу: логические формы мыслей независимы от содержания мыслительной деятельности. Большую роль в «обозначении мыслей» играет язык, особенно устная речь. Главная задача воспитания –– формирование мыслительных операций ребенка.

Цель педагога –– «формальное» образование, т.е. развитие мышления, а это гораздо выше, чем «материальное» образование –– сообщение ученику конкретного учебного материала. Для того, чтобы оказалось возможным формальное образование глухого, необходимо прежде всего научить его устной речи. Поэтому Гейнике и его последователи главную задачу видя в обучении глухих произношению.

Жестовая речь не может развить мышление глухих, поэтому она не только не применяется как средство обучения, но и всячески преследуется как способ общения учеников друг с другом. Содержание всех учебных предметов по сути служит как бы материалом для тренировок в произношении.

Система Гейнике в течение многих лет претерпевала значительные изменения. Его последователи в 19 веке исключили из системы речевых средств, помимо жестовой речи, также и дактильную, которую сам Гейнике пытался использовать в работе. Фридрих Мориц Гилль предложил новую систему –– “естественный метод обучения глухих детей”, в соответствии с идеей, что содержание и средства обучения в специальной школе глухих и в народной школе не должны были существенно отличаться. Единственным средством обучения стала устная речь, и этот «чистый устный метод» широко распространился в Европе, начал применяться в Америке и России.

Преобразования немецкой школы глухих завершил Иоганн Фаттер.

 

Л.С. Выготский: Обучение это (немецкий метод) имеет преимущества перед всеми другими –– перед методами мимики, ручной азбуки (дактилология, письмо в воздухе), потому что такая речь делает возможным общение глухого с нормальными людьми и служит оружием выработки мышления и сознания. \...\

На практике оказывается, что обучение устной речи дает чрезвычайно плачевные результаты. Обучение отнимает очень много времени, обычно не научает логически строить фразы, дает произношение вместо речи, ограничивает словарь.

\...\ В немецкой школе, где наиболее распространен этот  метод…, наблюдаются и наибольшие  извращения научной педагогики. Благодаря исключительной жесткости и насилию над ребенком его удается обучить устной речи, но личный интерес ребенка идет по другому пути. Мимика в этих школах запрещается, преследуется, но у педагогов нет способа изгнать мимику.

Знаменитое училище для глухонемых И. Фаттера отличалось наилучшими успехами в этом деле, но уроки устной речи проводились с большой жестокостью. Учитель, заставляя усвоить трудный звук, мог выбить зуб у ученика и, вытерев кровь с руки, перейти к другому ученику или звуку.

\...\ Устный метод лучше проверяется жизнью. После окончания школы через несколько лет, когда ученики собираются вместе, оказывается: если устная речь была условием существования для детей, тогда этой речью они владели вполне, если же они не имели нужды в устной речи, то возвращались к своей немоте, которой страдали при поступлении в школу.

 

1779 Открыт Институт глухонемых (Австрия).

 

1800 Опубликован “Курс обучения глухонемого от рождения” (Р. А. Сикар, продолжатель Делепе, Франция). Сикар указывал на необходимость выделения групп детей по степени наличия у них слуха и их раздельного обучения.

Информация о работе История развития сурдопсихологии