История становления конфликтологии. Социология и психология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах жестокого царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию царь Соломон (965 — 928 гг. до н.э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3 История конфликтологии.................................................................................9
Понятие о социальном конфликте...................................................................15
Причины конфликта..........................................................................................17 Виды социальных конфликтов.........................................................................19
Методы разрешения конфликтных ситуаций.................................................21
Социально-психологическая структура группы...........................................25
Заключение.........................................................................................................27
Список источников и литературы....................................................................28

Файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 70.17 Кб (Скачать файл)

Навязываемые нормы. Нормы навязываются соперникам извне , ссылаясь на интересы общественных взаимосвязей. Это  институциональный путь, опирающийся на обычаи и традиции. Его главное преимущество в генерализуемости и возможности предсказания поведения соперников. Основной недостаток – отсутствие достаточной гибкости.

Материальное стимулирование – используется в зависимости от ситуации. Обычно применяется в том случае, когда конфликт зашёл слишком далеко. Соперники согласны на частичное достижение цели и хотят хоть как-то компенсировать свои потери. Преимущество этого способа – в его гибкости. Недостаток – в его малом практическом применении, относительная безрезультативность и слабая нормативность.

Использование власти – применяется только ситуативно и только посредством негативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). В действительности применяется в сочетании с предыдущими способами, которые все перемешиваются между собой.

Предполагается, что возможность влияния на участников тем успешнее, чем лучше понимание, интенсивнее взаимная коммуникация и шире пространство действий.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;

Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряжённости;

Стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

Участники переговоров должны стремиться превратить содержательную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями;

Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путём либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо то стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Большое значение имеет заключительная, после конфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована сциально-психологическая напряжённость и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплочённости групп, повышает уровень идентификации их членов с общими целями и удовлетворённости в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

 

 

    1. Социально-психологическая  структура  группы

 

Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить.

Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководителя. Настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с которыми мы общаемся. Хорошее отношение радует, плохое огорчает, тревожит, настораживает. Руководителю еще труднее, потому что по своему социальному статусу он как бы противостоит группе людей, объединенных общим “мы”. И вот такое взаимодействие человеческого “я” и группового “мы” очень сложно и противоречиво, изменчиво и неустойчиво. Мы часто, говоря о коллективе, рассматриваем это взаимодействие как соотношение индивидуальности и коллективности, при этом, как правило, отдаем предпочтение коллективности. Отсюда - стремление к усреднению, уравниванию людей и нелюбовь к “выскочкам”, желание поставить их “на место”.

Такая тенденция очень вредна для развития общества, особенно его творческого, интеллектуального потенциала. Оказывается, что чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным является и коллектив в целом. Поэтому так важно проникнуть в особенности взаимоотношений “я” и ”мы”, складывающихся в социальной группе, т.е. в коллективе, которым мы руководим или собираемся руководить. Психология может стать здесь хорошим помощником.

Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке.

При отборе персонала наниматели имеют дело с людьми, которые стремятся реализовать свои цели, выбирая ту или иную организацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы – любые конфликты, как негативные, так и позитивные, могут и должны быть решаемы, вне зависимости от того, конфликт ли это на самом высоком уровне , или бытовая ссора в троллейбусе. Выход существует даже из тупиковой ситуации. Главное-истинное желание решить тот или иной конфликт, готовность пойти на некоторые уступки, которые при ближайшем рассмотрении окажутся несерьезными по сравнению с преимуществами, полученными в результате разрешения конфликта.

Для достижения положительного результата и необходимо знать структуру развития, виды социальных конфликтов и наиболее рациональные методы выхода из них с наименьшими  потерями, а в лучшем случае, и победителями.

Умение правильно вести себя в конфликтной ситуации поможет нам сохранить душевное равновесие, статус, а иногда даже здоровье и жизнь.

И, если следует всеми силами стремиться к недопущения и погашения в самом зародыше негативных конфликтов, так позитивные конфликты должны и будут существовать, служа определенными стимуляторами для общества.

Таким образом, конфликты должны возникать, а люди должны их решать, чтобы сохранять поступательный ход развития прогресса и истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

1. Трудовой Кодекс РФ  принят Государственной думой 21 декабря 2001 года (с изменениями на 30 июня 2006 года)

2. Налоговый кодекс РФ 1 часть принята Государственной  думой 16 июля 1998 года (с изменениями  на 29 июля 2004 года); 2 часть принята  государственной думой 19 июля 2000 года (с изменениями на 30 декабря 2006 года)

3. Е. В. Воробьева «Заработная  плата в 2007 году» 10-е издание М., издательство «ЭКСМО» 2007 г.  с. 59-66

4. Н. П. Кондраков. «План и  корреспонденция счетов бухгалтерского  учета. 7500 проводок.» М., 2005 г.

5. Н. П. Кондраков «Бухгалтерский  учет» М., издательство «ИНФРА-М» 2006 г.  с. 246-270

6. Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Проблема конфликта. Аналитический  обзор/ Междисциплинарный библиотечный  указатель. М., 2004г.-259 с.

7. Волгин А. П., Матирко  В. И., Модин А. А. Управление персоналом  в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). - М.: Дело 2002 - 279 с.

8. Горнев А.З. "Проблемы  управления персоналом" -М.: Бином, 2001 - 311 с.

9. Грачев М.В. Супер кадры. Управление персоналом в международной

корпорации. - М. :Дело ЛТД 2005г. - 354 с.

10. Десслер Г. Управление  персоналом. М. БИНОМ. 2001- 451 с.

11. Дмитриев А., Кудрявцев  В., Кудрявцев С. Введение в общую  теорию конфликтов. В 3-х томах. М., 2006г. - 2005.

12. Дэнэ Д. Примирение разногласий. Как создать оптимальные взаимоотношения на работе и дома. М., 2003.-417 с.

13. Егоршин А.П., Управление  персоналом. - Н.Новгород НИМБ, 2001 – 298 .

14. Здравомыслов А.Г. Социология  конфликта. М.: Аспект-пресс, 1998.318 с. 15. Инкин  Б.М. "Основы управления персоналом" -М.: Высшая школа, 2001 432 с.

16. Исаенко А.Н. Новое в  теории и практике управления  персоналом. - США: Пресса, 2007г. - 198 с.

17. Маусов Н.К., Кулапов  М.Н., Журавлев П.В. Управление карьерой  персонала в условиях производства (социально-экономический аспект), учебное  пособие. - М.: изд-во Рос. Экон. акад., 2003 - 487 с.

18. Маслов Е-Б. "Управление  персоналом предприятия" -М.: ИНФА-М, 2005- 238 с.

19. Мастенбрук У. Управление  конфликтными ситуациями и развитие  организации. М.: Ин фра-М, 2002г. - 254 с.

20. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. (Пер.

Сангл. ) - М.: Дело, 2005г. - 654 с.

 

 

 


Информация о работе История становления конфликтологии. Социология и психология конфликта