История женского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Началом женского образования можно назвать середину 18 века, когда были созданы Смольный институт благородных девиц и несколько пансионов для девушек (платные, частные). Устав 1786 г. открыл доступ девочкам в малые и главные народные училища. Но учебных заведений было так мало, что они охватывали лишь незначительное число девочек и девушек.

Содержание работы

1. Возникновение женского образования в России 4
2. История женского образования в России 4
3. Характеристика основных женских учебных заведений 8
4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.

Файлы: 1 файл

история женского образования в Роcсии.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение 3

1. Возникновение женского образования в России 4

2. История женского образования в России 4

3. Характеристика основных женских учебных заведений 8

4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в. 11

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Началом женского образования  можно назвать середину 18 века, когда  были созданы Смольный институт благородных  девиц и несколько пансионов  для девушек (платные, частные). Устав 1786 г. открыл доступ девочкам в малые и главные народные училища. Но учебных заведений было так мало, что они охватывали лишь незначительное число девочек и девушек. Женское образование по-прежнему оставалось преимущественно домашним, а об образовании крестьянок говорить не приходится вообще.

В начале 19 века начали развиваться  женские пансионы, закрытые институты  и школы. Но заметного изменения  в состояние женского образования  они не внесли. Гимназии предназначались  только для мальчиков, доступ девочкам в них был закрыт. Девочки могли обучаться наряду с мальчиками лишь в приходских училищах. В 20-40-х гг. 19 века число училищ, где могли обучаться девочки, немного увеличивается.

Женское образование  развивалось по трем основным направлениям:

    • сословные учебно-воспитательные заведения;
    • гимназии;
    • высшее образование.

В педагогической литературе проблема женского воспитания и образования поднимается в работах Л.Н. Тимощенко, А.Г. Хрипковой, И.С. Кона в них даются рекомендации по организации воспитательного процесса с учетом психологических особенностей девушек.

Цель моей работы – сделать историко-педагогический анализ состояния женского образования в России.

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение женского образования в России

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится  к XI веку. В 1086 году дочь киевского князя Всеволода Ярославовича Анна (сестра Владимира Мономаха) открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок.

В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях  говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам «отрокам и девицам». Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века.

В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы».

Следовательно, девочек  стали обучать в XI веке в древней Руси благодаря дочери киевского князя Всеволода Ярославовича Анны, которая открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек стали обучать чтению, письму, пению и швейному делу.

 

 

2. История женского образования в России

Екатерина II в 1762 году начала свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, а также улучшить условия воспитания и школ. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. Он представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.

Таким образом, начало женского образования в России принято  считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И. Бецкого был основан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем монастыре в Петербурге, названный «Воспитательным обществом благородных девиц», Смольный институт вместе с организованным здесь же училищем для малолетних девушек недворянского происхождения («мещанским училищем») должен был стать по задумке императрицы Екатерины II центром женского образования, нацеленного на подготовку будущих «домоводок» и хозяек.

Изданный устав «Общества  благородных девиц» 5 мая 1764 года разделял воспитанниц на четыре возраста, таким  образом, что каждая воспитанница, поступив в «Общество» в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Так же было предписано открыть  привилегированные учебные заведения  для детей дворянства во всех губернских городах.

В созданных по уставу 1786 года для малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище).

С 1796 года после смерти Екатерины по указу Павла I дела «Воспитательного общества» были переданы в руки его жены Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы Марии – управлению, ведавшему в России до 1918 года.

22 декабря 1797 года Мария Федоровна открыла в Петербурге училище – Мариинский институт. Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского сословия. С 1798 по 1807 годы созданы еще четыре аналогичных женских училища в Москве и Петербурге.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища – средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

19 апреля 1858 года в Санкт-Петербурге открыто первое в России женское среднее учебное заведение. Оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны (то есть подчинялось Ведомству императрицы Марии) и в ее честь получило название Мариинское женское училище. В 1862 году Мариинское училище переименовали в женскую гимназию. В дальнейшем по ее образцу создали женские гимназии в других городах; только в Петербурге к 1866 году открыли семь гимназий с семилетним сроком обучения.

Таким образом, основание  Мариинской гимназии в Петербурге положило начало существованию всей системы женского среднего образования в России. К 1911 году в России действовало 35 Мариинских женских гимназий, где учились 16 тысяч воспитанниц.

В первой половине 60-х годов XIX века начинает развиваться сеть учебных заведений. Первоначальное их название - женские училища первого разряда. Параллельно возникают и неполные средние учебные заведения - училища второго разряда (будущие женские прогимназии).

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях.

С 1872 года в России стали  открывать частные женские гимназии. В связи с высокой платой за обучение посещать их могли только дочери состоятельных родителей.

По инициативе и на средства общественности, стали создаваться высшие учебные заведения университетского типа для женщин. Первым женским университетом считаются Бестужевские курсы, основанные в 1878 году профессором А.Н. Бекетовым. Если в 1878 году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч.

В 1896 году женщинам представилось  право поступать в институты  и университеты.

В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут.

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский  съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.

Таким образом, видно, что число  учащихся девушек росло. Главное, что  росло не только число учащихся, но и их соотношение: 1856 г. – 36,9 тыс. (8,2%), 1896 г. – 810,3 тыс. (21,3%), 1911 г. – 2130,1 тыс. (32,1%).

Следует отметить, что достаточно длительное время, воспитание и формирование личности девушки шло в одном  направлении - раскрытие в девушке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Акцент делался на формирование в ней роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей были нужны в будущей семейной жизни.

 

 

 

3. Характеристика основных женских учебных заведений

Дадим краткую характеристику основных женских учебных заведений, которые нами были озвучены выше.

Смольный институт благородных  девиц – первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании «новой породы» людей.

В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Обучение продолжалось 12 лет и  делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.

Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини.

Мариинский институт был открыт 22 декабря 1797 года как училище для беднейших сирот мещанского сословия. 17 ноября 1800 года по Высочайшему повелению учебное заведение Императрицы Марии Федоровны получило официальное наименование: «Мариинский институт».

Первый выпуск состоялся в 1802 году. Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки.

В институт принимались девочки  от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам.

Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время  крайне не хватало. Ряд учебных предметов  преподавались на иностранных языках.

В 1857 году у Н.А. Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, за незначительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Учебный курс включал  в себя: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский  и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские  хозяйственные рукоделия, танцы  и рукоделие.

Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство  «домашней учительницы».

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.

Женские гимназии ведомства  императрицы Марии были платными учебными заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях. Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.

30 сентября 1918 года было  принято «Положение о единой  трудовой школе РСФСР», а с  1 октября того же года учебные  заведения всех ведомств перешли  в ведение Народного комиссариата  по просвещению. Так закончилась  деятельность Ведомства учреждений Императрицы Марии, а также деятельность подведомственных ему учреждений, а богатейший опыт, накопленный ими в обучении и воспитании, был, на долгие года предан забвению.

Информация о работе История женского образования в России