История женского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Началом женского образования можно назвать середину 18 века, когда были созданы Смольный институт благородных девиц и несколько пансионов для девушек (платные, частные). Устав 1786 г. открыл доступ девочкам в малые и главные народные училища. Но учебных заведений было так мало, что они охватывали лишь незначительное число девочек и девушек.

Содержание работы

1. Возникновение женского образования в России 4
2. История женского образования в России 4
3. Характеристика основных женских учебных заведений 8
4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.

Файлы: 1 файл

история женского образования в Роcсии.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Бестужевские курсы – система высшего образования для женщин. Были основаны на систематическом, университетском характере преподавания. Первые курсы открылись в 1878 году в составе словесно-исторического и физико-математического факультетов Санкт-Петербургского университета кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ректором университета, ученым-ботаником, профессором А.Н. Бекетовым.

Изначально срок обучения на курсах был 3 года. С 1881 года он увеличился до 4 лет. На курсы принимались женщины  не моложе 21 года, получившие среднее  образование. Обучение было платным, но многие педагоги читали лекции безвозмездно.

Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое.

В 1886 году Бестужевские курсы, как и другие высшие женские учебные  заведения, были закрыты правительством и лишь в 1890 году, после настойчивых ходатайств представителей прогрессивной интеллигенции, возобновили свою деятельность. Однако теперь курсы лишились автономии, повысилась плата за обучение, был введен ряд ограничений.

В 1906 году права Бестужевских курсов были частично восстановлены. Выпускницы получали право преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и четырех младших классах мужской средней школы. В 1914 году на Бестужевских курсах насчитывалось 6996 слушательниц; выпускницы получали право преподавать в женских средних учебных заведениях.

Таким образом, мы рассмотрели  такие основные женские учебные  заведения, как смольный институт благородных девиц, мариинский институт, бестужевские курсы.

 

 

4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.

Вопрос о женском  профессиональном образовании был  выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало  некоторой их предварительной профессиональной подготовки.

Еще в 1888 году при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по вопросам женского профессионального образования. Комиссия разработала «Положения о двух типах женских профессиональных школ». Предполагалось, что в школах первого типа будет установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны были изучаться общеобразовательные предметы, а в двух последних – специально ремесленные. В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание общеобразовательных и специальных предметов проводилось на всех курсах.

Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900 г. при отделении «Ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения» был создан специальный отдел для руководства уже существующими тогда немногочисленными женскими профессиональными учебными заведениями.

К началу ХХ века (1901 г.) во всей России насчитывается только 129 небольших женских профессиональных школ, в которых было 9920 учащихся.

Подавляющее большинство женских профессиональных школ и курсов обучало белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым ремеслам, считавшимися тогда в России женскими профессиями.

Проблемами женского профессионального образования  в царской России занимался известный педагог и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе.

И.Н. Михайлов подразделял  женские профессиональные школы на четыре разряда или категории:

  1. Профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женским прогимназиям, но в них усиленно преподавались специальные предметы. В профессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальной школы. Срок обучения четыре-пять лет. В последних классах ученицы специализировались в каком-то ремесле: белошвейное дело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и т.д..
  2. Специальные школы, классы, курсы (при гимназиях и прогимназиях), где общее образование не продолжалось, и главное внимание уделялось изучению специальных предметов.
  3. Женские профессиональные школы, в которые девочки поступали без предварительного экзамена и где учебный курс начинался с обучения грамоте. Программа обучения была рассчитана на шесть-семь лет.
  4. Школы, в которых преподавались различные ремесла, рисование, иногда счетоводство и черчение и при поступлении требовалось знание курса только начальной школы. В этих школах общеобразовательные предметы не проходили.
  5. Отдельное, но немаловажное значение представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу.

Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать.

Получение высшего образования  в России являлось особенной проблемой  для женщин в дореволюционной  России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские  женщины, получившие высшее образование, учились за границей.

Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-1861 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию.

В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи  получили равные с мужчинами права  как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу. Однако дипломы женских высших учебных  заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института.

Важным событием в  истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.

Заключение

Начиная с момента  своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и  в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.

Остановившись более  подробно на проблемах женского образования  в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось  негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это  касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер.

C момента формирования в XVIII в. в высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.

И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу.

Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю  и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию.

В заключение хочется  отметить, что женское образование  – это не раздельные уроки или  раздельное обучение, это даже не идеология  преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.

 

Список использованной литературы

  1. История отечественного образования: Учебное пособие. Хрестоматия VIII-начало XX вв. / Сост. С.В. Калинина, В.В. Каширина. – Омск: Триволина, 2001. – 453 с.
  2. История педагогики и образования // Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2001. – 613 с.
  3. Константинов Н.А., Медынский Е.М., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РФ, 1999. – 671 с.
  4. Константинов В.М., Недосекина И.Б. У истоков женского образования в России // Высшее образование в России. – 1992. - №4. – С.78-83.
  5. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд.. - М.: Академия, 2000. – 561 с.
  6. Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.
  7. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. - М.: Школа, 2000. – 238 с.
  8. Рослякова А.И. Из истории женского профессионального образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв.ред. Г.А. Тишкин. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – 281 с.
  9. Пушкарева Н.Л. Первые российские женщины-ученые // Женщины в отечественной науке и образовании. – Иваново: Пресмед, 1997. – 136 с.

Информация о работе История женского образования в России