Содержание:
1.Введение
2.Изменеие физического и психолгического
состояния студентов в период
экзаменов
2.1 Динамика работоспособности студентов
в учебном году и факторы, ее определяющие
2.2 Основные причины изменения состояния
студентов в учебном году и факторы, ее
определяющие
2.3. Заболеваемость в период учебы в вузе
и ее профилактика
2.4 Физкультурная пауза
3.Вывод
4. список литературы.
Введение
Повседневная учебная работа, зачётно
— экзаменационные сессии с их
интенсивной нагрузкой дважды в
течение года, учебные и производственные
практики — всё это требует
от учащихся и студентов не только
усердия, но и хорошего здоровья, хорошей
психофизической подготовленности.
Изучение многими исследователями
бюджета времени студентов специальных
заведений показало, что общая
нагрузка учебной работой, включая
и самоподготовку, в различных
вузах, но факультетам (отделениям) и
курсам в учебном году значительно
колеблется. Она определяется конкретными
условиями, трудоёмкостью и сложностью
изучаемых дисциплин, уровнем предварительной
подготовленности и, конечно, отношением
самого студента к учёбе.
2
Результаты исследований свидетельствуют
о том, что здоровье человека напрямую
связано с его работоспособностью и утомляемостью.
От состояния здоровья во многом зависит
успешность учебной и производственной
деятельности студента. Очевидно, что
имеющее тенденцию к росту утрачивание
резервных возможностей, сопротивляемости
организма человека к внешним и внутренним,
негативным факторам, а также наличие
широкого перечня отрицательных диагнозов
ведут к существенному снижению эффективности
обучения и дальнейшей профессиональной
деятельности. В студенческие годы такая
негативная тенденция опасна.
Обучение
в высшей школе требует от
студентов значительных интеллектуальных
и нервно-профессиональных напряжений,
доходящих в период экзаменационных
сессий до пределов возможного.
Студенческий возраст характеризуется
интенсивной работой над формированием
своей личности, выработкой стиля
поведения. Это время поиска молодыми
людьми ответов на разнообразные
нравственно-этические, эстетические,
научные, общекультурные, политические
и другие вопросы. Студенческий возраст
является также заключительным этапом
поступательного возрастного развития
психофизиологических и двигательных
возможностей организма. Молодые люди
в этот период обладают большими возможностями
для напряженного учебного труда.
Трудности обучения в вузе связаны
не только с необходимостью творческого
усвоения большого объема знаний, выработкой
нужных для будущей профессии
умений и навыков, их практическим применением.
Эти трудности явные. Но существуют
еще и скрытые трудности, которые
сказываются порой весьма существенно
на учебе психоэмоциональном состоянии
студентов.
К ним относятся целый ряд обстоятельств
студенческой жизни, кажущихся малозначительными,
когда они взяты в отдельности, но в совокупности
дающие отрицательный эффект, который
можно назвать неспособностью студентов
к обучению в вузе. В числе причин такого
явления следующие:
1) Резко отличающиеся от школьных
методы и организация обучения,
требующие значительного повышения
самостоятельности в овладении
учебным материалом.
2) Отсутствие хорошо налаженных
межличностных отношений, что
характерно для всякого формирующегося
коллектива
3) Ломка старого, сложившегося
за годы учебы жизненного стереотипа
и формирование нового «вузовского».
4) Сопутствующее поступлению
в вуз новые заботы, которые
чаще возникают у студентов,
проживающих в общежитии.
На психофизическом состоянии
студентов отражаются также субъективные
и объективные факторы. К объективным
факторам относятся возраст, пол,
состояние здоровья, величина учебной
нагрузки, характер и продолжительность
отдыха и др. Субъективные факторы
включают в себя мотивацию
учения, уровень знаний, способность
адаптироваться к новым условиям
обучения в вузе, психофизические
возможности, нервно-психическую
устойчивость, личностные качества
(характер, темперамент, коммуникабельность),
работоспособность, утомляемость
и тому подобное.
Л.А.Китаев-Смык выделяет следующие
показатели экстремального воздействия
на человека:
1. субъективные;
а) “внутриорганизменные” сигналы
к сознанию человека, вызывающие неприятные,
болезненные ощущения. Человек стремится
избегать фактора, обуславливающего это
состояние.
б) дееспособность (работоспособность)
человека. При экстремальном воздействии
она снижается.
2. объективные – регистрация
физиологических процессов. Воздействия,
обуславливающие критические состояния,
идентифицируются как экстремальные.
В.И.Медведев отмечает, что “понятие
экстремальности не может быть
абсолютным и имеет вероятностную
природу. К экстремальному может
быть отнесено такое значение
фактора, которое с определенной
вероятностью вызывает появление
того или иного состояния. Величина
заданной вероятности определяется
или характеристикой заданного
состояния, или условиями трудовой
деятельности”.
Н.И.Наенко указывает, что сдача
экзамена вызывает психическую напряженность,
определяя последнюю как “психические
состояния в сложных условиях
вообще, независимо от вызываемых ими
эффектов” [6,8]. Для большинства учащихся
экзамен – это своеобразная критическая
ситуация, которая определяет их положение
в учебном заведении и дальнейшую
судьбу. При этом данная ситуация оценивается
как трудная и может быть как
эмоционально отрицательной, так и
эмоционально положительной. С точки
зрения других авторов экзамен относится
к стрессогенной ситуации. А.В.Снежневский
определил, что “экзаменационный стресс,
нередко обусловливая так называемый
экзаменационный невроз, является несомненным
психотравмирующим фактором, который
учитывается даже в клинической
психиатрии при определении характера
психогении и классификации неврозов”.Стрессовое
состояние вызывается в большей
степени отношением к ситуации, чем
объективными факторами ситуации, и
возникает порой задолго до начала
действия стрессора. Учащийся реагирует
на экзамены в соответствии со своей
когнитивной интерпретацией внешних
стимулов. Это зависит от таких
параметров, как личностные особенности,
социальный статус, социально-ролевое
поведение студентов и других.
Подготовка и сдача экзаменов
сопряжены с чрезвычайно большим
напряжением организма студента,
вызванным интенсивной умственной
деятельностью и повышенной статической
нагрузкой, обусловленной длительной
вынужденной позой, крайним ограничением
двигательной активности, нарушением
режима отдыха и сна, эмоциональными
переживаниями. Возрастание напряжения
проявляется субъективно – в
переживаниях беспокойства, тревожности,
раздражительности, напряженности,
угнетенном состоянии. Объективно – это
чисто физиологические проявления – повышение
кровяного давления, мускульного напряжения,
глазного давления, усиление выделительных
функций, изменение сердечной деятельности
и дыхания. Основной признак напряжения,
по которому измеряется его степень, -
это изменение функционального уровня
деятельности, проявляющееся в изменении
ее качественных показателей. Как показали
исследования Г.М.Покалева, Н.П.Недуговой
и других, в период экзаменационной сессии
у 37% студентов отмечалась повышенная
утомляемость, связанная с большой умственной
нагрузкой и неполноценным сном. “Почти
у всех учащихся под влиянием экзаменов
произошли стойкие микроциркуляторные
расстройства А.И.Киколов же указывает,
что в период экзаменов, когда учебная
деятельность имеет эмоциональную окраску,
“проявляются как элементы напряжения
– фрустрация и дискомфорт, так и их антиподы
– комфорт и удовлетворение”, то есть
эмоциональный стресс представляет собой
как отрицательное, так и положительное
явление. Соответственно, количественные
и качественные показатели деятельности
либо ухудшаются, либо улучшаются за счет
мобилизации сил. Это связано с тем, что
экзаменационные стресс-факторы действуют
многократно и вызывают функциональные
сдвиги. “У тех, чья тревога перед экзаменом
носит мобилизующий характер, все показатели
вегетативной нервной системы приходят
к норме буквально через несколько десятков
минут после завершения экзамена независимо
от степени удовлетворенности результатами.
У тех же, чье эмоциональное напряжение
не способствует (и даже препятствует)
преодолению стресса, эти показатели не
только не снижаются, но продолжают нарастать,
причем тоже независимо от результатов
экзамена и от удовлетворенности ими”.
Причиной стрессов, возникающих
во время экзаменационной сессии,
по мнению Киколова, следует считать
одновременное действие нескольких
стресс – факторов из вышеперечисленных.
Эмоциональный стресс сопровождается
более или менее значительными
внешними двигательно-пантомимическими
и вегетативно-эндокринными изменениями.
Согласно исследованиям ряда авторов,
под влиянием экзамена повышается или
понижается артериальное давление, частота
пульса, температура кожи, показатели
ЭКГ, кровенаполнение сосудов мозга
и т.д. Возможно покраснение или побледнение
лица, тремор рук .Таким образом, студенты
вузов два раза в год переживают экзаменационный
стресс, или синдром нервного перенапряжения.
2.1 Динамика работоспособности студентов
в учебном году
и факторы, ее определяющие
Работоспособность определяется как
способность человека к выполнению
конкретной умственной деятельности в
рамках заданных временных лимитов
и параметров эффективности. Основу
работоспособности составляют специальные
знания, умения, навыки, а также определенные
психофизические особенности, например,
память, внимание, мышление и т.д.; физиологические
– состояние сердечно-сосудистой,
дыхательной, мышечной, эндокринной
и других систем; физические – уровень
развития выносливости, силы, быстроты
движений и др.: совокупность специальных
качеств, необходимых в конкретной
деятельности. Работоспособность зависит
от возможностей человека, адекватных
уровню мотивации и поставленной
цели.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности
работоспособность студентов претерпевает
изменения, которые отчетливо наблюдаются
в течение дня, недели, полугодия
(семестра), учебного года
В начале
учебного года в течение 3-3,5
недель наблюдается период врабатывания,
сопровождаемый постепенным повышением
уровня работоспособности. Затем
на протяжении 2-2,5 месяцев наступает
период устойчивой работоспособности.
В конце семестра, когда студенты
готовятся и сдают зачеты, работоспособность
начинает снижаться. В период
экзаменов снижение кривой работоспособности
усиливается. В период зимних
каникул работоспособность восстанавливается
к исходному уровню, а если
отдых сопровождается активным
использованием сред физической
культуры и спорта наблюдается
повышенной работоспособности
Начало второго полугодия также
сопровождается периодом врабатывания
продолжительность которого сокращается
по сравнению с первым полугодием
до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение
работоспособности со второй половины
февраля до начала апреля характеризуется
устойчивым уровнем. Причем, этот уровень
может быть выше, чем в первом полугодии.
В апреле наблюдаются признаки снижения
работоспособности, обусловленные возникающим
утомлением. В зачетную сессию и в период
экзаменов снижение работоспособности
выражено резче, чем в первом полугодии.
Процесс восстановления отличается более
медленным развитием, вследствие значительной
глубины утомления
2.2 Основные причины изменения состояния
студентов в учебном году и факторы, ее
определяющие
Два месяца
в году у студентов связаны
с экзаменам – зимняя и весенняя
экзаменационные сессии. Экзамены
являются своеобразным критическим
моментом в учебной деятельности,
в подведении итогов учебного
труда за семестр. Они служат
определенным стимулом к увеличению
объема, продолжительности интенсивности
учебной деятельности, мобилизации
всех сил организма. В этот
период при средней продолжительности
самоподготовки 8-9 часов в день
интенсивность учебного труда
повышается на 86-100%. Все это происходит
в условиях изменения жизнедеятельности
студентов. У многих из них
в этот период возникают отрицательные
эмоции, неуверенность в своих
силах, чрезмерное волнение и
страх. В период экзаменов под
влиянием напряженной умственной
деятельности, в условиях существенных
изменений процессов жизнедеятельности,
отсутствие в них физических
отношений как средство эмоциональной
разрядки, рекреации, наблюдается
последовательное снижение показателей
умственной и физической работоспособности
на всем периоде экзаменационной
сессии. Сам процесс экзаменов
характеризуется также значительными
психоэмоциональными и энергетическими
затратами. В то же время
более высокий уровень физической
подготовленности помогает организму
студентов более экономично справиться
с требованиями экзаменационной
сессии.
Сразу после экзаменационной
сессии наблюдается снижение общего функционального
состояния, толерантности организма к
физическим нагрузкам и возрастание требований
к профессионально важным интеллектуальным
характеристикам личности. Происходит
снижение компонентов клинического статуса
и функциональной устойчивости к физическим
нагрузкам и повышение профессионально
важных интеллектуальных качеств. Такую
динамику можно объяснить следующим образом:
сам учебный процесс с нарастанием его
интенсификации к экзаменационной сессии
является мощным тренингом к стимуляции
долговременной и оперативной памяти,
логического и эвристического мышления,
объема и переключения внимания, зрительно-моторного
восприятия, позволяющим повысить резервы
интеллектуального труда. В то же время,
к началу экзаменационной сессии возрастает
время нахождения студентов в состоянии
гиподинамии, нарушение режима труда и
отдыха, питания. Возрастает негативное
влияние увеличения интоксикации никотином,
временной тонизации посредством тонина
и кофеина при повышенном потреблении
крепкого чая и кофе, что в совокупности
приводит к снижению общей физической
тренированности, общему физическому
утомлению.