Изменеие физического и психолгического состояния студентов в период экзаменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 04:47, реферат

Описание работы

Повседневная учебная работа, зачётно — экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики — всё это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, но факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется.

Содержание работы

1.Введение
2.Изменеие физического и психолгического состояния студентов в период экзаменов
2.1 Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
2.2 Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
2.3. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
2.4 Физкультурная пауза
3.Вывод
4. список литературы.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 28.16 Кб (Скачать файл)

 

  Работоспособность в большей степени связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем фактора «сидячих» профессий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного характера.

 

2.3. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика

Вследствие вынужденной длительной статической нагрузки (постоянное напряжение мышц) заторможены обменные процессы. В положении сидя, особенно с наклоном головы и туловища вперед (учебная  деятельность), возникает костно-суставная  патология, в частности шейного  и поясничного отдела позвоночника. Биохимический анализ позы «сидя  за столом» выявил наличие значительных мышечных напряжений в области поясницы и шеи. Это напряжение мышц, ответственных  за поддержание рабочей позы вызывает их утомление, субъективно оцениваемое  как чувство усталости или  более в указанных областях тела. Объективно утомление проявляется  в возрастании амплитуды биопотенциалов всех исследованных мышц уже в первой половине учебного дня

Для снижения уровня утомления позных мышц, то есть для рациональной рабочей  позы необходимо уменьшить величину наклона головы и корпуса. При  организации рабочего места важно  соблюсти соответствие конструкции  рабочей мебели основным анатомофизиологи-ческим и эргонометрическим требованиям.

 

Высокая нагрузка на зрение во время  учебы в вузе еще более усугубляет имеющееся положение. Поэтому профилактика зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны. Для обеспечения  комфортных условий при выполнении зрительно-напряженных работ необходимо применять наиболее рациональные системы  производственного освещения с  правильным подбором источников света. Особенно важна специальная гимнастика для глаз.

 

   Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.

 

В настоящее время физиология труда  располагает множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов  труда и отдыха, повышение работоспособности  в различных учебно-производственных условиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и  оздоровительно-лечебные мероприятия:

1) Высокий уровень физической подготовленности определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагрузок. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении физических работ.

2) Повышение профессионального мастерства способствуют не только повышению работоспособности специалиста, но и уменьшение эмоциональной напряженности.

3) Поддержание ритмичности учебной нагрузки.

4) Выработка у людей с детского возраста четкого убеждения, что он могут справиться со стрессовыми ситуациями и отрицательными эмоциями.

5)   Правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое воспитание, которое позволит в значительной  степени предупредить вероятность  возникновения конфликтных, стрессовых  ситуаций.

6) Создание условий для возникновения положительных эмоций. Большое значение имеет характер отдыха, способ проведения отпусков, каникул и их своевременность.

 

Сон и психическое здоровье

         Изучение  феномена сна в физиологии  труда принимает исключительно  важное значение в связи с  тем, что сон имеет адаптивное  значение для учебно-трудовой  деятельности человека, расстройство  сна может вызвать понижение  работоспособности. Если расстройство  сна принимает хронический характер, то это может привести к  развитию неврологического синдрома.

         Рекомендации  по предупреждению нарушения сна в основном следующие

1)     Активная деятельность  днем, особенно физическая. Важно,  чтобы сон и бодрствование  совпали с биологическими ритмами  организма

2)     Ежедневная мышечная  активность, причем напряженную  умственную деятельность необходимо  чередовать с физическим трудом или занятиям спортом.

3)     Определенный комфорт  спального места.

Сон восстанавливает и корректирует множество тонких процессов перенапряжения. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных ситуаций и  длительной, напряженной умственной деятельности.

 

         Малоподвижный  образ жизни современного человека  приводит к тому, что нарушается  функциональное состояние всех  систем организма. Деятельность  всех систем организма направлена  на хорошее обеспечение работоспособности  мышц. При отсутствии достаточной  дозы ежедневных мышечных движений  происходят нежелательные и существенные  изменения функционального состояния  мозга и сенсорных систем. Наряду  с изменением в деятельности  высших отделов головного мозга  снижается уровень функционирования  и подкорковых образований, отвечающих  за работу органов чувств (слух, равновесие, вкус и другие) или  ведающих жизненно важными функциями  (дыханием, кровообращением, пищеварением). Вследствие этого наблюдается  снижение общих защитных сил  организма, увеличение риска возникновения  различных заболеваний.

 

         Для данного  состояния характерна повышенная  утомляемость, крайняя неустойчивость  настроения, ослабление самообладания,  нетерпеливость, утрата способности  к длительному умственному и  физическому напряжению.

 

Использование физических упражнений как средство активного отдыха.

 

Различают отдых пассивный и  активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М Чеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой  других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

 

         Этот принцип  стал основой организации отдыха  и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим  образом физические нагрузки  до начала умственного труда,  в процессе и по его окончании  оказывают высокий эффект в  сохранении и повышении умственной  работоспособности. Не менее эффективны  ежедневные самостоятельные занятия  физическими упражнениями в общем  режиме жизни. В процессе их  выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма, Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

«Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов  относятся утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов  с использованием физических упражнений.

         Ежедневная  УГТ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения  физической тренированности, воспитания  воли и закаливания организма. 

 

  2.4      Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Например:Физкультурная минутка, нормализующая  мозговое кровообращение

1.  Исходное положение - основная  стойка 1-3- руки за голову, локти  отвести, прогнуться, вдох, задержать  напряжение – 3-5с; свести локти,  наклонить голову вперед и  отпустить руки, расправив плечи, выдох.  4-6 раз. Т.м.

2.  Исходное положение - ноги  на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение  рук. Дыхание не задерживать.

3.  Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору  или сидя, голова прямо.1- отвести  голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить  подбородок сильно вперед. 4-6 раз.  Дыхание равномерное

         Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что после второй пары  учебных часов умственная работоспособность  студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

 

         С учетом  динамики работоспособности студентов  в течение учебного дня физкультурная  пауза продолжительностью 10 мин.  Рекомендуется после 4-х часов  занятий и продолжительностью 5 мин.  – после каждых 2-х часов самоподготовки.

          Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкультурной паузы проявляется  при 10-минутной ее проведении  в повышении работоспособности  на 10%.

 

  Микропаузы в учебном труде  студентов с использованием физических  упражнений полезны в связи  с тем, что в умственном труде  студентов в силу воздействия  разнообразных факторов возникают  состояния отвлечения от выполняемой  работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено  усталостью в условиях ограничения  активности скелетной мускулатуры,  монотонным характером выполняемой  работы и др.

 

         Использование  «малых форм» физической культуры  в учебном труде студентов  играет существенную роль в  оздоровлении его условий, повышении  работоспособности.

Учебные и самостоятельные занятия  по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

 

         Эффективная  подготовка специалистов в вузе  требует создания условий для  интенсивного и напряженного  творческого учебного труда без  перегрузки и переутомления, в  сочетании с активным отдыхом  и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать  такое использование средств  физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию  достаточно высокой и устойчивой  учебно-трудовой активности и  работоспособности студентов.

 

         В цикле  исследований проверялась целесообразность  проведения занятий физическими  упражнениями и спортом в такие  периоде учебного труда студентов,  когда наблюдается снижение работоспособности,  ухудшение самочувствия: в конце  учебного дня , в конце недели (пятница, суббота) на протяжении  всего учебного года.

 

         Динамика  учебного процесса с его неравномерностью  распределения нагрузок и интенсификацией  во время экзаменационной сессии  является своего рода испытанием  организма студентов. Происходит  снижение функциональной устойчивости  к физическим и психоэмоциональным  нагрузкам, возрастает негативное  влияние гиподинамии, нарушений  режимов труда и отдыха, сна  и питания, интоксикации организма  из-за вредных привычек; возникает  состояние общего утомления, переходящее  в переутомление.

 

          Позитивный  характер изменений умственной  работоспособности достигается  во многом при адекватном для  каждого индивида использовании  средств физической культуры, методов  и режимов воздействия. Обобщенными  характеристиками эффективного  внедрения средств физической  культуры в учебный процесс,  обеспечивающих состояние высокой  работоспособности студентов в  учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности  в учебном труде; малая вариабельность  функций, несущих основную нагрузку  в различных видах учебного  труда; эмоциональная и волевая  устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального  фона; снижение физиологической  стоимости учебного труда на  единицу работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Динамика учебного процесса с его  неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной  сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений  режимов труда и отдыха, сна  и питания, интоксикации организма  из-за вредных привычек; возникает  состояние общего утомления, переходящее  в переутомление.

Позитивный характер изменений  умственной работоспособности достигается  во многом при адекватном для каждого  индивида использовании средств  физической культуры, методов и режимов  воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств  физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой  работоспособности студентов в  учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности  в учебном труде; ускоренная врабатываембсть; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих  основную нагрузку в различных видах  учебного труда; эмоциональная и  волевая устойчивость к сбивающим  факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости  учебного труда на единицу работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Студенческий спорт и жизнь,  В.И. Ильинич, изд. АО Аспект  пресс, Москва 1995 — 350 с.

2. Основы психологии спорта и  физической культуры, Уэйнберг ,

3.     Киколов А.И. Обучение  и здоровье. - М., 1985, 104с

4.  www.examens.ru

 

Информация о работе Изменеие физического и психолгического состояния студентов в период экзаменов