Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 12:47, курсовая работа
П р о б л е м а исследования – как влияют занятия по рисованию на развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни.
О б ъ е к т исследования – развитие изобразительного творчества.
П р е д м е т исследования – развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни в процессе занятий по рисованию.
Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ динамики показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве экспериментальной и контрольной групп обследуемых детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе по методике «Свободный рисунок» представлен на рисунке 2.4.4.
Рис. 2.4.4 Динамика показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве
Анализ динамики показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы показал следующие изменения: увеличилось на 20 % (2 чел) число детей у которых выявлен очень высокий уровень. Эти респонденты увеличили свои показатели с высокого до очень высокого уровня развития изобразительного творчества. Так, на этом уровне оказалось 30 % (3 чел) детей. Рисунки этих детей оригинальные, необычные, что свидетельствует о незаурядной фантазии, о богатом воображении, образы и детали рисунков тщательно проработаны.
У 50 %(5 чел) дошкольников выявлен высокий уровень, состав данной группы незначительно, но качественно изменился. Эти дети давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки; рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми; предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка.
И у 20 % (2 чел) выявлен средний уровень развития изобразительного творчества, число детей этой группы снизилось на 20 %. В рисунках этих детей прослеживаются отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей.
У 20 % детей, оставшихся на низком уровне так же прослеживаются качественные изменения изобразительного творчества: стали давать простор своей фантазии – в рисунках. Научились связывать предмет с общей композицией, заполненность листа частичная, рисуют лишь основу, без детализации рисунка, сюжета.
Анализ динамики показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве детей старшего дошкольного возраста контрольной группы показал следующие изменения: число детей с высоким уровнем снизилось на 10 % и стало составлять 60% (6 чел), причем один дошкольник повысил свои показатели с высокого уровня до очень высокого. Респондент 8 на данном этапе исследования показал значительно высокий результат, благодаря чему 10 % (1 чел) детей контрольной группы находятся на уровне – очень высокий. На среднем уровне осталось 30 % (3 чел) дошкольников.
Сравнительный анализ показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве детей экспериментальной и контрольной групп по методике «Свободный рисунок» показал, что показатели детей экспериментальной группы качественно изменился, увеличилось число детей показавших высокий и очень высокий уровень способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве. Уровень способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве детей контрольной группы остался без особых изменений.
М е т о д и к а 5. Изучение рисунков детей (Г.А. Урунтаева).
Цель: выявить уровень развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция).
Динамика показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция) детей экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 2.4.5.
Таблица 2.4.5
Динамика показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность,
цветовое решение, композиция)
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
I этап |
III этап |
Изменения |
I этап |
III этап |
Изменения | |
Высокий |
30 % |
50 % |
20 % |
20 % |
20 % |
0 |
Средний |
30 % |
30 % |
0 |
30 % |
30 % |
0 |
Низкий |
40 % |
20 % |
20 % |
50 % |
50 % |
0 |
Сравнительный анализ показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция) экспериментальной и контрольной групп обследуемых детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе представлен на рисунке 2.4.5.
Рис. 2.4.4 Динамика показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое
решение, композиция)
Анализ динамики показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция) детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы показал следующие изменения: число детей с высоким уровнем увеличилось на 20 % и стало составлять 50 % (5 чел). Для них характерно использование в рисунках различных оттенков цветов, повторение и чередование цвета и элементов, уравновешивание композиции по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; экспериментирование с цветами и элементами.
Число детей показавших средний уровень осталось без изменений – 30 %, но эту группу составляют 20 % (2 чел) детей имевшие на констатирующем этапе низкий уровень и 10 % (1 чел), это испытуемый уровень которого не изменился. Для этих детей характерно использование большого количества цветов, внося этим некоторую дисгармонию; частичное отсутствие связи цветов и элементов в композиции; экспериментирование либо с цветами, либо с элементами, использование в основном традиционных элементов в различных сочетаниях и комбинациях.
Число детей показавших низкий уровень уменьшилось на 20 % и стало составлять 20 % (2 чел.). Эти дети не задумываются над повтором и чередованием элементов, располагают элементов произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции; используют только традиционные элементы и цвет в соответствии с усвоенными шаблонами.
Анализ динамики показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция) детей старшего дошкольного возраста контрольной группы показал следующие изменения: число детей с высоким уровнем не изменилось и составляет 20 % (2 чел), число детей показавших средний уровень также не изменилось и составляет 30 % (3 чел.). На низком уровне, также как и на констатирующем этапе находятся 50 % (5 чел) детей контрольной группы.
Сравнительный анализ динамики показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция) детей экспериментальной и контрольной групп по методике «Изучение рисунков детей» показал, что уровень детей экспериментальной группы качественно изменился. Уровень детей контрольной группы остался без изменений.
Анализ показателей уровней развития изобразительного творчества обследуемых детей по всем методикам на контрольном этапе представлен в таблице 2.4.6
Таблица 2.4.6
Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на 1и 3 этапах эксперимента
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
I этап |
III этап |
изменения |
Iэтап |
IIIэтап |
изменения | |
Высокий |
2 (20%) |
4 (40%) |
+20% |
1 (10%) |
2 (20%) |
+10% |
Средний |
5 (50%) |
5 (50%) |
0 |
6 (60%) |
5 (50%) |
+10% |
Низкий |
3 (30%) |
1 (10%) |
+20% |
3 (30%) |
3 (30%) |
0 |
Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе представлены на рисунке 2.4.6.
Рис. 2.4.6 Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на 1 и 3 этапах эксперимента
Анализ показателей уровней развития изобразительного творчества показал, что на высоком уровне в экспериментальной группе на 1 этапе исследования 20 % детей, на 3 этапе 40 % детей, Появись улучшение качеств на 20 %. А у контрольной на 1 этапе 10 % детей, на 3 этапе 20 % детей. Тенденция повысилась на 10 %. Дети высокого уровня показали: высокую продуктивность, оригинальность, разрабртаность, нестандартность, целенаправленность, самостоятельность. Дети выдвигают много новых, нестандартных идей; проявляют способность выделять главное в процессе изображения и свою идею воплощать в оригинальном названии рисунка
На среднем уровне в экспериментальной группе на 1 этапе 50 %, на 3 этапе 50 %детей без изменений. В контрольной группе на 1 этапе 60 %, на 3 этапе 50 %. Появились улучшения качеств на 10 %. Для них характерно: творчество отличается продуктивностью и в отдельных случаях оригинальностью, целенаправленностью; дети могут выдвигать нестандартные идеи; способны свою идею воплощать в оригинальном названии рисунка. они не всегда уверенны в выполнении своего замысла, иногда прибегают к помощи взрослого.
На низком уровне в экспериментальной группе на 1 этапе 30%, на 3 этапе 10 %детей. В контрольной группе на 1 этапе 30 %, на 3 этапе 30 %,без изменений. Появились улучшения качеств на 20 %. Для них характерно: не способны выполнять задание самостоятельно, требуется постоянная помощь взрослого, не проявляют интереса и творчества, названия рисунков не оригинальны, не всегда достигают поставленной цели.
Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования развития изобразительного творчества детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе по всем методикам показал, что уровень развития изобразительного творчества детей экспериментальной группы качественно изменился. Уровень развития изобразительного творчества детей контрольной группы остался без особых изменений. Анализ данных позволяет с уверенностью утверждать, что реализация апробированных занятий по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста были эффективны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях рисования по замыслу, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях рисования по замыслу является самостоятельность, разнообразие и вариативность работы.
Эксперимент проводился на базе МДОУ № 31 города Биробиджана с сентября 2011- декабрь 2011 года. И состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей – экспериментальная группа, 10 детей – контрольная группа.
Эмпирическое исследование развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста включало в себя: тесты для детей, анализ продуктов деятельности детей. Это дало возможность наиболее полно исследовать проявления изобразительного творчества детей, точно определить уровень развития изобразительного творчества, разработать и проверить на практике комплекс занятий рисования по замыслу направленных на развитие изобразительного творчества обследуемых детей.
По результатам исследования было определено, что уровень изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе в обеих группах средненизкий. Констатирующий эксперимент показал, что причинами несформированности определенного уровня изобразительного творчества являются трудности восприятия пространственных отношений, малый запас сведений об окружающем мире, бедность, неточность представлений.
В связи с этим целью формирующего эксперимента являлось повышение уровня развития изобразительного творчества детей экспериментальной группы. Для осуществления данной цели нами был разработан комплекс занятий рисования по замыслу с использованием нетрадиционных и традиционных техник. В ходе проведения занятий рисования по замыслу обогащалась эмоциональная сфера и зрительный опыт детей, накопление знаний об изменениях в природе, особенностях времен года и отображение полученных впечатлений в ходе изобразительной деятельности.
Для выявления результативности работы и определения конечного уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста бал проведен контрольный эксперимент. В ходе обобщения результатов мы увидели, что уровень изобразительного творчества старших дошкольников экспериментальной группы стал выше, чем в начале эксперимента: Количество детей показавших высокий уровень увеличилось на 20 %, так на начальном этапе высокий уровень был выявлен у 20 % (2 чел.) детей, а на контрольном этапе уже 40 % (4 чел) детей. Число детей показавших средний уровень развития изобразительного творчества на контрольном и констатирующем этапах не изменилось и составляет 50 % (5 чел.), при том, что двое дошкольников увеличили свои показатели и перешли на высокий уровень и двое детей показавших низкий уровень на начальном этапе перешли на средний уровень на контрольном, изменения составляют 20 %. На контрольном этапе эмпирического исследования число детей с низким уровнем снизилось на 20 %, так на начальном этапе низкий уровень был выявлен у 30 % (3 чел.) детей, а на контрольном этапе уже 10 % (1 чел) детей.
Информация о работе Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста