Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 12:47, курсовая работа
П р о б л е м а исследования – как влияют занятия по рисованию на развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни.
О б ъ е к т исследования – развитие изобразительного творчества.
П р е д м е т исследования – развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни в процессе занятий по рисованию.
Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
1.3 Рисование как форма развития изобразительного творчества детей 6 года жизни
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
Все они оказывают большое влияние на личность ребенка, развивают перцептивную сторону, способствуют развитию воображения, памяти, речи, воспитывают нравственные качества ребенка.
В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты; происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус [22; 123].
С максимальной непосредственностью ребёнок выражает на бумаге то, что его волнует, свои новые впечатления, возвращается к любимым образам — ведь этим путём он может заставить их действовать по собственному желанию.
Важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста отводится рисованию по замыслу. Рисунки детей значительно обогащаются за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку [33; 31].
Оставаясь без руководства, рисование по замыслу быстро теряет свою прелесть для ребёнка, ибо качество рисунка перестаёт его удовлетворять. Уважение и внимание педагога к этой форме детского творчества, требовательность к его качеству, индивидуальная помощь в процессе работы, периодические критические просмотры с детьми их работ положительно влияют на рисование по замыслу детей [47; 57].
Рисование по замыслу детей должно остаться в значительной мере и в старшей группе средством творческого выражения детских замыслов, интересов, переживаний; ему следует уделить достаточно времени и чутко им руководить. Необходимо продуманно развивать широкую творческую инициативу ребёнка, которая полноценно раскрывается в этом типе рисования.
Рисование такого типа требует особого руководства. Можно легко спугнуть, лишить смысла, непосредственности творческое настроение. Свобода и смелость в рисунке такого типа у старших детей (6—7 лет) возможны лишь в том случае, если качество его улучшается и удовлетворяет ребёнка, если им надлежащим образом руководят. К сожалению, этим типом рисования в детском саду чаще всего не руководят; обычно оно поощряется лишь как удобное для воспитателя заполнение детского времени [47; 59].
Воспитатель даже иногда не следит за таким элементарным требованием, как «не мешать рисующим», так как сам он не всегда относится бережно к детскому творчеству.
Иногда можно видеть, как дети неряшливо бросают эти рисунки, мнут их, делают из них «летающих птиц» и т. п. В таком случае данный тип рисования сходит на нет и оказывает плохую услугу другим типам рисования, так как неряшливость и незаинтересованность, наблюдаемая при этом, вредно действует на те изобразительные навыки, которым воспитатель обучает детей во время рисования по заданию.
В развитии детских рисунков по замыслу серьёзную роль играет то отношение, внимание и уважение к выдумке ребёнка, к его замыслам в творческой работе, которые установились в группе. Воспитатель должен с искренним удовольствием замечать всякое проявление подлинной детской инициативы [47; 62].
Повышению качества рисования по замыслу старших дошкольников способствует общее руководство всеми видами детского рисования и в особенности чётко вычлененные и осуществлённые элементы обучения в виде систематических заданий, выполняемых детьми. Единство руководства разнообразными типами детского рисования делают каждый тип полноценным, положительно влияющим на другой тип рисования [30; 27].
В дошкольном возрасте карандаш, краски, бумага становятся спутником ребёнка, его помощником в усвоении окружающего мира. И нужно создать все условия, благоприятствующие этому. Самое ценное здесь — реализация детских переживаний и замыслов, нахождение образов для их выражения, закрепление тех или иных творческих или технических достижений [16; 114].
Этот вид детской самостоятельной деятельности способствует развитию инициативы, воображения, памяти, чувств и воли. На этих занятиях детские замыслы реализуются в конкретных образах.
Рисование по замыслу ребёнка является чувствительным барометром в развитии детского рисунка. Если оно бедно, невыразительно, если ребёнок вяло, без интереса и видимых результатов занимается этим типом рисования, то можно смело сказать, что в этом случае вся постановка руководства детским рисованием в корне ошибочна. И, наоборот, смелость, самостоятельность, богатство творческой инициативы и полноценное качество детского рисования по замыслу есть показатель чёткого руководства [19; 15].
В руководстве детским рисованием следует методически правильно использовать:
1) начало занятий и указания воспитателя,
2) образец,
3) показ,
4) подражание и пример
5) детскую взаимокритику и
Занятия творческого порядка, помимо чёткого объяснения, требуют воздействия на воображение ребёнка, привлечения его внимания к творческому замыслу, возбуждения желания творчески работать. Эти занятия, а к ним относятся почти все типы рисования, требуют небольшого образно-эмоционального вступления [19; 18].
Инициатива выбора темы рисунка по замыслу должна принадлежать ребенку. Но так как на первых порах замыслы детей неустойчивы, часто меняются под влиянием случайных обстоятельств и не всегда ребенок может тут же на занятии быстро решить, что он будет рисовать, задача педагога — помочь ребенку в выборе и осуществлении замысла.
Зная интересы ребенка, можно тактично, не навязывая ничего, напомнить любимые игры и игрушки, интересные наблюдения, события, свидетелем которых он был. Иногда возможны такие занятия, на которых замысел ребенка направляется общей темой, например: «Твоя любимая игрушка», «Нарисуй картинку, какую хочешь» и т. п. В ряде случаев целесообразно накануне поговорить с детьми о предстоящем занятии и о том, кто что хочет нарисовать.
Четкой грани, разделяющей предметное, сюжетное, декоративное рисование и рисование по собственному замыслу, нет. Часто предметное рисование превращается в сюжетное, декоративность пронизывает предметные, сюжетные рисунки и рисунки по собственному замыслу детей [33; 45].
Цель любого занятия рисованием — развитие творческих сил детей и навыков изображения. Наряду с анализом формы предмета и уточнением знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, знания, на свои впечатления, фантазию. Сочетание обучения и творческого развития требует большого такта, с тем чтобы одна сторона не подавляла другую.
Рисунки но собственному замыслу ребенка показывают, что обучение детей изображению предметов помогает относительно полно и убедительно выразить в рисунках свои впечатления и мысли об окружающем. Ребенок в рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы.
Рисунки по собственному замыслу могут выполняться за 2—3 занятия. Не надо требовать от детей выполнения задания в одно занятие, не надо торопить их [33; 48].
Как подчеркивает Е.А. Флерина, рисование по замыслу является важным и эффективным средством развития детского творчества. В рисовании по замыслу задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества [47; 72].
Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается постепенно. Детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями их задуманного сюжета. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете своего замысла и все детали он выполняет по своему желанию.
В рисовании любого типа важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.
Очень трудным для старших дошкольников является изображение движущихся предметов (частей тела: рук, ног и т.д.). Некоторые стороны действительности очень трудно или невозможно передать средствами рисунка. В этих случаях ребенок нередко прибегает к помощи звукоподражания, жестам и т.п. [26; 47].
Каждый может наблюдать картину, когда ребенок, рисуя паровоз, начинает гудеть, шипеть, пыхтеть. Этот факт можно объяснить стремлением ребенка полнее передать сходство своего изображения с изображаемым предметом. Подобным же образом могут быть объяснены и другие «неправильности» детского изображения. Нередко ребенок выражает в рисунке такие черты изображаемого, которые обычно зрительно не воспринимаются.
Одна из серьезных трудностей, с которой встречается ребенок, заключается в передаче пропорциональности отдельных частей предмета и отношений предметов в сложном много предметном рисунке [26; 51].
Большие трудности представляет для ребенка и передача перспективных ощущений. Эти трудности зависят от того, что дошкольники еще не совсем понимают смысла перспективных сокращений. Пространственное размещение предметов на плоскости листа бумаги - то, чему ребенок должен обучаться.
В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится связать изображение в одну цельную картину, появляется уже примитивная композиция рисунка. Рисунок упорядочивается. При этом изображение предметов располагается чаще всего в одну линию. Такая композиция детского рисунка выражает уровень его познания пространственных отношений в окружающем мире и уровень усвоенной им изобразительной техники. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны лишь пониманию старшего дошкольника, имеющего опыт [30; 26].
Дети старшего дошкольного возраста могут создавать композиции по заранее продуманному плану, иногда могут строго выдержать принцип единства времени и действия. Соответственно, при руководстве воспитателю необходимо применять комплекс методов и приемов обучения для более полного воздействия на все стороны личности ребенка, что поможет эффективному и успешному развитию детского творчества.
Одним из ведущих словесных методов обучения изобразительной деятельности является беседа, в ходе которой можно подвергнуть обсуждению изображаемые предметы, высказать свое отношение к ним, восполнить опыт ребенка новыми теоретическими знаниями, которые он впоследствии может проверить на практике. Беседа позволяет выявить недостатки знаний у детей, с целью последующего дополнения и систематизации их. Тем более, что ребенку в некоторых случаях бывает легче выразить свою мысль сначала в слове, а затем уже на листе бумаги с помощью красок [30; 26].
В процессе руководства изобразительной деятельностью дошкольников словесные методы неотделимы от наглядных. Одним из ведущих наглядных методов является наблюдение.
В предварительной работе в процессе наблюдений со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то выразительные признаки объектов можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок [30; 28].
Таким образом, в старших группах действия восприятия, наблюдения тесно взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел стимулирует дополнительное наблюдение.
Тематика рисования по замыслу определяется, прежде всего, интересами, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности..
В своих работах Е.А. Флерина выделила отличительные особенности детского рисунка [47; 87]:
2. Содержательность. Рисунок даже
самого маленького ребёнка
Информация о работе Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста