Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить активность вегетативной нервной системы у лиц с различной степенью агрессивности.
Задачи: проведение психологического тестирования hand-теста и теста Басса-Дарки, разделение испытуемых на психологические группы; регистрация нитроглицериновой пробы ЭКГ, КГР; обработка результатов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Обзор литературы
1.1Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии…........5
1.2. Биологическое предназначение агрессии в природе……………………..12
1.3. Физиологические изменения……………………………………………….13
Глава 2. Нейроанатомия агрессивного поведения…………………………….14
Глава 3. Методика выполнения работы………………………………………..17
Глава 4. Результаты исследования……………………………………………...18
Глава 5. Обсуждение результатов.
Глава 6. Выводы.
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра анатомии и физиологии человека и животных
Специальность 011600 биология
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «ИЗУЧЕНИЕ АКТИВНОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АГРЕССИВНОСТИ».
Научный руководитель
Кожевников Сергей Павлович
Работу выполнил
Студент Плехова Екатерина Андреевна
Ижевск
2009
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Обзор литературы
1.1Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии…........5
1.2. Биологическое предназначение агрессии в природе……………………..12
1.3. Физиологические изменения……………
Глава 2. Нейроанатомия агрессивного поведения…………………………….14
Глава 3. Методика выполнения работы………………………………………..17
Глава 4. Результаты исследования…………………………………………….
Глава 5. Обсуждение результатов.
Глава 6. Выводы.
Список литературы.
Введение.
На протяжении многих веков человечество задавалось вопросом: почему люди действуют агрессивно по отношению друг к другу, и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное поведение?
Человек, как и все животные, имеет множество «врожденных программ» поведения - мы рождаемся с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем, и в нужный момент они срабатывают. Эти «программы» – инстинкты. Они формировались в далекие времена и совсем в иной среде, мало похожей на ту, в которой мы сейчас живем. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда адекватно обстановке, рационально и даже нежелательно. Не все что естественно - хорошо. В силу изначальной запрограмированности, люди не абсолютно свободны в своем поведении, один сценарий они осуществляют легко, другой - с трудностями, а некоторые сценарии могут быть вообще невыполнимы. Для большинства ситуаций мы имеем достаточный набор альтернативных «программ», на основе которых можно построить несколько вариантов поведения. (Все мы изначально "знаем", как воровать, и знаем, что это плохо; будем ли мы ворами или честными, зависит от нас, а не от нашей природы.) Наш мозг устроен так, что его часть, отвечающая за сознание, не только не может ознакомиться с содержанием «врожденных программ», но даже не знает об их существовании. Поэтому когда инстинктивное поведение берет верх, сознание ищет и находит свои объяснения поведения и его мотивов, и не обязательно верные.
Человек - весьма агрессивное существо. Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным, a порой и непредсказуемым. Основной механизм этой системы заключается в том, что ситуация, представляющая угрозу для нашей безопасности, вызывает самые разнообразные соматические реакции (например, выброс в кровь большого количества адреналина, расширение зрачков, повышение артериального давления, учащение пульса и усиление потоотделения), которые помогают нам встретить надвигающуюся опасность во всеоружии или убежать от неё. Вследствие того, как у нас развита вегетативная нервная система, можно судить о степени предрасположенности человека к агрессивному поведению. То есть, кроме всего перечисленного на агрессивность с биологической стороны влияет ещё и предрасположенность человека к данному поведению.
Мы можем научиться
управлять своей
Цель настоящей работы – изучить активность вегетативной нервной системы у лиц с различной степенью агрессивности.
Задачи:
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Обзор основных
теоретических направлений в
описании агрессии.
На протяжении
многих веков человечество задавалось
вопросом: почему люди действуют агрессивно
по отношению друг к другу, и какие меры
необходимо принять для того, что бы предотвратить
или взять под контроль подобное деструктивное
поведение?
Этот вопрос рассматривался с различных
позиций – с точки зрения философии, поэзии
и религии. Однако только в нашем столетии
данный вопрос стал предметом систематического
научного исследования.
Но для рассмотрения проблемы агрессивности,
необходимо выявить, что же такое агрессия?
Современный словарь по психологии дает
такое определение: «Агрессия - мотивационное
поведение, акт, который может часто наносить
вред объектам атаки-нападения или же
физический ущерб другим индивидам, вызывающее
у них депрессию, психодискомфорт, неуютность,
напряженность, страх, боязнь, состояние
подавленности, аномальное психопереживание».
Берковиц Л. (Berkovitz,1974 по ) обратил внимание
на то, что одна из главных проблем в определении
агрессии заключается в том, что в английском
языке этот термин подразумевает большое
разнообразие действий.
«Когда люди характеризуют кого-то как
агрессивного, они могут сказать, что он
обычно оскорбляет других, или что он часто
недружелюбен, или же он, будучи достаточно
сильным, пытается делать все по-своему,
или, может быть, возможно, без страха бросается
в омут неразрешенных проблем».
Басс предложил такое определение агрессии.
Агрессия – это любое поведение, содержащее
угрозу или наносящее ущерб другим.
Несмотря на значительные разногласия,
относительно определения агрессии, многие
специалисты в области социальных наук,
в настоящее время склоняются к следующему
определению: «агрессия – это любая форма
поведения, нацеленного на оскорбление
и причинение вреда другому живому существу,
не желающему подобного обращения».
Из этого определения следует, что агрессию
следует рассматривать не как модель поведения,
а как эмоцию, мотив или установку. Термин
агрессия часто ассоциируется с негативными
эмоциями, – такими как злость; с мотивами,
– такими, как стремление оскорбить или
навредить; и даже с негативными установками,
– такие как расовые и этнические предрассудки.
Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно,
играют важную роль в поведении, результатом
которого становится причинение ущерба,
их наличие не являются необходимым условием
для подобных действий. Агрессия разворачивается
как в состоянии полнейшего хладнокровия,
так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.
Также совершенно необязательно, чтобы
агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали
тем, на кого направлены их действия. Многие
причиняют страдания людям, к которым
относятся скорее положительно, чем отрицательно
(случаи насилия в семье).
Вопрос о том, почему люди совершают опасные агрессивные действия долго, был предметом серьезных дискуссий, высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. При всем разнообразии выдвигающихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий.
Агрессия относится в первую очередь к:
1. врожденным побуждениям или задаткам;
2. потребностям, активизируемым внешними стимулами;
3. познавательным и эмоциональным процессам;
4. актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Самое раннее и, возможно,
наиболее известное теоретическое положение,
имеющее, отношение к агрессии, - это то,
согласно которому данное поведение по
своей природе преимущественно инстинктивное.
Одним из представителей данной теории
является Зигмунд Фрейд. Он в своих ранних
работах утверждал, что все человеческое
поведение проистекает, прямо или косвенно,
из эроса, инстинкта жизни, чья энергия
(известна как либидо) направлена на упрочнение,
сохранение и воспроизведение жизни. В
этом общем контексте агрессия рассматривалась
просто как реакция на блокирование или
разрушение либидозных импульсов. Агрессия
как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая,
ни как постоянная и неизбежная часть
жизни.
Пережив опыт насилия первой мировой войны,
З.Фрейд предположил существование второго
основного инстинкта, танатоса – влечение
к смерти, чья энергия направлена на разрушение
и прекращение жизни. Он утверждал, что
все человеческое поведение является
результатом сложного взаимодействия
этого инстинкта с эросом и что между ними
существует постоянное напряжение. Ввиду
того, что существует острый конфликт
между сохранением жизни (то есть эросом)
и ее разрушением (танатосом), другие механизмы
(например, смещение) служат цели направлять
энергию танатоса во вне, в направлении
от «Я». Таким образом, танатос косвенно
способствует тому, что агрессия выводиться
и направляется на других.
Положение об инстинкте стремления к смерти
является одним из наиболее спорных в
теории психоанализа. Оно было фактически
отвергнуто многими учениками Фрейда,
разделявшими его взгляды по другим вопросам.
Тем не менее, утверждение о том, что агрессия
берет начало из врожденных, инстинктивных
сил, в целом находило поддержку даже у
критиков.
Взгляд теоретиков – эволюционистов во
многом схож с позицией З.Фрейда, но они
считали, что источником агрессивного
поведения является другой врожденный
механизм: инстинкт борьбы, присущий всем
животным, включая человека.
А представители социобиологического
подхода считают что; агрессивность –
это средство, с помощью которого индивидуумы
пытаются получить свою долю ресурсов,
что в свою очередь, обеспечивает успех
(преимущественно на генетическом уровне)
в естественном отборе.
В то время как различные теории агрессии
как инстинкта сильно разнятся в деталях,
все они сходны по замыслу. В частности,
центральное для всех теорий является
положение о том, что агрессия является
следствием по преимуществу инстинктивных,
врожденных фактов, логически ведет к
тому, что агрессивные проявления почти
не возможно устранить. Ни удовлетворение
всех материальных потребностей, не устранение
социальной справедливости, ни другие
позитивные изменения в структуре человеческого
общества не смогут предотвратить зарождение
и проявление агрессивных импульсов. Самое
большее, чего можно достичь, - это временно
не допускать подобных проявлений или
ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно
данным теориям, агрессия в той или иной
форме всегда будет нас сопровождать.
И в самом деле, агрессия является неотъемлемой
частью нашей человеческой природы.
Но теория «Агрессия, как инстинктивное поведение» (К.Лоренц , 1994) никогда не была принята учеными всерьез. Более распространенными являются теории побуждения, которые предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теории этого направления пользуется теория фрустрации – агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Дж.Доллардом и его коллегами. Доллард сформулировал теорию фрустрации-агрессии:
1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.
Фрустрированные
индивидуумы не всегда
Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии и выделил 3 фактора, обуславливающих выбор агрессором жертвы:
сила побуждения к агрессии;
сила факторов, тормозящих данное поведение
стимульное сходство каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.
Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.
Теория модели агрессивного поведения выдвинутая Миллером, не содержит в себе каких – либо принципиально новых формулировок. Просто вышеизложенные теоретические модели уточнены и расширены в результате приложения их к эмоциональным и когнитивным процессам, выступающих в качестве основных детерминант агрессии (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 2000).
Л.Берковиц, в своих поздних работах,
подверг пересмотру свою оригинальную
теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии
на эмоциональные и познавательные процессы
и тем самым, подчеркнув, что именно последние
лежат в основе взаимосвязи фрустрации
и агрессии
В редакции 1989 года теория Л.Берковица
(Berkovitz) гласит, что посылы к агрессии вовсе
не являются обязательным условием для
возникновения агрессивной реакции. Скорее
они лишь «интенсифицируют агрессивную
реакцию на наличие некоего барьера, препятствующего
достижению цели». Он также представил
доказательства того, что индивидуум,
которого спровоцировало на агрессию
(то есть он объясняет свои негативные
чувства как злость), может стать более
восприимчивым и чаще реагировать на посылы
к агрессии. Итак, хотя агрессия может
появляться в отсутствии стимулирующих
ее ситуационных факторов, фрустрированный
человек будет все-таки чаще обращать
внимание на эти стимулы, и они, скорее
всего, усилят его агрессивную реакцию.
Из данной теории следует, что агрессивное поведение человека можно контролировать, «просто» научая людей реально представлять себе потенциальную опасность, которая может исходить от явно угрожающих ситуаций или людей. Однако не надо игнорировать важную роль эмоций в этих моделях поведения. И Л.Берковиц и М.Зильман признают, что агрессия бывает импульсивной, не подвластной контролю рассудка. Зильманн (Zillmann,1979) полагал, что агрессия обусловлена возбуждением. В данном случае возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что находит выражение в соматических реакциях – таких как учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления.
Одним из наиболее любопытных аспектов теории Зильманна является положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться (то есть переноситься) на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает немедленно, даже если реакция индивидуума предполагает его ослабление, остатки медленно исчезающего раздражения могут «вливаться» в последующие, потенциальные независимые (от данного стимула) эмоциональные реакции и переживания.