Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить активность вегетативной нервной системы у лиц с различной степенью агрессивности.
Задачи: проведение психологического тестирования hand-теста и теста Басса-Дарки, разделение испытуемых на психологические группы; регистрация нитроглицериновой пробы ЭКГ, КГР; обработка результатов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Обзор литературы
1.1Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии…........5
1.2. Биологическое предназначение агрессии в природе……………………..12
1.3. Физиологические изменения……………………………………………….13
Глава 2. Нейроанатомия агрессивного поведения…………………………….14
Глава 3. Методика выполнения работы………………………………………..17
Глава 4. Результаты исследования……………………………………………...18
Глава 5. Обсуждение результатов.
Глава 6. Выводы.
Список литературы.
В соответствии с данными положениями, подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию представляется выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 2000).
И последнее теоретическое направление, это теория социального научения, предложенная А.Бандурой. Это теория уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно также как и многие другие формы социального поведения.
Согласно А. Бандуре (Бандура А., Уолтерс Р. , 2000), исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех мотивов:
1.способы усвоения
подобных действий (биологический
фактор – гормоны, нервная
система; научение –
2. факторов провоцирующих их появление (воздействие шаблонов – возбуждение, внимание; неприемлемое обращение – нападки, фрустрация; побудительные мотивы – деньги, восхищение; инструкция – приказ; эксцентричными убеждениями – параноидальные идеи);
3. условий, при которых они закрепляются (внешними поощрениями и наказаниями – материальное вознаграждение; викарное подкрепление – наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других; механизмы саморегуляции – гордость, вина).
Теория социально научения
рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя
действия, "за которыми стоят сложные
навыки, требующие всестороннего научения".
Например, чтобы осуществить агрессивное
действие, нужно знать, как обращаться
с оружием, какие движения при физическом
контакте будут болезненными для жертвы,
а так же нужно понимать, какие именно
слова или действия причиняют страдания
объектам агрессии. Поскольку эти знания
не даются при рождении, люди должны научиться
вести себя не агрессивно.
Один из важнейших способов усвоения человеком
широкого диапазона агрессивных реакций
- прямое поощрение такого поведения. Получение
подкрепления за агрессивные действия
повышает вероятность того, что подобные
действия будут повторяться и в дальнейшем.
Когда агрессивные реакции
усвоены, на первый план выступают - сохранение, усиление или
контроль. Неудивительно, что многие из
них схожи с факторами, способствующими
первоначальному усвоению агрессии. Регуляторами
агрессии в данном случае выступают: материальные
поощрения и наказания, викарный опыт
и самопоощрения или самонаказания.
Таким образом, теория социального научения утверждает, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теория этого направления гораздо более оптимистично относиться к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.
1.2. Биологическое предназначение агрессии в природе.
Внутривидовая межсамцовая агрессия, демонстрируемая животными по отношению к представителю своего вида, является одним из универсальных видов социального поведения и встречается у особей, находящихся на различных ступенях эволюционной лестницы — от насекомых до приматов.
Биологический смысл агрессивного поведения состоит в завоевании лучшей среды обитания и ресурсов, в защите себя или же своей территории доминирования, что свидетельствует об его адаптивности, позволяющей особи сохранить жизнь и наилучшим образом освоить жизненные пространства.
Эволюционно приспособительное значение агрессивного поведения состоит также в формировании популяционной иерархии, которая, в свою очередь, обеспечивает адаптацию сообщества в целом. Как правило, наиболее сильный и приспособленный в данной конкретной ситуации или условиях занимает доминирующее положение в популяции и оставляет потомство, обладающее такими же свойствами.
Важное значение внутривидовой агрессии подчеркивается ее инстинктивным характером. Она развивается в ответ на воздействие врожденных видоспецифических стимулов. Однако, демонстрация сильной межсамцовой агрессии в природе и в экспериментах, имитирующих естественные ситуации, встречается довольно редко в силу существования множества механизмов, ингибирующих ее проявление, среди которых наиболее существенным является установление популяционной иерархии. Как правило, подчиненные животные избегают ситуаций, провоцирующих агрессию у доминанта. В таких условиях, доминант ограничивается демонстрацией силы, не прибегая к физическому воздействию, которое вновь возникает только, если чужой или подчиненный самец посягнет на территорию или имущество доминанта (Аронсон Э., 1998).
1.3. Физиологические изменения.
Надо сказать, что многие
изученные физиологические
Глава 2. Нейроанатомия агрессивного поведения.
На степень агрессивности, влияет множество нейроанатомических различий. Формирование агрессивности человека в основном определяется участием трех мозговых структур – орбито-фронтальной коры, передней области коры поясной извилины и миндалевидного тела. Показано, что первые две обладают своеобразным сдерживающим влиянием, а в миндалевидном теле, активность которого отражается в височной коре, формируется чувство страха и другие отрицательные эмоции. Среди этих структур особую роль играет лобная доля коры головного мозга, которая, осуществляя интерпретацию внешней информации, выбор ответных поведенческих реакций и, что особенно важно, прогнозирование их последствий, является одной из главных структур обеспечения адаптивного поведения (Журнал «Физиология человека», том 33, номер 1 ,
2007г).
Особенно важными участками, анатомические особенности которых влияют на агрессивное поведение, представляются гипоталамус и миндалевидное тело. Электрическая стимуляция или поражение этих ядер могут увеличивать или уменьшать склонность человека к агрессии. Анатомические различия в какой-нибудь из этих областей, вызванные травмой, опухолью и т. д., влияют на агрессивные тенденции. Однако заметные изменения агрессивности, вероятно, зависят и от ситуационных факторов. Например, эксперименты по электрической стимуляции, проведенные на животных, показали, что стимул, вызывающий агрессию к противнику небольшого размера, может не вызывать агрессию против более крупного врага.
Индивиды с пониженным содержанием в нервной системе серотонина — нейротрансмиттера, участвующего в торможении спонтанных реакций на фрустрацию, — по-видимому, более склонны к агрессивному поведению. Если резко понизить уровень серотонина у животных (например, диетой или лекарственным способом), они ведут себя более агрессивно. Линнойла с коллегами обнаружила, что у мужчин, осужденных за импульсивные насильственные преступления, наблюдается более низкий уровень серотонина, чем у неимпульсивных преступников. Кроме того, дети с низким уровнем серотонина более склонны к агрессивному поведению.
Повышенный уровень тестостерона в период внутриматочного развития и в раннем детстве, по-видимому, вызывает развитие нейрофизиологических процессов, предрасполагающих к агрессии. Высокий уровень тестостерона повышает вероятность агрессивного поведения в каждый конкретный момент. Райниш обнаружил, что девочки, чьи матери во время беременности принимали гормоны, подобные тестостерону, вырастали более агрессивными по сравнении с контрольными испытуемыми. Аналогично юноши с большим уровнем тестостерона в ответ на провокацию ведут себя агрессивнее. Однако эти эффекты не носят одностороннего характера. Недавние исследования показали, что власть или агрессия по отношению к другому человеку повышает уровень тестостерона как у мужчин, так и у женщин (Александров Ю.И., 2002г).
Упомянутые три биологических фактора (тестостерон, серотонин, нейроанатомия лимбической системы) хорошо иллюстрируют, как взаимодействие наследственности и внешней среды влияет на агрессивность. Что является причиной биологических различий? Очевидна важность генетических факторов. Исследования близнецов, разлученных с самого рождения, показывают намного более высокую корреляцию агрессии между однояйцевыми близнецами, чем между разнояйцевыми близнецами одного пола. Лонгитюдные исследования мальчиков, усыновленных при рождении, также показали, что существует связь между совершением преступлений с применением насилия родным отцом и приемным сыном. Эти генетические факторы могут влиять через биологические различия, которые я упоминала (тестостерон, серотонин, нейроанатомия лимбической системы). Какой бы ни была точная причина, биологическая предрасположенность несомненно влияет на то, как взаимодействия со средой формируют социальные сценарии и убеждения,а также на когнитивные и эмоциональные реакции людей на провоцирующие и фрустрирующие стимулы окружения (Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В., 2002г).
Глава 3. Методика и организация исследования.
В исследовании принимали участие молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. С целью оценки психологических особенностей испытуемых и оценки уровня агрессивности проводилось психологическое тестирование: тест Басса-Дарки и Hаnd-тест. Тест Басса-Дарки предназначен для исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности. Тест позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления этих явлений и разделить испытуемых на психологические группы. При проведении теста испытуемому предлагалось ответить на 75 вопросов односложными ответами «да» или «нет». После чего был подсчитан индекс агрессивности. Далее проводился Hand-тест, методика которого позволяет надежно спрогнозировать и качественно оценить склонность личности к открытому агрессивному поведению. В итоге я набрала группу из 19 человек с индексом агрессивности по тесту Басса-Дарки от 9 до 30. Подсчитав средний индекс агрессивности выделили две психологические группы: агрессивные и неагрессивные. С этими группами людей я проводила дальнейшее исследование, регистрировала в спокойном состоянии ЭКГ методом трехканальной записи (1-е, 2-е, 3-е стандартные отведения). ЭКГ обрабатывали в отношении следующих параметров:
амплитуда Р волны, амплитуда Т волны, амплитуда R зубца, длительность QT интервала, интерваллограмма, пульсограмма, длительность интервала PQ, длительность ST интервала, ИН, ИВР, ВПР, ПАПР.
Глава 4. Результаты исследования.
В ходе исследования получены следующие результаты: обработав результаты психологического теста Басса-Дарки, был выведен индекс агрессивности для каждого испытуемого. Индекс агрессивности подчитывался суммированием субшкал физической агрессии, косвенной агрессии и вербальной агрессии. После этого был выведен средний индекс агрессивности, который равен 18,57. На основании полученных данных выделили две психологические группы: агрессивные и неагрессивные. Группа агрессивных состояла из 9 человек, неагрессивных – из 10.
Рис1. Значения индекса агрессивности в группах “не агрессивных” и “агрессивных” испытуемых.
Средние значения моды по показателям ЭКГ показали наличие различий между выделенными группами по таким показателям как амплитуда зубцов Р,Т, R, а также интервалам Q-T, P-Q, S-T (Таб. 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика средних значений основных показателей ЭКГ по моде в группах “не агрессивных” и “агрессивных” испытуемых
Агрессивные |
Неагрессивные | |
Амплитуда P волны, мкв |
91,7 |
130 |
Амплитуда T волны, мкв |
263,9 |
300 |
Амплитуда R зубца, мкв |
902,8 |
1200 |
Длительность QT интервала,мс |
321,3 |
300,5 |
ЭКГ: интервалограмма,мс |
750,3 |
758,6 |
ЭКГ: пульсограмма, уд/мин |
71,2 |
75,5 |
Интервал PQ, мс |
163,2 |
168,6 |
Длительность ST интервала, мс |
268,6 |
255,5 |
На основе проведенных исследований были получены предварительные результаты. Средние значения амплитуды Р волны, амплитуды Т волны, амплитуды R зубца, интерваллограммы, пульсограммы и интервала PQ в группе агрессивных ниже, чем в группе неагрессивных. А средние значения интервала QT и интервала ST в группе агрессивных выше, чем в группе неагрессивных.