Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Методическая основа исследования - комплекс методов и методик, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутых гипотез, включает: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности, проективный рисунок.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена страха
1.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное
1.3. Функции и значение страха в психической жизни человека
1.4. Феномен детских страхов. Особенности, причины и формы их
проявления.
Глава 2 Эмпирическое исследование
2.1. Проблема исследования:
краткое изложение актуальности исследования,
гипотеза,
задачи исследования.
2.2. Процедура исследования
описание методик исследования.
общая характеристика испытуемых.
обработка результатов:
2.3. Обсуждение и анализ результатов
Заключение
Выводы
Приложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Исследование страхов у дошкольников.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)


                                                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 
Глава 1 Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии

1.1.  Основные  теоретические подходы к изучению  феномена страха 
1.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное 
1.3.  Функции и значение страха в психической жизни человека 
1.4.  Феномен детских страхов. Особенности, причины и формы их

            проявления. 
Глава 2 Эмпирическое исследование

2.1.  Проблема  исследования:

  •    краткое изложение актуальности исследования,
  •    гипотеза,
  •    задачи исследования.

2.2.  Процедура  исследования

  •    описание методик исследования.
  •    общая характеристика испытуемых.
  •    обработка результатов:

2.3.  Обсуждение  и анализ результатов

Заключение

Выводы

Приложения

Список используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

     Страх – одна из фундаментальных  эмоций человека, возникающая в  ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен на источник действий или воображаемой опасности. Особенности страхов в детском возрасте исследовали А.И. Захаров, В.И. Гарбузов,  Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк, С.Г. Файберг и другие. Для каждого возрастного периода психического развития ребенка характерны своеобразные страхи.

Актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало.

Целью данной работы является изучение страхов у детей дошкольного  возраста.

В соответствии с целью работы в качестве задач выдвигаются следующие:

  1. Выявить сущность страхов путем анализа основных научно-практических подходов к их изучению в общей, возрастной и социальной психологии и психиатрии.
  2. Выявить общие и специфические особенности страхов у детей дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть основные методики коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Предметом нашего изучения являются страхи детей дошкольного  возраста.

База исследования –  детский сад №211.

Объектом исследования явились три группы детей:

  1. Младшая группа – дети в возрасте от 3 до 4 лет.
  2. Средняя группа – дети в возрасте от 4 до 5 лет.
  3. Старшая группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет.

Гипотеза  исследования состоит в том, что  для каждого периода психического развития ребенка дошкольного возраста характерны различные группы  страхов, причем, одни группы страхов со временем прогрессируют, а другие регрессируют, а также, что используя различные корректирующие методики, возможно помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Методическая  основа исследования - комплекс методов  и методик, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутых гипотез, включает: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности, проективный рисунок.

Для анализа  и интерпретации данных использовались математические методы статистической обработки информации.

Этапы исследования:

  1. сформулировать тему, гипотезу и т.д.
  2. провести теоретическое изучение,
  3. провести обработку, анализ, обобщение и интерпретацию полученных данных
  4. беседа
  5. наблюдение во время эксперимента
  6. изучение документов

7.  формирующий  эксперимент.

Методика  исследования включает беседу с ребенком и проективный рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г Л А В  А 1. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА СТРАХА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ 

И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Основные теоретические подходы  к изучению феномена страха

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.  Литературы по данной проблеме разработано немного. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Неадекватные  реакции страха (фобии) наблюдаются  при различных психических заболеваниях. Фобии – это навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающие субъекта в определенной (фобической) обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями (сердцебиение, обильный пот и т.п.).

В отличие  от возрастных страхов для невротических  страхов характерно:

  • Большая эмоциональная интенсивность и напряженность;
  • Длительное или постоянное течение и неблагоприятное влияние на формирование характера и личности;
  • Болезненное обострение;
  • Взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями;
  • Отражение на поведении не только посредством избегания объекта страха, но и всего связанного с ним нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно-защитного типа поведения;
  • Более прочная связь с родительскими страхами;
  • Относительная трудность в плане их устранения.

Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страха. В том или ином виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Кроме того, при неврозах значительно чаще испытываются страхи перед одиночеством, темнотой, животными.   Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.

Все факторы, участвующие в возникновении  страхов Захаров А.И. группирует следующим образом1:

  • Наличие страхов у родителей, главным образом у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
  • Излишняя ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • Большое количество запретов со стороны родителей того же пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
  • Конфликтные отношения между родителями;
  • Психические проблемы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

На основании  обзора зарубежных авторов K. Изард (1980)2 отличает:

  • Тесную связь между собой и степенью интенсивностью стимуляции таких эмоций, как удивление – страх (неожиданность и резкое возрастание стимуляции), страх – ужас (несколько меньшее увеличение стимуляции) и интерес – возбуждение (еще менее неожиданная и резкая стимуляция);
  • Существование в эмоциях испуга, страха и интереса – возбуждения частичных и перекрывающихся компонентов (между ними наблюдается неустойчивое равновесие);
  •   Разнообразие детерминант существования страха – врожденные (гомеостатические, инстинктивные, новизна раздражителя, темнота, одиночество) и приобретенные (вытекающие из опыта, социальных и других условий);
  • наличие связей страха с другими эмоциями – страданием, презрением, отвращением, стыдом, стеснительностью и другие.

Польский  психиатр A. Кепински (1977, 1979)3 считал страх одной из движущих сил развития личности. По его мнению, страх – это основное психологическое проявление, возникающее вследствие нарушения морального порядка. Автор выделял страх биологический (при нарушении “естественного морального порядка” – угрозе жизни), социальный (при нарушении “социального порядка”, конфликте социальных норм с реальной действительностью) – угрозе социальному положению и страх “совести” (“моральный страх”), вытекающий из двух первых, сопровождающийся чувством вины. 

Предложены  разные классификации страха, обобщенные

Х Христозовым (1980)4. Выделяют следующие виды страха:

  1. По форме и оттенкам проявления – страх астенический, (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия), соответствующий и несоответствующий степени опасности, адекватный и неадекватный;
  2. По степени выраженности –
    1. испуг – внезапный и кратковременный страх, возникающий при

неожиданном и неприятном, но еще четко неосознанном изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека;

    1. боязнь – постепенно возникающее чувство страха, связанное с

осознанием  длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие

    1. ужас – наивысшая ступень страха с характерным угнетением

рассудочной деятельности “безумный страх”5;

  1. По форме проявления – страх
    1. витальный – переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга;
    2. Реальный – опасность исходит из окружающего мира;
    3. Моральный – страх или страх совести – возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений
  2. По виду:
    1. осознаваемый генерализованный,
    2. осознаваемый локализованный,
    3. неосознаваемый генерализованный,
    4. неосознаваемый локализованный,
  3. По этапам развития:
    1. нерешительность,
    2. неуверенность,
    3. смущение,
    4. боязливость, тревога, страх, ужас.

Страхи  подразделяют также на нормальные и патологические варианты, то есть возникающие при  наличии реальной, осознаваемой или  недостаточно осознаваемой угрожающей ситуации, либо как болезненная реакция. В их структуре выделяют три основных нарушения: аффективное – чувство опасности; интеллектуальное – неуверенность; волевое – нерешительность.

Х. Христозов  рассматривает следующие патологические формы страха:

  • навязчивый или фобию (иногда в связи с определенной ситуацией, с осознанием абсурдности);
  • ипохондрический (возникает в ситуации, связанной с ипохондрическими переживаниями, без критического отношения);
  • психотический (появляется в связи с депрессивно-параноидальными переживаниями или как диффузный страх).

В психологии страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический; инстинктивно и социально опосредованный. Боязнь и тревожность определяются как состояния, соответствующие страху и тревоге; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представления).6

Информация о работе Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии