Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Методическая основа исследования - комплекс методов и методик, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутых гипотез, включает: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности, проективный рисунок.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена страха
1.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное
1.3. Функции и значение страха в психической жизни человека
1.4. Феномен детских страхов. Особенности, причины и формы их
проявления.
Глава 2 Эмпирическое исследование
2.1. Проблема исследования:
краткое изложение актуальности исследования,
гипотеза,
задачи исследования.
2.2. Процедура исследования
описание методик исследования.
общая характеристика испытуемых.
обработка результатов:
2.3. Обсуждение и анализ результатов
Заключение
Выводы
Приложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Исследование страхов у дошкольников.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

В возрасте от 3 до 5 лет происходит дальнейшее формирование “я” ребенка. Формируется и чувство опасности – понятие “мы”. Интенсивно развивается воображение и явления воображаемых страхов.

Если до 2-х  лет и мальчики и девочки больше реагируют на отсутствие матери, что обусловлено ярко выраженной привязанностью к ней и эмоциональной зависимостью, то с 2-х – 3-х лет оба родителя воспринимаются как единое целое, поэтому остро воспринимается как отсутствие матери, так и отца. Для 3 – 4-х летних детей характерна половая изобретательность чувства любви, направленная на родителя другого пола.

Пяти –  семи – летние дети уже способны к сопереживанию. Шестилетних детей  одолевает тревога и сомнение в отношении своего будущего, а  в 7 – летнем – мнительность.

 Возрастные  проявления навязчивости, тревожности и мнительности проходят у детей в том случае, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также они учитывают индивидуальные особенности своего ребенка.

Наиболее  часто старшие дошкольники испытывают страх смерти. О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию других страхов, прежде всего, испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, боязни огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). Страх перед Змеем Горынычем – это замаскированный ужас, вызываемый огнем и пожаром. В то же время дети заметно боятся змей, укус которых смертелен, и крайне болезненно переносят операции и болезни даже не очень знакомых людей.

Соотношение когнитивной сферы со страхами.

 Представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого- либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.

Основная  причина страхов у детей –  неуверенность в себе, порождающая  робость, тревожность, несамостоятельность, а также те недостатки и ошибки умственного развития, которые ведут к неведению, к снижению уровня ориентации ребенка в окружающем мире. Чего ребенок не понимает, того он и боится. Уровень умственного развития, таким образом, имеет прямое отношение к характеру детских страхов и ключ  к пониманию детских страхов заключается в анализе его вопросов (Гарбузов В.И., 1990)13.

Если у  ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает  тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Такой ребенок  опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей  в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит “угроза”. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Агрессивность у детей встречается при различных вариантах эмоционального неблагополучия у детей 4-7 лет. Однако в большинстве случаев агрессия у детей носит защитный характер. Агрессивный ребенок действует по принципу “упреждающего удара”.

Наиболее  частыми причинами агрессии является:

  1. настороженность и страх перед окружающим миром;
  2. чувство досадной беспомощности при встрече с препятствиями;
  3. накопившееся напряжение;
  4. замешательство перед непоследовательным, противоречивым поведением взрослых;
  5. несформированность средств общения со сверстниками.

Прибежище многих детей, их спасение от тревоги - мир  их фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удолетворение его невоплощенные потребности. Вообще говоря, фантазия одно из замечательных качеств, присущих детям и некоторым взрослым. Для нормальных (вернее сказать, конструктивных) фатазий характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны реальные события дают толчок его воображению (фантазии продолжают жизнь); с другой - сама фантазия влияет на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь.

Фантазии  тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себе жизни. Этот отрыв от реальности - и в самом содержании тревожных фантазий, которые в большинстве случаев, не имеют ничего общего с фактическими возможностями, способностями, перспективами развития ребенка.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок  усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

С другой стороны, ребенок  овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы.

Но дошкольники все  еще остаются непосредственными  и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Связь семейной ситуации со страхами.

Актуальность  межличностных отношений в семье  и их влияние на формирование личности и поведения детей – подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет “качество” семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Когда дети оказываются  в опасной ситуации, они испытывают страх. Отсутствие жизненного опыта не позволяет им понять ни источник страха, ни то, какие ситуации могут оказаться опасными. Не знают они и как надлежит реагировать. По мере приобретения жизненного опыта дети многое узнают, но вначале они рассчитывают на помощь родителей, которые обязаны им помочь и разъяснить, что представляет собой опасность, с тем чтобы дети могли избежать ее.

Страх у детей  может развиваться двумя путями: как результат личного опыта, так и путем “социального заимствования”14. Ребенок чаще всего “настраивает” свою эмоциональную реакцию на реакцию матери и таким образом учиться понимать значение того или иного события. И вот тут перед матерью встает большая ответственность за будущие страхи своего дитя. Начиная со второго года жизни постепенно растет, становясь у детей значительным, страх наказания со стороны родителей.  
           Дети более подвержены страхам, если их родители ссорятся между собой. В первую очередь это относится к детям старшего дошкольного возраста, поскольку они отождествляют себя с родителем того же пола. Беспокойство перерождалось в страхи, поскольку дети были лишены возможности влиять на конфликты родителей. Еще в большей степени, чем у мальчиков эмоциональную чувствительность к семейному конфликту обнаруживают девочки.

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt; text-align

Информация о работе Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии