Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:25, курсовая работа
Методическая основа исследования - комплекс методов и методик, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутых гипотез, включает: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности, проективный рисунок.
Введение
Глава 1 Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена страха
1.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное
1.3. Функции и значение страха в психической жизни человека
1.4. Феномен детских страхов. Особенности, причины и формы их
проявления.
Глава 2 Эмпирическое исследование
2.1. Проблема исследования:
краткое изложение актуальности исследования,
гипотеза,
задачи исследования.
2.2. Процедура исследования
описание методик исследования.
общая характеристика испытуемых.
обработка результатов:
2.3. Обсуждение и анализ результатов
Заключение
Выводы
Приложения
Список используемой литературы
В возрасте от 3 до 5 лет происходит дальнейшее формирование “я” ребенка. Формируется и чувство опасности – понятие “мы”. Интенсивно развивается воображение и явления воображаемых страхов.
Если до 2-х лет и мальчики и девочки больше реагируют на отсутствие матери, что обусловлено ярко выраженной привязанностью к ней и эмоциональной зависимостью, то с 2-х – 3-х лет оба родителя воспринимаются как единое целое, поэтому остро воспринимается как отсутствие матери, так и отца. Для 3 – 4-х летних детей характерна половая изобретательность чувства любви, направленная на родителя другого пола.
Пяти – семи – летние дети уже способны к сопереживанию. Шестилетних детей одолевает тревога и сомнение в отношении своего будущего, а в 7 – летнем – мнительность.
Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности проходят у детей в том случае, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также они учитывают индивидуальные особенности своего ребенка.
Наиболее
часто старшие дошкольники
Соотношение когнитивной сферы со страхами.
Представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого- либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.
Основная причина страхов у детей – неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также те недостатки и ошибки умственного развития, которые ведут к неведению, к снижению уровня ориентации ребенка в окружающем мире. Чего ребенок не понимает, того он и боится. Уровень умственного развития, таким образом, имеет прямое отношение к характеру детских страхов и ключ к пониманию детских страхов заключается в анализе его вопросов (Гарбузов В.И., 1990)13.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит “угроза”. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Агрессивность у детей встречается при различных вариантах эмоционального неблагополучия у детей 4-7 лет. Однако в большинстве случаев агрессия у детей носит защитный характер. Агрессивный ребенок действует по принципу “упреждающего удара”.
Наиболее частыми причинами агрессии является:
Прибежище многих детей, их спасение от тревоги - мир их фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удолетворение его невоплощенные потребности. Вообще говоря, фантазия одно из замечательных качеств, присущих детям и некоторым взрослым. Для нормальных (вернее сказать, конструктивных) фатазий характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны реальные события дают толчок его воображению (фантазии продолжают жизнь); с другой - сама фантазия влияет на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь.
Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себе жизни. Этот отрыв от реальности - и в самом содержании тревожных фантазий, которые в большинстве случаев, не имеют ничего общего с фактическими возможностями, способностями, перспективами развития ребенка.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы.
Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.
Связь семейной ситуации со страхами.
Актуальность
межличностных отношений в
Когда дети оказываются в опасной ситуации, они испытывают страх. Отсутствие жизненного опыта не позволяет им понять ни источник страха, ни то, какие ситуации могут оказаться опасными. Не знают они и как надлежит реагировать. По мере приобретения жизненного опыта дети многое узнают, но вначале они рассчитывают на помощь родителей, которые обязаны им помочь и разъяснить, что представляет собой опасность, с тем чтобы дети могли избежать ее.
Страх у детей
может развиваться двумя
Дети
более подвержены страхам, если их родители
ссорятся между собой. В первую очередь
это относится к детям старшего дошкольного
возраста, поскольку они отождествляют
себя с родителем того же пола. Беспокойство
перерождалось в страхи, поскольку дети
были лишены возможности влиять на конфликты
родителей. Еще в большей степени, чем
у мальчиков эмоциональную чувствительность
к семейному конфликту обнаруживают девочки.
Информация о работе Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии