Изучение гендерных различий в профессиональном выборе старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:26, реферат

Описание работы

Целью нашего исследования явилось изучение гендерных различий в профессиональном выборе учащихся старших классов.

Файлы: 1 файл

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ  РАЗЛИЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

 

Н. Д. Сидорова

 

Академия МНЭПУ, г. Пенза, Россия

 

 

Выбор профессии  – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает образ жизни. В разное время проблема профессионального самоопределения в нашей стране то находилась в тени, то выдвигалась на первый план.

 

В 90-е годы нашего века, когда государство, поставленное в новые условия, входило в  рынок, молодой человек в среде профессионального самоопределения оказался предоставленным самому себе. Во многих случаях родительский пример перестал быть убедительным, а общественные запросы стали расплывчатыми и неясными.

 

Усугубило ситуацию катастрофическое падение престижа многих общественно значимых профессий. Для многих молодых людей на первый план выступили не всегда адекватные реальности прагматические соображения, а также спонтанно-эмоциональный выбор по мотивам престижности.

 

Печальные результаты этой ситуации «перепроизводство» специалистов в таких казалось бы, доходных и престижных областях, как экономика и юриспруденция.

 

Особенности переживаемого  в России периода характеризуются  еще и тем, что прежние ценности нравственной ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформировались. В то же время в последующий период произошли и положительные изменения, влияющие на профессиональное самоопределение молодых людей - прежде всего это общая демократизация и гуманизация общественной жизни, в том числе и образовательной системы. Введена предпрофильная и профильная подготовка учащихся. В школах выделены часы на проф ориентанционную работу.

 

Таким образом, проблема профессионального выбора в изменившемся обществе становится одной из актуальных не только для  психологии, но и для всех гуманитарных направлений. Поэтому представляют интерес различные аспекты данной проблемы, в этом числе и гендерные различия в профессиональном выборе учащихся старших классов.

 

Целью нашего исследования явилось изучение гендерных различий в профессиональном выборе учащихся старших классов.

 

Методиками  данного исследования явились:

Опросник определения  основных мотивов выбора профессии (авт. Е. М. Павлютенков);

Тест-опросник для изучения склонностей (авт. Л. Йовайша);

Методика «Профессиональная готовность» (авт. А. П. Чернявская);

Анкета изучения личностных профессиональных планов (авт. Н. С. Пряжников);

Карта интересов (модифицированный вариант).

 

Исследование  проводилось на базе МОУ гимназия «САН» г. Пензы. В исследовании принимали  участие 20 девушек и 20 юношей, учащиеся 10 классов.

 

Проанализируем  полученные результаты. Достоверные  статистически значимые различия между  группами получены по следующим сферам: сфера технических интересов, сфера  искусства, сфера работы с людьми и сфера физического труда.

 

Наиболее выраженные различия в склонностях юношей и  девушек отмечаются в сфере технических  интересов. Более высокий средний  показатель отмечается в группе юношей, что свидетельствует о том, что  они имеют профессиональные предпочтения, связанные с техническими интересами. Эти результаты согласуются с многочисленными литературными данными, указывающими на то, что начиная с детского возраста мальчики проявляют больше интерес к предметам, активным играм, преобразующим видам деятельности, а в более старшем возрасте юноши отдают предпочтение профессиям, связанным с техникой [1].

 

Также было обнаружено, что юноши имеют более высокий  показатель склонностей к профессиям, связанным со сферой физического  труда. Наличие таких склонностей  у юношей объясняется тем, что, по многочисленным данным, они превосходят женщин по уровню физической силы, работоспособности, выносливости.

 

У девушек отмечается более высокий показатель склонностей  к сфере искусства, а также  сфере, связанной с общением с  людьми. Наличие таких склонностей у девушек также подтверждается данными исследований, свидетельствующими о выраженных ориентациях девушек на профессии сферы «человек – человек» и «человек – художественный образ». Как отмечает Л. А. Головей, такие профессиональные предпочтения девушек являются проявлением их социальной ориентации и выраженных социальных интересов. Она также отмечает, что половая дифференциация интересов закладывается с детства и продолжается на протяжении многих возрастных периодов [1].

 

Таким образом, изучение склонностей учащихся к различным профессиональным сферам показало, что юноши и девушки имеют ярко выраженные различия в профессиональных предпочтениях и эти предпочтения согласуются с их гендерными ролями.

 

Для изучения познавательных и профессиональных интересов юношей и девушек была использована Карта интересов.

 

Мы обнаружили, что юноши статистически достоверно отличаются от девушек большей выраженностью  познавательных интересов к таким  предметам, как физика, математика, химия, география. Преобладание у юношей познавательных интересов к точным наукам объясняется тем, что, по данным многочисленных исследований, мужчины, по сравнению с женщинами, имеют более развитые математические способности [1]. Также, по данным исследований, у юношей отмечаются более выраженные, по сравнению с девушками, учебно-познавательные интересы к предметам естественнонаучного цикла [1].

 

Девушки статистически  достоверно отличаются от юношей большей  выраженностью таких познавательных интересов к таким предметам  как философия и журналистика, искусство. Таким образом, девушки отдают предпочтение предметам гуманитарного цикла. Такая направленность интересов девушек объясняется многими исследователями более развитыми вербальными способностями женщин. Литературные данные также свидетельствуют, что интерес к различным учебным предметам юношей и девушек является различным в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира [1].

 

Также установлены  различия в профессиональных интересах, т. е. интересах к различным видам деятельности юношей и девушек. По нашим данным, юношей привлекают виды деятельности, связанные с техникой, военные специальности, а также профессии, связанные со спортом. Такая профессиональная направленность юношей объясняется их природной склонностью к активной, преобразующей деятельности, а также более развитыми, по сравнению с женщинами, техническими способностями [1].

 

У девушек наиболее выражены профессиональные интересы к  педагогике и сфере обслуживания. Данные многочисленных исследований также показывают, что женщин всегда привлекали профессии, связанные с воспитанием и оказанием помощи другим людям [1]. Такая направленность интересов женщин вытекает из их большей, по сравнению с мужчинами, эмпатийности, общительности, альтруистичности, т. е. традиционно феминных качеств. Интерес девушек к профессиям сферы обслуживания объясняется тем, что деятельность в этой сфере дает возможность удовлетворить более выраженную у женщин потребность в контактах с другими людьми. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии ярко выраженных гендерных различий в учебно-познавательных и профессиональных интересах старшеклассников. Совершенно очевидно, что эти различия в интересах могут обусловливать и различия в профессиональных намерениях и планах юношей и девушек.

 

Для изучения гендерных  различий в мотивации выбора профессии  был использован опросник Е. М. Павлютенкова.

 

Рассмотрим  полученные результаты. Существуют статистически  значимые различия между юношами  и девушками по познавательным мотивам, социальным мотивам и материальным мотивам.

 

Наиболее значимые различия получены по познавательным мотивам. Более высокая выраженность этого показателя отмечается у девушек. Это говорит о том, что они  больше, чем юноши руководствуются  при выборе профессии познавательными интересами. Это может быть связано с тем, что профессиональное самоопределение девушек характеризуется эмоциональностью, и поэтому на их профессиональные планы большое влияние оказывает именно интерес как позитивное, эмоционально окрашенное отношение к профессиональной деятельности [4]. Также девушки отличаются от юношей большей выраженностью социальных мотивов профессионального выбора. Это связано с тем, что девушки стремятся реализовать в своем профессиональном выборе присущую им социальную направленность. Этот результат согласуется с данными, полученными в исследованиях Л. А. Головей [1]. Она установила, что ведущими факторами выбора профессии у девушек является стремление к контактам с другими людьми в процессе труда.

 

Статистически значимые различия между группами отмечаются по материальным мотивам. Более высокий показатель по данным мотивам наблюдается у юношей. Это свидетельствует о том, что юноши ориентируются в своем выборе на профессии, дающие высокий уровень материального благополучия. Этот факт может быть связан с тем, что профессиональное самоопределение юноши всегда включено в русло общей жизненной перспективы [2], и поэтому юноши, планируя свое будущее, включают в него не только перспективу построения профессиональной карьеры, но и создание семьи. А материальное благополучие семьи, согласно тендерным стереотипам, обеспечивается мужчиной. Поэтому юноши предпочитают выбирать такие профессии, которые могут в будущем обеспечить материальную стабильность семьи. Меньшая материальная заинтересованность девушек в профессиональном выборе объясняется тем, что они придают большее значение другим факторам труда, а именно общению с людьми, содержанию профессиональной деятельности и т. д.

 

Также были обнаружены различия, приближающиеся к статистически достоверным, по творческим мотивам профессионального выбора. Более высокая выраженность этого показателя у юношей. Соответственно, юноши больше, чем девушки, ориентируются на творческий характер труда в будущей профессии. По-видимому, это можно объяснить тем, что на профессиональное самоопределение юношей большое влияние оказывают интеллектуальные характеристики (комбинаторные способности, невербальный интеллект) [1]. Именно эти интеллектуальные способности связаны с креативностью, творческим потенциалом человека.

 

В отношении других мотивов  статистически значимых различий между  юношами и девушками не было обнаружено. Соответственно, как юноши, так и  девушки в одинаковой степени  руководствуются при выборе профессии  утилитарными, престижными, моральными, эстетическими мотивами, а также мотивами, связанными с содержанием труда.

 

Итак, изучение мотивов выбора профессии установило наличие существенных различий в  мотивации профессионального выбора юношей и девушек. Девушки больше руководствуются социальной и познавательной мотивацией, юноши – материальными  и творческими мотивами.

 

Для изучения психологической готовности к профессиональному выбору юношей и девушек нами была использована методика А. П. Чернявской «Психологическая готовность».

 

Проанализируем  полученные результаты. Обнаружены статистически  значимые различия между группами по таким компонентам психологической готовности, как: «Принятие решения», «Планирование», «Автономность», «Информированность».

 

Наиболее существенные различия отмечаются по такому компоненту психологической готовности как  «Принятие решения». Большая выраженность данного компонента у юношей свидетельствует о том, что у них больше, чем у девушек развито умение самостоятельно принимать решения. По мнению Е. А. Климова, это умение является самым важным в профессиональном самоопределении, т. к. сама ситуация профессионального выбора является очень сложной и требует от человека определенной самостоятельности и решительности [3]. На наш взгляд, большее развитие умения принимать решение у юношей, по сравнению с девушками, может быть связано с большей рациональностью юношей, а также влиянием на их профессиональное самоопределение волевых качеств (самоконтроль, саморегуляция). Также выраженные статистические значимые различия отмечаются по такому компоненту психологической готовности, как «Планирование». Как показывают результаты, юноши в отличие от девушек, более склонны планировать свое будущее на длительную перспективу. Этот результат согласуется с данными Л. А. Головей [1], установившей, что юноши планируют не только выбор профессии, но и последовательность других событий своих будущих жизненных достижений (профессиональная карьера, создание семьи, приобретение собственной квартиры и т. д.), т.е. их планирование носит дифференцированный и долгосрочный характер. Профессиональное самоопределение девушек характеризуется большей ситуативностью и ориентацией на ближайшую перспективу [1].

 

Юноши также  отличаются от девушек более высоким  показателем такого компонента психологической  готовности как «Автономность». Это  характеризует юношей как более  самостоятельных и независимых в принятии решения о выборе профессии. Этот результат, по-видимому, можно связать с тем, что юноши в этом возрасте уже больше, чем девушки, осознают свою самодостаточность и больше стремятся к автономии и независимости от родителей, педагогов. Девушки в силу большей ориентации на семью и ближайшее социальное окружение подвержены их влиянию на свой профессиональный выбор.

 

Были также  обнаружены статистически значимые различия между юношами и девушками  по такому компоненту, как «Информированность''. Большее значение этого показателя у юношей свидетельствует о том, что они более информированы в профессиональном выборе по сравнению с девушками. Юноши имеют больше знаний о мире профессий, рынке труда, наиболее востребованных профессиях. Этот результат можно объяснить тем, что юноши ориентируются на получение информации из различных источников, поэтому они получают большой объем информации о профессиях и она более разнообразна и комплексна. Девушки в основном ориентируются на информацию, которую они получают от референтных групп (родители, друзья).

Информация о работе Изучение гендерных различий в профессиональном выборе старшеклассников