Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:26, реферат
Целью нашего исследования явилось изучение гендерных различий в профессиональном выборе учащихся старших классов.
ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Н. Д. Сидорова
Академия МНЭПУ, г. Пенза, Россия
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает образ жизни. В разное время проблема профессионального самоопределения в нашей стране то находилась в тени, то выдвигалась на первый план.
В 90-е годы нашего века, когда государство, поставленное в новые условия, входило в рынок, молодой человек в среде профессионального самоопределения оказался предоставленным самому себе. Во многих случаях родительский пример перестал быть убедительным, а общественные запросы стали расплывчатыми и неясными.
Усугубило ситуацию катастрофическое падение престижа многих общественно значимых профессий. Для многих молодых людей на первый план выступили не всегда адекватные реальности прагматические соображения, а также спонтанно-эмоциональный выбор по мотивам престижности.
Печальные результаты этой ситуации «перепроизводство» специалистов в таких казалось бы, доходных и престижных областях, как экономика и юриспруденция.
Особенности переживаемого в России периода характеризуются еще и тем, что прежние ценности нравственной ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформировались. В то же время в последующий период произошли и положительные изменения, влияющие на профессиональное самоопределение молодых людей - прежде всего это общая демократизация и гуманизация общественной жизни, в том числе и образовательной системы. Введена предпрофильная и профильная подготовка учащихся. В школах выделены часы на проф ориентанционную работу.
Таким образом, проблема профессионального выбора в изменившемся обществе становится одной из актуальных не только для психологии, но и для всех гуманитарных направлений. Поэтому представляют интерес различные аспекты данной проблемы, в этом числе и гендерные различия в профессиональном выборе учащихся старших классов.
Целью нашего исследования явилось изучение гендерных различий в профессиональном выборе учащихся старших классов.
Методиками данного исследования явились:
Опросник определения основных мотивов выбора профессии (авт. Е. М. Павлютенков);
Тест-опросник для изучения склонностей (авт. Л. Йовайша);
Методика «Профессиональная готовность» (авт. А. П. Чернявская);
Анкета изучения личностных профессиональных планов (авт. Н. С. Пряжников);
Карта интересов (модифицированный вариант).
Исследование проводилось на базе МОУ гимназия «САН» г. Пензы. В исследовании принимали участие 20 девушек и 20 юношей, учащиеся 10 классов.
Проанализируем полученные результаты. Достоверные статистически значимые различия между группами получены по следующим сферам: сфера технических интересов, сфера искусства, сфера работы с людьми и сфера физического труда.
Наиболее выраженные различия в склонностях юношей и девушек отмечаются в сфере технических интересов. Более высокий средний показатель отмечается в группе юношей, что свидетельствует о том, что они имеют профессиональные предпочтения, связанные с техническими интересами. Эти результаты согласуются с многочисленными литературными данными, указывающими на то, что начиная с детского возраста мальчики проявляют больше интерес к предметам, активным играм, преобразующим видам деятельности, а в более старшем возрасте юноши отдают предпочтение профессиям, связанным с техникой [1].
Также было обнаружено, что юноши имеют более высокий показатель склонностей к профессиям, связанным со сферой физического труда. Наличие таких склонностей у юношей объясняется тем, что, по многочисленным данным, они превосходят женщин по уровню физической силы, работоспособности, выносливости.
У девушек отмечается более высокий показатель склонностей к сфере искусства, а также сфере, связанной с общением с людьми. Наличие таких склонностей у девушек также подтверждается данными исследований, свидетельствующими о выраженных ориентациях девушек на профессии сферы «человек – человек» и «человек – художественный образ». Как отмечает Л. А. Головей, такие профессиональные предпочтения девушек являются проявлением их социальной ориентации и выраженных социальных интересов. Она также отмечает, что половая дифференциация интересов закладывается с детства и продолжается на протяжении многих возрастных периодов [1].
Таким образом, изучение склонностей учащихся к различным профессиональным сферам показало, что юноши и девушки имеют ярко выраженные различия в профессиональных предпочтениях и эти предпочтения согласуются с их гендерными ролями.
Для изучения познавательных и профессиональных интересов юношей и девушек была использована Карта интересов.
Мы обнаружили,
что юноши статистически
Девушки статистически
достоверно отличаются от юношей большей
выраженностью таких
Также установлены различия в профессиональных интересах, т. е. интересах к различным видам деятельности юношей и девушек. По нашим данным, юношей привлекают виды деятельности, связанные с техникой, военные специальности, а также профессии, связанные со спортом. Такая профессиональная направленность юношей объясняется их природной склонностью к активной, преобразующей деятельности, а также более развитыми, по сравнению с женщинами, техническими способностями [1].
У девушек наиболее выражены профессиональные интересы к педагогике и сфере обслуживания. Данные многочисленных исследований также показывают, что женщин всегда привлекали профессии, связанные с воспитанием и оказанием помощи другим людям [1]. Такая направленность интересов женщин вытекает из их большей, по сравнению с мужчинами, эмпатийности, общительности, альтруистичности, т. е. традиционно феминных качеств. Интерес девушек к профессиям сферы обслуживания объясняется тем, что деятельность в этой сфере дает возможность удовлетворить более выраженную у женщин потребность в контактах с другими людьми. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии ярко выраженных гендерных различий в учебно-познавательных и профессиональных интересах старшеклассников. Совершенно очевидно, что эти различия в интересах могут обусловливать и различия в профессиональных намерениях и планах юношей и девушек.
Для изучения гендерных различий в мотивации выбора профессии был использован опросник Е. М. Павлютенкова.
Рассмотрим полученные результаты. Существуют статистически значимые различия между юношами и девушками по познавательным мотивам, социальным мотивам и материальным мотивам.
Наиболее значимые различия получены по познавательным мотивам. Более высокая выраженность этого показателя отмечается у девушек. Это говорит о том, что они больше, чем юноши руководствуются при выборе профессии познавательными интересами. Это может быть связано с тем, что профессиональное самоопределение девушек характеризуется эмоциональностью, и поэтому на их профессиональные планы большое влияние оказывает именно интерес как позитивное, эмоционально окрашенное отношение к профессиональной деятельности [4]. Также девушки отличаются от юношей большей выраженностью социальных мотивов профессионального выбора. Это связано с тем, что девушки стремятся реализовать в своем профессиональном выборе присущую им социальную направленность. Этот результат согласуется с данными, полученными в исследованиях Л. А. Головей [1]. Она установила, что ведущими факторами выбора профессии у девушек является стремление к контактам с другими людьми в процессе труда.
Статистически значимые различия между группами отмечаются по материальным мотивам. Более высокий показатель по данным мотивам наблюдается у юношей. Это свидетельствует о том, что юноши ориентируются в своем выборе на профессии, дающие высокий уровень материального благополучия. Этот факт может быть связан с тем, что профессиональное самоопределение юноши всегда включено в русло общей жизненной перспективы [2], и поэтому юноши, планируя свое будущее, включают в него не только перспективу построения профессиональной карьеры, но и создание семьи. А материальное благополучие семьи, согласно тендерным стереотипам, обеспечивается мужчиной. Поэтому юноши предпочитают выбирать такие профессии, которые могут в будущем обеспечить материальную стабильность семьи. Меньшая материальная заинтересованность девушек в профессиональном выборе объясняется тем, что они придают большее значение другим факторам труда, а именно общению с людьми, содержанию профессиональной деятельности и т. д.
Также были обнаружены различия, приближающиеся к статистически достоверным, по творческим мотивам профессионального выбора. Более высокая выраженность этого показателя у юношей. Соответственно, юноши больше, чем девушки, ориентируются на творческий характер труда в будущей профессии. По-видимому, это можно объяснить тем, что на профессиональное самоопределение юношей большое влияние оказывают интеллектуальные характеристики (комбинаторные способности, невербальный интеллект) [1]. Именно эти интеллектуальные способности связаны с креативностью, творческим потенциалом человека.
В отношении других мотивов статистически значимых различий между юношами и девушками не было обнаружено. Соответственно, как юноши, так и девушки в одинаковой степени руководствуются при выборе профессии утилитарными, престижными, моральными, эстетическими мотивами, а также мотивами, связанными с содержанием труда.
Итак, изучение
мотивов выбора профессии установило
наличие существенных различий в
мотивации профессионального
Для изучения психологической готовности к профессиональному выбору юношей и девушек нами была использована методика А. П. Чернявской «Психологическая готовность».
Проанализируем полученные результаты. Обнаружены статистически значимые различия между группами по таким компонентам психологической готовности, как: «Принятие решения», «Планирование», «Автономность», «Информированность».
Наиболее существенные различия отмечаются по такому компоненту психологической готовности как «Принятие решения». Большая выраженность данного компонента у юношей свидетельствует о том, что у них больше, чем у девушек развито умение самостоятельно принимать решения. По мнению Е. А. Климова, это умение является самым важным в профессиональном самоопределении, т. к. сама ситуация профессионального выбора является очень сложной и требует от человека определенной самостоятельности и решительности [3]. На наш взгляд, большее развитие умения принимать решение у юношей, по сравнению с девушками, может быть связано с большей рациональностью юношей, а также влиянием на их профессиональное самоопределение волевых качеств (самоконтроль, саморегуляция). Также выраженные статистические значимые различия отмечаются по такому компоненту психологической готовности, как «Планирование». Как показывают результаты, юноши в отличие от девушек, более склонны планировать свое будущее на длительную перспективу. Этот результат согласуется с данными Л. А. Головей [1], установившей, что юноши планируют не только выбор профессии, но и последовательность других событий своих будущих жизненных достижений (профессиональная карьера, создание семьи, приобретение собственной квартиры и т. д.), т.е. их планирование носит дифференцированный и долгосрочный характер. Профессиональное самоопределение девушек характеризуется большей ситуативностью и ориентацией на ближайшую перспективу [1].
Юноши также отличаются от девушек более высоким показателем такого компонента психологической готовности как «Автономность». Это характеризует юношей как более самостоятельных и независимых в принятии решения о выборе профессии. Этот результат, по-видимому, можно связать с тем, что юноши в этом возрасте уже больше, чем девушки, осознают свою самодостаточность и больше стремятся к автономии и независимости от родителей, педагогов. Девушки в силу большей ориентации на семью и ближайшее социальное окружение подвержены их влиянию на свой профессиональный выбор.
Были также обнаружены статистически значимые различия между юношами и девушками по такому компоненту, как «Информированность''. Большее значение этого показателя у юношей свидетельствует о том, что они более информированы в профессиональном выборе по сравнению с девушками. Юноши имеют больше знаний о мире профессий, рынке труда, наиболее востребованных профессиях. Этот результат можно объяснить тем, что юноши ориентируются на получение информации из различных источников, поэтому они получают большой объем информации о профессиях и она более разнообразна и комплексна. Девушки в основном ориентируются на информацию, которую они получают от референтных групп (родители, друзья).
Информация о работе Изучение гендерных различий в профессиональном выборе старшеклассников