Изучение гендерных различий в профессиональном выборе старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:26, реферат

Описание работы

Целью нашего исследования явилось изучение гендерных различий в профессиональном выборе учащихся старших классов.

Файлы: 1 файл

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

 

По такому показателю психологической готовности, как  «Эмоциональное отношение к профессии» статистически значимых различий между  группами не отмечается. Это позволяет  констатировать, что и юноши и  девушки характеризуются одинаковой эмоциональной включенностью в процесс профессионального выбора.

 

Итак, изучение психологической готовности старшеклассников к выбору профессии позволило  установить наличие следующих гендерных  различий. Юноши характеризуются, по сравнению с девушками, более выраженными умениями к планированию, прогнозированию будущего на длительную перспективу, умениями самостоятельно принимать решения, а также большей информированностью о профессиях. Девушки, в силу их большей эмоциональности и социальной ориентированности, характеризуются меньшей независимостью и самостоятельностью в планировании своего профессионального будущего.

 

Для изучения личных профессиональных планов учащихся была проведена анкета Н. С. Пряжникова.

 

По результатам  ответов на вопрос № 1, 70 % юношей и 85 % девушек планируют после окончания школы продолжить образование в вузе, 30 % юношей хотят совмещать работу с учебой, 10 % девушек еще не определились со своим профессиональным выбором. 60 % юношей и 80 % девушек считают, что для реализации профессиональных планов им необходимы определенные знания и умения, 20 % юношей и 10 % девушек считают, что для этого им нужно формировать у себя определенные качества, имеющие отношение к труду, и 10 % и юношей и девушек считают, что должны развивать у себя качества, которые необходимы для избранной профессии. Отвечая на вопрос № 6 о необходимости подготовки к избранной профессии, 40 % юношей и 85 % девушек связывают свою подготовку с дополнительным приобретением знаний, необходимых для поступления в вуз, 45 % юношей и 10 % девушек уже стремятся развивать у себя качества, важные для их будущей профессиональной деятельности. Эти ответы свидетельствуют о том, что юноши более конкретно и целенаправленно готовят себя к будущей профессии, а девушки больше ориентируются на общеобразовательную подготовку. Отвечая на вопрос № 8, 90 % девушек и 60 % юношей отметили, что они уже знают, в каких учебных заведениях можно получить подготовку по выбранной профессии. Отвечая на вопрос № 7, 70 % девушек и 25 % юношей указали, что расширяют свои знания о будущей профессии на факультативных занятиях, в школе 30 % и юношей и девушек дополняют знания о будущей профессии в кружках, 20 % юношей пополняют знания о профессии во внешкольных учреждениях. Анализ ответов на вопрос № 9 анкеты показал, что 55 % юношей и 35 % девушек удовлетворяют свой интерес к избранной профессии чтением специальной литературы, 30 % юношей и 35 % девушек углубляют свое представление о профессии на основе научно-популярной литературы и 15 % юношей и 30 % девушек на основе художественной литературы.

 

Анализ ответов  учащихся на вопрос № 10 анкеты показал, что, выбирая профессию, 80 % девушек  советовались с родителями и родственниками, 10 % – с учителями, 10 % – со сверстниками. В отличие от девушек, 50 % юношей считают наиболее ценным для будущего профессионального выбора общение со специалистами, знающими профессию, 30 % юношей общались по поводу будущей профессии с родителями, 10 % со сверстниками. Отвечая на вопрос № 15 анкеты, 70 % девушек и 40 % юношей указали, что на их профессиональный выбор повлияли родители, 30 % юношей и 5 % девушек отметили влияние СМИ, 20% юношей и 5 % девушек выделили влияние сверстников на свой профессиональный выбор и 20 % девушек и 10 % юношей влияние учителей. Эти результаты наглядно свидетельствуют, что на профессиональный выбор девушек наибольшее влияние оказывает семья и ближайшее социальное окружение, в то время как на профессиональный выбор юношей, оказывают влияние более разнообразные факторы. Анализ ответов учащихся на вопрос № 16 показывает, что, выбирая профессию, 45 % юношей и 60 % девушек ориентировались на престижность профессии, 35 % юношей и 30 % девушек на хорошую оплату труда, 20 % юношей и 10 % девушек на интересную и содержательную деятельность. Эти данные свидетельствуют о том, что у юношей и у девушек доминирует престижно-материальная ориентация в профессиональном выборе. Данный факт отражает некоторые общие тенденции в профессиональных предпочтениях современных молодых людей. Отвечая на вопрос № 17 анкеты, 45 % юношей и 25 % девушек считают, что для того, чтобы стать хорошим специалистом, нужно поработать по выбранной профессии, 30 % юношей и девушек указывают, что нужно поработать на производстве, и 25 % юношей и 45 % девушек отмечают необходимость получения высшего образования. Эти данные свидетельствуют, что большинство юношей и девушек связывают свое утверждение в профессии с необходимостью практической деятельности в ней.

 

Анализ ответов на вопрос № 24 анкеты об интересах и склонностях  показал, что 40 % юношей имеют интерес к технике, 25 % к науке, 15 % юношей проявляют гуманитарные интересы. Большинство девушек (65 %) имеют гуманитарные интересы, 20 % интересуются искусством, 10 % проявляют интерес к науке, 5 % девушек имеют естественно-научные интересы. Эти результаты еще раз подтверждают, что у юношей преобладают технические и научные, интересы, у девушек – гуманитарные интересы.

 

Итак, анализ ответов учащихся на вопросы анкеты позволяет нам  утверждать, что профессиональные планы  юношей и девушек имеют следующие особенности.

 

В своих профессиональных планах юноши ориентируются на получение  профессий, связанных, с получением высшего образования, в основном, технономической направленности. Выбирая  профессию, они ориентируются на различные источники информации, проводят подготовку по избранной профессии: читают специальную литературу, развивают необходимые профессиональные качества. В целом их подготовка к профессии носит узкоконкретный характер. Девушки также уже определились с выбором профессии, в основном это социономические профессии. Выбирая профессию, они в основном ориентировались на мнение родителей. Их подготовка к выбранной профессии носит общеобразовательный характер, т. е. они приобретают дополнительные знания, необходимые для поступления в вуз. Девушки развивают у себя в основном общие трудовые качества (трудолюбие, настойчивость и т. д.).

 

Таким образом, характер личных профессиональных планов юношей и девушек  в определенной мере отражает влияние  гендера на профессиональное самоопределение  старшеклассников. Данный вывод свидетельствует в пользу гипотезы нашего исследования.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

Ильин, Е. А. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. А. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.

Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Ильин. – М.: Знание, сер. «Педагогика и психология», 1983. – № 2. – 95 с.

Климов, Е. А. Как выбрать  профессию / Е. А. Ильин. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

Йовайши, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йовайши. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с


Информация о работе Изучение гендерных различий в профессиональном выборе старшеклассников