Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 12:39, курсовая работа
Эмоции - особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Л.С. Выготский и А.В. Запорожец указывали что, только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
Введение ………………………………………………………. 3
Теоретические основы развития эмоций ……………………… 6
Эмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………... 16
Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста… 24
Заключение ………………………………………………………… 34
Список литературы ………………………………………………… 37
Департамент образования г. Москвы
ГОУ Педагогический колледж №6
ПЦК: Психологии и Педагогики
Специальность: 050704 Дошкольное образование
Курсовая работа
По дисциплине: Психология
На тему: Изучение эмоциональных состояний в старшем дошкольном возрасте
Выполнила студентка 41 группы
Трошина Диана Юрьевна
Руководитель Ниценко Инна Вячеславовна
Москва 2010
Содержание
Введение ………………………………………………………. 3
Заключение ………………………………………………………… 34
Список литературы ………………………………………………… 37
Введение
Эмоции - особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Л.С. Выготский и А.В. Запорожец указывали что, только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные. Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром.
Эмоциональное развитие ребёнка - сложный многоступенчатый процесс. В дошкольном возрасте происходит усложнение содержания и структуры эмоциональных процессов. Эмоции обретают большую глубину и устойчивость, становятся более разнообразными по знаку их внешнего выражения. Результатом социальных воздействий является возникновение положительных эмоций. Положительные эмоции выполняют роль активизирующего механизма, с помощью которого осуществляется связь между различными анализаторами, что создает предпосылки к обучению. В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Многие отечественные и
Объект исследования: Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Психологические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: Изучение психологических условий развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятия эмоциональная сфера.
2. Изучить проблемы развития эмоциональных состояний в старшем дошкольном возрасте.
3. Проанализировать особенности проявления эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Метод исследования: Изучение отечественной литературы по данной теме.
Структура: Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы развития эмоций
Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. [3]
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации, из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства. [15]
Исследования эмоциональной сферы зарубежными психологами.
Длинная история изучения эмоций начинается с Аристотеля, вслед за которым в течение двух тысяч лет философы теоретизировали о природе первичных эмоций. В античной философии эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии. Сходные теории, по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии «Нового времени», у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Сильное влияние на развитие представлений об эмоциях оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы. [2]
Большое значение в конкретно-научном изучении эмоций имела работа Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872, где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих эмоции выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является периферическая теория эмоций, выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге, которая имеет значение и поныне. Выдвинута была независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и датским медиком Я. Г. Ланге в 80-90-е гг. XIX в. Согласно теории Джеймса - Ланге, возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. [23] Согласно ей, мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим. Внешний стимул через органы чувств достигает ствола мозга, по двигательным нервам вызывает ответную реакцию организма. Джемс делит эмоции на "низшие" и "высшие". К "низшим", он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т.д.; к "высшим", относит, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. Теория Джемса - Ланге имеет некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущений, но в целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок. Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Джемса-Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Как видно Уотсон остался на позициях Джемса и Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы. Центральная теория эмоциональных переживаний, которая получила название "таламической теории Коннона и Барда", была выдвинута в противовес идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил начало плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным открытиям. [4] Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всего структурного аспекта этих явлений. Интересно другое направление в психологии, выяснявшее функции эмоции. Так, Мак - Дауголл в своих рассуждениях исходил из факта целенаправленного поведения живых существ. Согласно его теории, регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты. Эмоция направляет индивида к определённым целям, она свидетельствует о возбуждении инстинкта. Эмоция содержит в себе импульс к действию, но как человек будет себя вести в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований - сложных чувств. [2] Теория Мак - Дауголла не получила большого распространения. В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека. Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций. Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом. Таковы основные взгляды, которые заслуживают внимания, на природу эмоций, их функций, структуру в зарубежной психологии.
2. Эмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны воспринимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Огромное значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Эмоции детей этого периода хотя и ярки, но в большой степени ситуативны и неустойчивы. Ребенок еще не способен на длительное проявление заботы и сочувствия по отношению даже к самым дорогим и любимым людям. Таким же образом дети относятся и к сверстникам, не являющимся членами семьи.
Дошкольное детство – период формирования глубины и устойчивости эмоций. Старшие дошкольники уже проявляют заботу о близких в большей степени, наблюдаются альтруистические поступки, направленные на ограждение их от огорчения и беспокойства.
Одно из основных и главных направлений развития эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяя его границы в своем сознании. Кроме того, он знакомится с тем, что его поступки имеют свои последствия, и в связи с этим начинает учиться разбираться в том, что приемлемо и неприемлемо во взаимодействии с людьми. Все это распространяется и на чувства человека, связанные с собственным поведением. [20]
Информация о работе Изучение эмоциональных состояний в старшем дошкольном возрасте