Изучение личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы является, чрезвычайно важной, так как необходимость исследования личности очень важна. Именно в рамках социальной психологии выясняется и объясняется, каким образом личность усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой стороны, каким образом она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Несомненный интерес данная тема представляет как для психологов, так и для психиатров, педагогов, философов, социологов.

Содержание работы

Введение…………………………………..…………………………………………….3
1 Понятие личности в социальной психологии……………………………………5
1.1 Личность как предмет исследования социологии и психологии………………....5
1.2 Специфика социально-психологической проблематики личности……………....10
2 Исследование социально-психологической проблемы личности…………...16
2.1 Теория двух факторов формирования личности. Теории личности…………….16
2.2 Общая характеристика методов социально-психологического исследования личности ……………………………………………………………………………..….21
Заключение……………………………………………………………………….…....27
Глоссарий……………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………….……………………………..…….31
Приложения……………………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

КР.Социальная психология.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Барнаульский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Изучение личности в  социальной психологии

Фамилия студента

Видман

Имя студента

Дарья

Отчество студента

Васильевна

№ контракта

15408100709101


 

Содержание

Введение…………………………………..…………………………………………….3

1 Понятие личности  в социальной психологии……………………………………5

1.1 Личность как предмет исследования социологии и психологии………………....5

1.2 Специфика социально-психологической проблематики личности……………....10

2 Исследование  социально-психологической проблемы  личности…………...16

2.1 Теория двух  факторов формирования личности. Теории личности…………….16

2.2 Общая характеристика методов социально-психологического исследования личности ……………………………………………………………………………..….21

Заключение……………………………………………………………………….…....27

Глоссарий……………………………………………………………………………….29

Список  использованных источников………….……………………………..…….31

Приложения……………………………………………………………………………..32

Введение

Актуальность  выбранной темы является, чрезвычайно важной, так как необходимость исследования личности очень важна. Именно в рамках социальной психологии выясняется и объясняется, каким образом личность усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой стороны, каким образом она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Несомненный интерес данная тема представляет как для психологов, так и для психиатров, педагогов, философов, социологов.

Социальная психология изучает психические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии, выделяются основные объекты ее изучения, т.е. носители социально-психологических явлений. К ним относятся следующие: «личность-личность» (родитель - ребенок, руководитель - исполнитель, психолог - клиент и т.д.), малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т.п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер - ведомые, командир - взвод, новичок - школьный класс и т.д.), взаимодействие в системе «группа – группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т.д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т.д.).

Сложность и многообразность  феномена личности ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют разные теории, которые описывают личность, не что  иное, как интегрированное единое целое и вместе с тем объясняют и различия между людьми. В многочисленных и довольно разнообразных конкретных предметах социальной психологии и заложена некоторая противоречивость гипотез на счет того, какое же место должна занять проблема личности в этой не простой науке.

В современный век  в нашем обществе интерес к  проблемам некоторых возможностей личности индивида настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому объекту  изучения: проблема личности стоит  в центре и философского, и социолого-психологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика, так как она интересна широкому спектру наук.

Объект исследования - личность.

Предмет исследования - личность человека в совокупности всех его психологических свойств и качеств.

Цель исследования:

1. Изучить понятие, структуру и формирование личности с точки зрения различных подходов;

2. Выявить социально-психологические проблемы, обусловленные включением личности в деятельность;

3.Рассмотреть культурно-антропологическую интерпретацию личности.

Исходя, из цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы;

2. Определение ключевых понятий и структур;

3. Изучение закономерностей формирования и развития личности в рамках социальной психологии;

4. Изучение социально-психологических проблем личности.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический – изучение литературных источников по данной проблеме; сравнительный анализ существующих подходов на проблему личности.

Литературный обзор: При  написании данной работы было использовано одиннадцать источников литературы. В основном использовалась учебная  и монографическая литература, составленная ведущими специалистами специалистами  в данной области, а именно труды таких авторов как: Г.М.Андреева, Е.П.Белинская, М.И.Еникеев, В.Г.Крысько, А.А.Леонтьев и др.(1, 2, 3, 4, 5 и др.)

Практическая  значимость заключается в том, что представленный материал можно использовать при написании рефератов, контрольных и курсовых работ, а также при подготовке к практическим и семинарским занятиям.

Основная часть

1 Понятие личности в социальной  психологии

 

1.1 Личность  как предмет исследования социологии  и психологии

 

Понятие «личность» относится  к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Рассмотрим несколько определений личности, данных ведущими специалистами в этой области. Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств»1. К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи, с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И. Анцыферова определяет личность «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Всеобщий интерес многих наук к проблеме изучения личности является очень важным, так как решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.

Таким образом, для социальной психологии важно как минимум  установить отличие своего подхода  к личности от подхода к ней  в двух «родительских» дисциплинах: социологии и психологии. Практически в социологический анализ сплошь и рядом вкрапливаются проблемы, в частности те, которые являются специальными проблемами социальной психологии. К ним относятся, например, проблема социализации и некоторые другие. Но отчасти такое вкрапление объясняется тем простым фактом, что социальная психология в силу особенностей своего становления в нашей стране до определенного периода времени не занималась этими проблемами, отчасти же тем, что практически в каждом вопросе, касающемся личности, можно усмотреть и некоторый социологический аспект. Основная же направленность социологического подхода достаточно определенна. Гораздо сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии. Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих по этому поводу в литературе и зависящих от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Правда, тот факт, что личность описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами, не касается вопроса о ее социальной детерминации. В этом вопросе согласны все, исследующие проблему личности в отечественной общей психологии2.

Различия в трактовке  личности касаются других сторон проблемы, пожалуй, больше всего - представления о структуре личности. Предложено несколько объяснений тех способов, которыми можно описать личность, и каждый из них соответствует определенному представлению о структуре личности. Меньше всего согласия существует по вопросу о том, «включаются» или нет в личность индивидуальные психологические особенности. Ответ на этот вопрос различен у разных авторов. Как справедливо отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»3. Хотя второй подход чаще всего рассматривается как социологический, он присутствует также внутри общей психологии в качестве одного из полюсов. Спор здесь идет именно по вопросу о том, должна ли личность в психологии быть рассмотрена преимущественно в этом втором значении или в системе данной науки главное - соединение в личности (а не просто в «человеке») социально значимых черт и индивидуальных свойств. В одной из обобщающих работ по психологии личности, представляющих первый подход, было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства; в рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется. Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых варьировал и в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:

1) биологически обусловленная  подструктура (куда входят темперамент,  половые, возрастные, иногда патологические  свойства психики);

2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства  отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

3) подструктура социального  опыта (куда входят приобретенные  человеком знания, навыки, умения  и привычки);

4) подструктура направленности  личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности - убеждения)4.

По мнению К.К. Платонова, подструктуры эти различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний; именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, поскольку социальная детерминация личности представлена именно на уровне этой подструктуры. На долю общей психологии остается лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено в биологическую подструктуру) и свойств отдельных психических процессов - памяти, эмоций, мышления (что сведено в подструктуру индивидуальных психологических особенностей). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт. Собственно психология личности в общей психологии в такой схеме просто не представлена.

Принципиально иной подход к вопросу был предложен А.Н. Леонтьевым. Прежде чем перейти к  характеристике структуры личности, он формулирует некоторые общие  предпосылки рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к тому, что личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему исследования личности. Главная идея заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» Поэтому ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте, с одной стороны, как условие деятельности, а с другой - как ее продукт. Такое понимание этого соотношения дает основание и для структурирования личности: если в основе личности лежат отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, то основанием для выявления структуры личности должна быть иерархия этих деятельностей. Но поскольку признаком деятельности является наличие мотива, то за иерархией деятельностей личности лежит иерархия ее мотивов, а также иерархия соответствующих им потребностей (Асмолов). Два ряда детерминант - биологические и социальные - здесь не выступают как два равноправных фактора. Напротив, проводится мысль, что личность с самого начала задана в системе социальных связей, что нет вначале лишь биологически детерминированной личности, на которую впоследствии лишь «наложились» социальные связи. Однако, если обратиться к самой сути всей концепции, к пониманию предмета психологии А.Н. Леонтьевым, то становится ясно, что здесь изложен подход общей психологии к проблеме личности, принципиально отличающийся от традиционных, а вопрос о том, как должна подойти к этой проблеме социальная психология, еще предстоит решить особо.

Информация о работе Изучение личности в социальной психологии