Изучение личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы является, чрезвычайно важной, так как необходимость исследования личности очень важна. Именно в рамках социальной психологии выясняется и объясняется, каким образом личность усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой стороны, каким образом она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Несомненный интерес данная тема представляет как для психологов, так и для психиатров, педагогов, философов, социологов.

Содержание работы

Введение…………………………………..…………………………………………….3
1 Понятие личности в социальной психологии……………………………………5
1.1 Личность как предмет исследования социологии и психологии………………....5
1.2 Специфика социально-психологической проблематики личности……………....10
2 Исследование социально-психологической проблемы личности…………...16
2.1 Теория двух факторов формирования личности. Теории личности…………….16
2.2 Общая характеристика методов социально-психологического исследования личности ……………………………………………………………………………..….21
Заключение……………………………………………………………………….…....27
Глоссарий……………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………….……………………………..…….31
Приложения……………………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

КР.Социальная психология.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Самый главный вопрос, который встает здесь, - это вопрос о том, насколько значимы для личности, предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологическом исследовании - насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии - проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много.

Эксперимент выступает  в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время. В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами. Особенно дискуссионным для социальной психологии является вопрос о лабораторном эксперименте.

Заключение

Если обобщить определения  понятия «личность», существующие в  рамках различных психологических  теорий и школ, то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».

Итак, личность - это психологическое  новообразование, которое формируется  в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его  деятельности. Но для этого необходимо с порога отбросить представление  о личности как о продукте совокупного действия разных сил, из которых одна скрыта, как в мешке, «за поверхностью кожи» человека (что бы в этот мешок не сваливали), а другая лежит во внешней среде (как бы мы эту силу ни трактовали - как силу воздействия стимульных ситуаций, культурных матриц или социальных «экспектаций»). Ведь никакое развитие непосредственно не выводимо из того, что составляет лишь необходимые его предпосылки, сколь бы детально мы их ни описывали. Марксистский диалектический метод требует идти дальше и исследовать развитие как процесс «самодвижения», т.е. исследовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собственные моменты.

Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.

А также следует отметить, что в принципе верная идея о том что «личностью не рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в отечественной психологии основанием для совершенно неверной точки зрения, что не каждый человек – личность.

Другими словами, социальная психология дает понять, что в отличие от индивида личность человека совершенно ни в коем смысле не представляется собой предсуществующей посылкой по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается.

Соображение о том, что социальная психология изучает «сквозные» проблемы человеческих взаимоотношений, их общие, универсальные механизмы, не может поправить дела. На протяжении всего курса мы стремились показать, что действие этих механизмов различно в различных социальных контекстах. Следовательно, анализ этого нового контекста необходим. Такая задача не может решаться в короткие сроки; поэтому первая ее часть — это именно осознание ситуации, принятие в расчет того, что новый «социальный контекст» для нас сегодня — это глубочайшая нестабильность общества. Под социальной нестабильностью не следует понимать просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений.

Как исследование, так  и изучение процесса рождения и трансформаций, дифференциаций личности человека в  его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях внешней среды и общества, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Культура

Специфический способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности, которая представлена в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях и в совокупности отношений людей к внешней среде, между собой и к самим себе.

2

Личность

Совокупность социальных свойств  человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

3

Общество

Исторически развивающаяся целостность  отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

4

Сложное общество

Общество с сильно дифференцированными  структурами и функциями, которые  связаны между собой и зависимы друг от друга, обусловливающие необходимость  их координации.

5

Социализация

Процесс усвоения индивидом  образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для более успешного функционирования индивида в обществе.

6

Социальная группа

Определенная целостность  людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно  важную функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

7

Социальная система

Структурный элемент  социальной реальности, определенное целостное образование.

8

Социальное взаимодействие

Любое поведение индивида, группы индивидов, либо общества в целом, как в настоящий момент, так и в определенный промежуток времени.

9

Социологическое исследование

Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процессов, которые связаны между  собой одной целью: получить объективные, достоверные данные для последующего их анализа и использования в практике.

10

Ценность

Свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (индивида, группы, целого общества).


 

Список использованных источников

1

Андреева Г.М. Психология социального  познания / Г.М. Андреева. – М., 2007. – 239 с.

2

Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2007. – 301 с.

3

Еникеев М.И. Общая и  социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2009. – 624 с.

4

Крысько В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько.– М.: Питер, 2007. – 221 с.

5

Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2007. – 368 с.

6

Немов Р.С. Психология: Учебное  пособие для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2007. – Кн.1.: Общие основы психологии. – 688с.

7

Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2006. – 616 с.

8

Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под  ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 2009. – 397 с.

9

Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. – М., 2008. – 222 с.

10

Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2008. – 544 с.

11

Шихирев П.Н. Современная  социальная психология / П.Н. Шихрев. –  М., 2009. – 448 с.


 

Приложения

А

Б

В


1 Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. – М., 2009. – с. 54

2  Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2012. – с. 33.

3 Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2009. – с. 54.

4 Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2008. – с. 72.

5 Крысько В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько.– М.: Питер, 2008. – с. 22

6 Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – М., 2007. – с. 29.

7 Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2011. – с. 75

8 Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихрев. – М., 2009. – с. 48.

9 Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2006. – с. 61.

10 Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., ИГУП, 2011, С. 43.

11 Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом изучении организованности коллектива. // Психол журн. Т. 1, 2009, №4. 

12 Свенцицкий А., Семенов В.Е. Социально-психологическое исследование // Методы социальной психологии. Л., 2009, С. 71. 

13 Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., ИГУП, 2011, С. 55.




Информация о работе Изучение личности в социальной психологии