Изучение личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение понятия, структуры и формирования личности с точки зрения самых разных подходов. Также выявление социально-психологических проблем, которые обусловлены непосредственным включением личности в его деятельность. И, наконец, рассмотрение культурно-антропологической интерпретации личности. Данная цель осуществила выполнение таких задач: 1. Исследование и обусловленный анализ научно-методической литературы; 2. Конкретика ключевых структур, свойств и понятий; 3. Изучение закономерностей развития личности в пределах социальной психологии. 4. Исследование смысловых социально-психологических проблем личности.

Содержание работы

Введение
Основное понятие и сущность личности в социальной психологии
Исследование социально-психологической проблемы личности
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Южно-Сахалинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Изучение личности в  социальной психологии

Фамилия студента

Ильченко

Имя студента

Раиса

Отчество студента

Анваровна

№ контракта

0540012400409021


 

Содержание

Введение

  1. Основное понятие и сущность личности в социальной психологии
  2. Исследование социально-психологической проблемы личности

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Личность как одна из базовых категорий психологической науки есть основная ступень в человеческом обществе. Человек же, как сверхсложное существо, живет в бесконечно сложном мире, а точнее в великом множестве миров, из которых выдающийся социальный психолог Юрген Хабермас в качестве главных миров предложил выделить следующие миры. Это внешний мир; социальный мир ("наш мир" - мир, в котором вместе со мной существуют и другие люди); внутренний мир ("мой мир", моя индивидуальность, неповторимость лишь "моего" жизненного пути).

Само включение человека в социальный мир образовано на его  осознании и освоении системы  существующих в этом мире отношений  «субъект-объект». С настоящей точки  зрения, субъективные психологические  отношения индивида к окружающему  его миру образуют его главнейшее осознание как личности. Ведь бытие личности в социальном и внешнем мире есть его деятельность. В деятельности личность осуществляется, формируется, выражается, старается выделяться. Трудно найти какую-то такую область деятельности, в которой психологические знания и методы не используются так уж тесно, и не связываются с какой-либо необходимостью учета целостности личности как субъекта и в то же время объекта психологического воздействия, влияния. В психологической практике невозможно "работать" с какой-то одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности в целом, ничего не изменив в стратегии ее отношений, в мотивах и переживаниях.

Сложность и многообразность  феномена личности ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют разные теории, которые описывают личность, не что иное, как интегрированное единое целое и вместе с тем объясняют и различия между людьми. В многочисленных и довольно разнообразных конкретных предметах социальной психологии и заложена некоторая противоречивость гипотез на счет того, какое же место должна занять проблема личности в этой не простой науке. Но акцент был сделан именно на личность, на ее социально осмысленные характеристики, а так же на образование в ней конкретных качеств в результате социального влияния и так далее. Вместе с этим некоторая другая позиция в споре базировалась на отнюдь не главном объекте исследования для социальной психологии - личности, поэтому сам "замысел" осуществления этой особой отрасли психологического знания в том, чтобы исследовать "психологию группы". При такой аргументации наиболее предполагалось, хотя это и не всегда было выделено открыто, что собственно личность выступает в этой ситуации как предмет изучения в общей психологии, а отличие социальной психологии от общей и осуществляется в другом фокусе интереса.

В современный век  в нашем обществе интерес к  проблемам некоторых возможностей личности индивида настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому объекту  изучения: проблема личности стоит в центре и философского, и социолого-психологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика, так как она интересна широкому спектру наук.

Таким образом, вся выше описанная информация дает мне возможность  назвать тему, которую я выбрала для курсовой работы, безусловно, актуальной, потому что необходимость изучения личности очень важна в наше время. Именно в границах социальной психологии выясняется и объясняется усваивание личности и социальных влияний (через какую-либо из систем ее деятельности). С другой стороны, каким образом она реализует и выражает свою социальную сущность (через какие определенные виды совместной деятельности). Несомненный интерес заданная тема представляет себя как для психологов, так и для психиатров, педагогов, философов, социологов.

Объектом данного изучения, на мой взгляд, могут выступать  некоторые психологические закономерности в поведении, деятельности и во взаимодействии людей, которые обусловлены врастанием их в социальные группы, что и  определяет конкретику и специфику социальной психологии как науки.

Предмет изучения представляет собой личность человека в совокупности абсолютно всех его психологических  свойств и качеств.

Целью моей работы является изучение понятия, структуры и формирования личности с точки зрения самых разных подходов. Также выявление социально-психологических проблем, которые обусловлены непосредственным включением личности в его деятельность. И, наконец, рассмотрение культурно-антропологической интерпретации личности.

Данная цель осуществила выполнение таких задач:

1. Исследование и обусловленный  анализ научно-методической литературы;

2. Конкретика ключевых  структур, свойств и понятий;

3. Изучение закономерностей  развития личности в пределах  социальной психологии.

4. Исследование смысловых социально-психологических проблем личности.

Основная часть

1 Основное понятие и сущность личности в социальной психологии

Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания.

Понятие "личность" относится к большинству самых неопределенных и довольно спорных понятий в психологической науке. Сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений и мнений психологов на этот счет. Я представляю в данной работе несколько определений личности, которые были даны ведущими специалистами в области социальной психологии.

Так, Б.Г. Ананьев отмечал, что "личность - прежде всего современник  определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических  свойств". К числу таких множеств он относил, прежде всего, принадлежность личности к какому-то конкретному классу, группе, национальности, профессии и прочим параметрам. А.В. Петровский характеризовал личность в стратегии межличностных отношений; в связи с этим им были выражены следующие аспекты личности - интраиндивидный (отражает свойства, присущие определенному субъекту); интериндивидный (рассматривает особенности отношения личности с другими людьми); метаиндивидный (описывает непосредственное влияние какой-либо личности на других людей). Л.И. Анцыферова в своих рассуждениях определяет личность "как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений".

Однако, все психологи  согласны с утверждением, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек обязан предпринимать немалые усилия. Вначале ему предстоит овладеть речью, а затем с ее непосредственной помощью и многими моторными, интеллектуальными, социокультурными навыками. Личность рассматривается учеными как результат социализации индивида, который усвоил традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных уже давно, на начальных этапах, человечеством. Чем больше человек смог воспринять, понять и усвоить информации и опыта в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет в будущем.

Всеобщий интерес многих наук к  изучаемой проблеме личности очень  важен, так как решить ее можно  лишь совместными усилиями всех научных  дисциплин, которые имеют отношение  к делу. Только совместность этих усилий обусловливает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при довольно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных в решение проблемы дисциплин.

Отличия в трактовке понятия  личности касаются и других сторон проблемы, но, пожалуй, больше всего - представления о структуре и сущности личности. Психологами предложено несколько обоснованных объяснений способов, которыми можно охарактеризовать личность. Каждый из них соответствует своему определенному представлению о сущности личности. Меньше всего согласий существует по вопросу о споре во "включении" или «не включении» в личность индивидуальных психологических особенностей. Ответ на этот вопрос различен у самых разных авторов гипотез. Как справедливо отмечал И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит обычно к понимаю одних под личностью определенного субъекта деятельности в цельности его индивидуальных свойств и его социальных ролей. Другие же представляют эту многозначность несколько по-другому: личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения".

Хотя второй подход зачастую рассматривается  больше как социологический. Он присутствует также и внутри общей психологии в качестве одного из полюсов дискуссии. Спор здесь происходит именно по вопросу  об обязанности личности в психологии, и должна ли она быть рассмотрена преимущественно в этом втором значении или в стратегии данной науки основное - базирующееся соединение в личности (а не просто в "человеке") социально значимых черт и индивидуальных свойств человека.

В процессе написания работы и штудирования статей в поисках информации, в одной из обобщающих работ по психологии личности, которые предоставляют познание первого подхода, было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик и параметров, принимаемых в расчет, значительно расширяется. Специальным образом вопрос о структуре личности осваивался К.К. Платоновым, который выделил в структуре личности ее несколько различные подструктуры, перечень которых он мог варьировать, и в последней редакции он состоял из четырех подструктур или уровней:

1) биологически объясненная подструктура. В неё входят: темперамент, половые,  возрастные, чуть реже патологические  свойства психики;

2) психологическая подструктура. Включает  в себя индивидуальные свойства  отдельных психических процессов  индивида, ставших впоследствии  свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, чувств, воли);

3) социального опыта (сюда входят  приобретенные человеком в процессе социализации знания, навыки, умения и привычки);

4) подструктура целенаправленности  личности (внутри которой имеется  в свою очередь особый взаимосвязанный  (в виде некой иерархии) ряд  следующих подструктур: влечения, желания, интересы, идеалы, склонности, стереотипы, индивидуальная картина мира, убеждения) (по Платонову). (см. Приложение 1).

По мнению К.К. Платонова, эти подструктуры отличаются по "удельному весу" социального и биологического содержаний. Именно по выбору таких подструктур общая психология отличается от социальной, как предмета анализа. Так, если общая психология акцентирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, в свою очередь, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, так как социальная детерминация личности в социальной науке представлена именно на уровне этой подструктуры. На долю общей психологии теперь остается только лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено преимущественно в биологическую подструктуру) и свойств конкретных психических процессов, таких, как память, различные эмоции, переживания, мышление (что сведено, как правило, в подструктуру индивидуально психологических черт). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт. Собственно психология личности в общей психологии в такой схеме просто-напросто не представлена.

Принципиально иной подход к вопросу  был предложен другим психологом-исследователем А.Н. Леонтьевым. Прежде чем перейти  к его характеристике структуры  личности, он начинает формулировать некоторые общие предпосылки для досконального рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к рассматриванию личности в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности в этом случае последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему изучения личности. Главная идея исследования заключается в том, что "личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается".

Хотя формально в этой замысловатой схеме не присутствует достаточный перечень пунктов структуры личности, по существу такая система представляется как структура черт характеристик, производных от характеристик деятельности. Идея социальной детерминации проводится в этом случае наиболее последовательно; личность, во-первых, не может быть интерпретирована как интегрирование всего лишь биосоматических и психофизиологических характеристик. Можно, конечно, начать утверждать, что здесь представлен далеко не общепсихологический, а именно социально-психологический подход к личности, как это, кстати, иногда и пытаются утверждать оппонентами в различных дискуссиях.

Однако если обращаться к самой  сущности всей этой концепции, к пониманию  предмета психологии А.Н. Леонтьевым, то становится очевидно, что изложен-то подход общей психологии к проблеме личности, которая принципиально отличается от традиционных концепий. А вопрос об особенном подходе к проблеме социальной психологии ещё предстоит решить ученым-исследователям.

Главные трудности выражения специфического социально-психологического круга  зрения при этом только начинаются. Было бы довольно легко выделить ряд  его проблем, если бы на его долю оставалась вся область социальной детерминации личности. Но такой подход был бы уместен (и он, действительно, имеет далеко не последнее место) лишь в тех структурах психологии, где зачастую допускается только первоначальное рассмотрение и объяснение личности вне ее социальных связей.

Социальная психология в такой структуре начинается в том месте, где начинают анализировать эти же социальные связи. При последовательном проведении и изучении идей, которые сформулированы известными психологами-исследователями Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, такой подход в этой ситуации просто неправомерен. Все разделы психологической науки рассматривают личность как данную в исходном положении в системе социальных связей и отношений, детерминированную затем ими, и притом выступающую именно в качестве активного субъекта деятельности.

Информация о работе Изучение личности в социальной психологии