Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 19:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и подбор методов психологической помощи для аутичных детей.
Из поставленной перед собой цели работы можно извлечь следующие задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятием аутизма;
2. Выявить критерии аутизма;
3. Изучить формы проявления детского аутизма;
4. Раскрыть причины и факторы, способствующие возникновению аутизма;
5. Проанализировать методы психологической помощи аутичным детям.
Введение 3
Глава 1. Основы изучения психологического развития детей с ранним
детским аутизмом 5
1.1 Клиническая картина детского раннего аутизма и его причины 5
1.2 Классификация раннего детского аутизма 12
Глава 2. Изучение особенностей и коррекция развития у дошкольников с аутизмом 22
2.1 Основные психологические особенности дошкольников с аутизмом. 22
2.2 Психологическая помощь детям с аутизмом 27
Заключение 30
Список литературы
Таким образом, отсутствие или недоразвитие таких схем может создавать определенные трудности в формировании социального опыта у детей, страдающих аутизмом.
Исследователи выделяют следующие особенности восприятия у детей, страдающих аутизмом:
1. В процессе зрительного
2. У большинства детей, особенно с тяжелой степенью аффективной патологии (первая и вторая группы), наблюдаются рудиментарные способы обследования предметов: обнюхивание, облизывание и пр. Такие аффективные компоненты восприятия могут наблюдаться у здоровых детей на первом и втором году жизни, а у детей с аутизмом они продолжают доминировать и остаются важным компонентом исследования предмета и в более старшем возрасте.
3. Наблюдаемая у детей с
Результаты исследований особенностей памяти у детей с аутизмом несколько противоречивы. Большинство авторов обращает внимание на высокий уровень развития памяти у детей с аутизмом. Дети с аутизмом могут запоминать целые книги, огромное количество стихов, песен, газетных статей и пр. Между тем некоторые авторы отмечают избирательность в развитии их памяти, склонность к запоминанию только аффективно значимых событий и предметов.
У детей, страдающих аутизмом, наблюдается достаточно высокий уровень развития механической памяти, но отмечаются нарушения динамики мнемических процессов и недостаток развития логической памяти.
Средства помощи аутичному ребенку должны быть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков.
Для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения необходимы постоянные физические нагрузки. Наряду со специ-альными занятиями по моторной коррекции, на которых ученики приобретают знания и навыки, имеющие большое значение для развития личности, а также распознают возможности своего тела и учатся использовать их в жизни, рекомендуются занятия спортом. Выбирая вид спорта, надо учитывать трудности аутичного ребенка во взаимодействии с детьми и в выполнении сложной последовательности произвольных движений. Поэтому на начальных этапах выбираются такие виды спорта и элементы спортивной деятельнос-ти, как легкая атлетика, лыжи, силовые упражн-ния, плавание. В младшем подростковом возрас-те тех ребят, которые уже имеют некоторую физическую подготовку и питательный опыт, можно учить играть, в футбол, конечно начиная в не-большой компании знакомых детей и взрослых, отрабатывая при этом навыки группового взаимодействия. [8, С.57]
Успехи лечебной педагогики в последние годы, достигнутые объединением усилий педагогов и психологов.
Основную часть психологической работы
составляют наши собственные занятия
с ребенком, на которых мы должны создавать
ему условия для перехода к более активным
и сложным контактам с людьми, формировать осмысленную,
а значит, полную и связную, картину мира.
Так, ребенку первой группы необходимо
помочь проявить избирательное внимание
к человеку и предмету; ребенку второй
группы - усложнить стереотип контакта;
третьей - включиться в диалог; четвертой
- почувствовать самостоятельность во
взаимодействии с миром. Новый опыт, полученный
ребенком на занятиях, последовательно
закрепляется и становится основой развития
его повседневных отношений с миром. Поддержка
психолога остается необходимой на всем
протяжении взрослёния, причем она должна
усиливаться в периоды возрастных кризисов,
при переходах к более сложным условиям
жизни.
По мере взрослёния ребенка все более
важной фигурой в команде специалистов
становится педагог. Развитие способности
к эмоциональному контакту позволяет
приступить к работе по усложнению взаимодействия
с другими людьми, развитию моторики, речи,
выработке навыков бытовой адаптации,
а затем и к подготовке ребенка к получению
начального образования - обучению его
рисованию, чтению, счету, письму. Сначала
занятия организуются индивидуально,
и, в идеале, вести их, конечно, должен педагог-специалист,
знающий особенности таких детей и умеющий
соответствующим образом адаптировать
традиционные методы обучения.
Вместе с тем, на некотором этапе педагогической
работы обязательно возникает необходимость
ввести ребенка в жизнь школы или специально
организованного класса. И тут особое
значение приобретает установление взаимодействия
со школьным преподавателем. Это может
быть как дефектолог, так и обычный учитель,
и именно от его желания оказать помощь
часто зависит успех всей дальнейшей работы.
В младшей школе с позицией учителя связано
и общее отношение класса, настрой детей
на поддержку или, наоборот, на выживание
"не такого" одноклассника.
Российскими исследователями
выделяется особый тип психического дизонтогенеза
при РДА - искажение психического развития,
которое характеризуется снижением психического
тонуса, препятствующим активным контактам
со средой, и выраженным снижением порога
аффективного дискомфорта. Сочетание
этих двух факторов ведет к формированию
аутистических тенденций, развитию гиперкомпенсаторных
механизмов, направленных на заглушение
аффективного дискомфорта (В.И.Лебединский
и др., 1990). В рамках данного подхода коррекционная
работа направлена главным образом на
развитие эмоционального контакта и взаимодействия
ребенка со взрослым и со средой, аффективное
развитие, формирование внутренних адаптивных
механизмов поведения, что, в свою очередь,
повышает обитую социальную адаптацию
аутичного ребенка.
В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с РДА адаптироваться в повседневной жизни.
Уникальным с этой точки зрения является метод холдинг-терапии, разработанный американским психиатром М. Велч (1988 )и адаптированный в отечественной и мировой психологической практике . Во время процедуры холдинга родители удерживают ребенка на руках, несмотря на его сопротивление, до тех пор, пока он не расслабится, пока не станет возможным позитивный эмоциональный контакт. Такой результат возможен только в том случае, если родители не просто механически удерживают ребенка, а пытаются объяснить ему ситуацию, говоря о своих чувствах и о тех проблемах, которые хотелось бы разрешить, уговаривают ребенка не уходить, повторяя, как важно быть всем вместе. Поэтому суть холдинга состоит в том, чтобы удержать ребенка не столько физически, сколько эмоционально.
По итогам проведенного в данной работе исследования можно сделать следующие выводы: ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.
Несмотря на то, что причины детского аутизма еще не достаточно изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностике ребенка, может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма. С прогрессом медицины возможно проведение дифференциальной диагностики, что немаловажно в проблеме раннего детского аутизма. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. При этом следует учитывать клинико-психологическую классификацию РДА
Ребенок-аутист нуждается в постоянном,
квалифицированном медико-психолого-педагогическо
И наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Отдельное внимание заслуживает работа по развитию речи. Она должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Успех работы по развитию речи во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка, в их взаимодействии со специалистами.
Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с РДА навыкам бытового поведения.
Приобретение самостоятельных специальных умений способствует формированию у ребенка положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других недостатков развития.
Необходимо обратить внимание на интегрированное обучение и воспитание детей с РДА. Интеграция и коррекционная работа позволяет более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями.
Не каждого дошкольника с проявлениями аутизма можно вывести на уровень нормального развития. Но в любом случае коррекционно-абилитационная работа поможет:
- организовать его поведение;
- развить способности к коммуникативному взаимодействию;
- обучить навыкам самообслуживания;
- сгладить негативные проявления аутизма;
- усилить психическую активность ребенка;
- научить проводить свободное время;
- подготовить к обучению.
Все это поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге, достигается улучшение качества жизни аутичных детей.
Информация о работе Изучение особенностей и коррекция развития у дошкольников с аутизмом