Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить половые и возрастные особенности отношения к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.
Задачи:
определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;
изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности (самоотношение и уровень субъективного локус контроля);
раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ отношений……………………………………..5
1.1. Понятие отношение……………………………………………………….5
1.2. Структура отношений…………………………………………………….9
1.3. Развитие отношений……………………………………………………..17
Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту…………………………20
2.1. Программа исследования………………………………………………..20
2.2. Анализ экспериментальных данных……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту.docx

— 101.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Изучение  половозрастных и психологических  особенностей отношения к спорту

 

 

 

 

 

 

ПСКОВ. 2006

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический  анализ отношений……………………………………..5

1.1. Понятие отношение……………………………………………………….5

1.2. Структура отношений…………………………………………………….9

1.3. Развитие  отношений……………………………………………………..17

Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту…………………………20

2.1. Программа  исследования………………………………………………..20

2.2. Анализ  экспериментальных данных……………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………37

Приложения……………………………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном  мире значительную часть жизни общества составляет спорт. Интерес к нему проявляется не только в увеличении числа спортсменов, болельщиков  и росте спортивных результатов, но и в отношении на государственном  уровне. Разрабатываются и реализуются  государственные программы по расширению спортивной инфраструктуры и подготовке молодых спортсменов. В связи  с этим особую значимость приобретает  изучение отношения людей к спорту.

Понятие «отношение» в современной психологической  науке не является до конца проработанным. Нет четкости в самом определении  понятия «отношение», а также  в выделении его структуры  и видов. Из всех ученых в нашей  стране наиболее разработанную концепцию  отношений предложил В.Н.Мясищев. Но и он соглашался с тем, что эта проблема требует дальнейшего изучения. В свое время Мясищев писал, что состояние психологии отношений является лишь начальным этапом ее развития. На первый план выходят вопросы изучения фактического материала об отношениях людей в различных условиях и процессах деятельности.

Отношения помогают нам приспособиться к сложному окружающему миру, защитить свое «Я», позволяют избежать неприятной правды о себе, выразить оценки и понять свой собственный мир.

Отношение к спорту является частью всей системы  отношений людей. С определенной уверенностью можно сказать, что  занятие спортом влияет на личность человека. Данная работа посвящена  изучению характера этого влияния.

Цель  исследования: изучить половые и  возрастные особенности отношения  к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.

Задачи:

  • определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;
  • изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности (самоотношение и уровень субъективного локус контроля);
  • раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.

Объект  исследования: студенты 2 и 3 курса естественно-географического  факультета ПГПУ имени С.М. Кирова, дневное  отделение (34 человека) и работающие граждане от 23 до 40 лет (15 человек).

Предмет исследования: отношение к спорту (активность, потребность, удовлетворенность), самоотношение, локус контроля.

Гипотезы: 1) студенты активнее занимаются спортом, чем работающие граждане;

2) юноши-студенты  активнее занимаются спортом,  чем девушки;

3) чем  больше люди занимаются спортом,  тем меньше считают себя ответственными  за свое здоровье.

Методы  исследования: анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных.

Используемые  методики: методика исследования самоотношения В.В.Столина-С.Р.Пантелеева (МИС), методика исследование уровня субъективного локус контроля Роттера (УСК), анкета.

Несмотря  на то, что теоретический аспект проблемы отношений представлен  в современной науке не в очень  четкой и последовательной форме, определенное и достаточно полное представление  об этом понятии составить вполне возможно. Вместе с тем, практический аспект отношений, особенно с учетом их структуры, ре является до конца  исчерпанным. Данная работа ориентирована  на исследование в этой всеобъемлющей сфере, в частности на изучение отношения к спорту.    Полученные результаты могут помочь составить более ясное представление об изучаемом явлении и, возможно, активизировать дальнейшее его исследование.

Глава 1. Теоретический анализ отношений.

1.1. Понятие отношение. 

Как уже  отмечалось ранее, понятие «отношение»  во всей его полноте рассматривалось  в психологической науке довольно редко. В отечественной психологии категория отношения не имеет развитого психологического статуса. Она находит себя в рамках гораздо более мощно проработанного представления о смыслах человеческой деятельности (Д.А.Леоньтев, А.Г.Асмолов, В.Ф.Василюк, В.К.Вилюнас и др.). В теории смыслов система отношений порождает смысл как психологическую реальность.

Под жизненным  отношением Д.А.Леоньтев понимает объективное  отношение между субъектом и  каким-либо объектом или явлением действительности, характеризующееся потенциальной  возможностью качественно определенной формы взаимодействия между ними. Что касается разведения отношения  и смысла, а также проблемы различения объективного и субъективного аспекта, то Д.А.Леоньтев решает эту задачу различением "жизненного смысла" и "личностного  смысла", которое снимает ряд  трудностей в применении понятия. Личностный смысл не совпадает с жизненным смыслом. Если жизненный смысл - это объективная характеристика отношения объектов и явлений действительности к жизнедеятельности субъекта, то личностный смысл - это форма субъективного отражения этого отношения в сознании субъекта, в его образе мира.

Конкретно проблемой отношений занимался, прежде всего, В.Н. Мясищев. В данной работе его концепции уделяется значительное внимание. Впервые концепция отношений личности была выдвинута А.Ф. Лазурским. Однако разработал ее В.Н. Мясищев. На ранней стадии исследований различались психические и двигательные отношения, причем последние относились к стадии мышечной подготовки двигательной установки. Сейчас это различение устарело, так как под ним подразумевался дуализм «тело-душа».

 Понятие  отношения возникает там, где  есть субъект и объект отношения.  Именно у человека такой характер  связи выступает с полной отчетливостью. Человек способен сознательно реагировать на объект, конкретизировать и избирательно относиться к нему. Однако, по мнению Мясищева, сознательное отношение представляет собой лишь высший уровень отношения к действительности, и в самом осознании этого отношения существует ряд ступеней, проходимых человеком в процессе развития. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с определенной общественной действительностью [7, с.15]. Личность характеризуется прежде всего как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности.

Нельзя  относиться вообще. Отношения обязывают  к рассмотрению их объектов. Триандис определил отношение как «идею, заряженную эмоцией, которая предрасполагает  к определенному типу действий в  определенном классе социальных ситуаций» [8, с. 112]. Отношения большинство исследователей определяют как прочные, но способные к изменению и скорее общие, чем частные, скорее приобретенные, чем врожденные.

Некоторые психологи понимают отношения односторонне, только как социально-этические, между  тем, они представляют собой хотя важную, но все же не единственную часть  отношений. Исследование соотношений  психики и соматики показывают, что  нарушение отношений человека может  повлечь за собой серьезные нарушения  всей жизнедеятельности организма.

Рассматривая  понятие "отношение" мы фиксируем  следующие ключевые моменты. Это  указание на двусторонность отношения: наличие субъекта отношения и  некоторой иной сущности (предмета или явления мира); далее это  констатация закономерной связи  или взаимодействия между ними; наконец, это возможность, поскольку отношение  разворачивается во времени, направлено в будущее и может пониматься в терминах возможного. Отношение есть взаимодействие. Человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей, коллектива и руководителей, людей, находившихся в различных социальных позициях и играющих различные роли в истории его развития. Отношение есть потенциальное действие. Невозможно представить себе иную форму связи организма и мира, кроме как его активность в связи с ситуацией мира. Если мир представляет собой бесконечный пучок процессов, то субъект, являющийся таким же процессом, может двигаться только в этом потоке, перекрещиваясь и взаимодействуя с другими процессами [11, с. 120].

Отношение мы можем представить как простроенное в будущее действие субъекта с  неким вероятным исходом и  оценкой его значения для субъекта. Это, с одной стороны, возможность, а с другой более или менее  развернутый или свернутый проект действии. С позиции субъекта отношение  выглядит как возможное взаимодействие с предметом отношения.

Отношения человека имеют физиологическую, общественно-историческую и психологическую основу. Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт, определяет его действия, переживания. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом. Хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны в связи с разными свойствами объекта, например отрицательными и положительными.

Так как  свойства объекта существуют для  всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как  субъекте отношений, в связи с  особенностью его индивидуального  опыта [7, с. 15]. В нашей работе мы хотим подчеркнуть, акцентировать субъективный характер отношений. Все люди разные, они могут по-разному относиться к одному и тому же. Именно эту индивидуальную сторону отношений мы рассматриваем в данной исследовательской работе. Отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном смысле. Избирательные отношения человека многосторонни и сложны, но не разрозненны и не рядоположны, а составляют единую, сформированную его опытом индивидуальную иерархическую систему, внутренне связанную, хотя, может быть, и противоречивую.

 Учитывая огромную и решающую роль индивидуального опыта в развитии деятельности и отношений человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека обусловлены общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Этот опыт, представляя систему временных связей человека, определяет опосредованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его как бы инициативное и самостоятельное поведение [2, с. 139]. Так или иначе, на всех людей общество, в котором они живут, оказывает определенное влияние. Такое воздействие не может не сказываться на характере человека, его взглядах, интересах, убеждениях. Поведение определяется не только тем, что бы хотелось сделать людям, но и тем, что они считают необходимым делать (то есть социальными нормами), тем, что они обычно делают (то есть привычками) и ожидаемыми последствиями их поведения [7, с. 122].

Понятие психического отношения представляет внутреннюю сторону связи человека с действительностью, содержательно  характеризующую личность как активного  субъекта с его избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности. Деятельность и поведение одной и той же личности в каждый момент определяется ее отношениями к различным сторонам действительности, вытекающими из истории развития личности, то есть из всей объективной общественно-исторической действительности.

Несмотря  на то, что отношения изучались  небольшим число исследователей, понятие отношение можно обозначить в определенных терминах. Прежде всего  следует говорить о субъектности, избирательности, направленности отношений  и их связи с окружающей действительностью. Они ориентированы на предмет  или объект, имеют не только индивидуальный, но и общественно-исторический характер формирования.

 

1.2. Структура  отношений.

Мясищев указывает на существование различных  сторон отношений, определяемых многосторонней возможной реакцией и многосторонностью  объектов. Сознание, чувство и воля выражаются потенциально в отношении  к каждому объекту и проявляются  в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной  оценке, степени действенной активности. Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания  или потребности. Поэтому отношения  являются движущей силой личности [12, с. 34].

Отношение как связь субъекта с объектом едино, но в многообразии отношений  выступают то более, то менее отчетливо  отдельные компоненты, которые, по мнению Мясищева, можно назвать частичными отношениями, или сторонами отношения, или его видами. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они различаются прежде всего положительным и отрицательным характером реакций человека.

Информация о работе Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту