Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель исследования: изучить половые и возрастные особенности отношения к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.
Задачи:
определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;
изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности (самоотношение и уровень субъективного локус контроля);
раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ отношений……………………………………..5
1.1. Понятие отношение……………………………………………………….5
1.2. Структура отношений…………………………………………………….9
1.3. Развитие отношений……………………………………………………..17
Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту…………………………20
2.1. Программа исследования………………………………………………..20
2.2. Анализ экспериментальных данных……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
В соответствии с поставленными задачами изучались психологические особенности испытуемых в их взаимосвязи с отношением к спорту. Изучалось самоотношение людей, а также уровень их субъективного локус контроля. Были обнаружены половые и возрастные различия по локус контролю, а именно в общей интернальности, то есть в принятии ответственности за свою жизнь.
работающие граждане |
студенты |
юноши |
девушки | |
Среднее значение показателя общей интернальности |
4,8 |
3,2 |
4,43 |
2,85 |
Существуют
значимые различия в общей интернальности
между студентами и работающими
гражданами (на 5% уровне), между юношами
и девушками (на 1% уровне). Различия
высчитывались с помощью
Далее проводилось корреляционное исследование. У юношей-студентов обнаружена корреляция между активностью в спорте и интернальностью в области здоровья и болезни (на 1% уровне, -0,721). Чем больше они занимаются спортом, тем меньше считают себя ответственными за свое здоровье. У работающих граждан и девушек-студенток такой зависимости не обнаружено.
У девушек-студенток выявлена корреляция между активностью в спорте и самопониманием, между активностью и отношением окружающих людей (на 5% уровне). Чем больше они занимаются спортом, тем лучше понимают себя и тем лучше, по их мнению, к ним относятся окружающие. У девушек также обнаружены корреляции между удовлетворенностью их спортивной деятельностью и:
Выводы по экспериментальному исследованию:
1) Из 49 испытуемых, среди которых были работающие граждане и студенты обоего пола, большинство занимаются спортом со средней активностью, имеют средне выраженную потребность заниматься и удовлетворенность своими занятиями на уровне выше среднего. Таким образом, нет существенных различий в спортивной активности между полами и разными возрастами.
2) Студенты
чаще, чем работающие граждане, смотрят
спортивные соревнования по
3) В целом все испытуемые чем больше занимаются спортом, тем больше хотят заниматься. Студенты считают себя менее ответственными за свою жизнь, чем работающие граждане. А юноши себя более ответственными за свою жизнь, чем девушки.
4) Чем
больше юноши-студенты
1) В данной
работе рассматривалось
2) В соответствии с поставленной целью были изучены такие категории населения, как студенты (юноши и девушки) и работающие граждане. Исследовалось их отношение к спорту в соответствии с его структурой (активность, потребность, удовлетворенность) и психологические особенности (самоотношение и локус контроля). При этом последовательно решались все поставленные задачи. Из трех выдвинутых гипотез две не подтвердились: студенты по сравнению с работающими гражданами и юноши по сравнению с девушками с одинаковой активностью занимаются спортом. Третья гипотеза подтвердилась частично, только у юношей-студентов: чем больше они занимаются спортом, тем меньше считают себя ответственными за свое здоровье.
3) Полученные
результаты могут представлять
интерес для исследователей
1) Андреева Г.М. Социальная психология. – М.:Аспект-Пресс, 2001.378с.
2) Дикая
Л.Г., Махнач А.В. Отношение
3) Ковалев
В.И. Мотивационная сфера
4) Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии. 1996. №4. С.55-62.
5) Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000.688с.
6) Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М.: ФиС, 1979.176с.
7) Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 2003.324с.
8) Нейрофизиологические
механизмы психической
9) Отношение учащейся молодежи к образованию и производительному труду. Сборник научных трудов. – М.: Педагогика, 1991.117с.
10) Отношение школьников к природе. – М.: Педагогика, 1988.127с.
11) Проблемы психологии. – Л.: Наука, 1948.227с.
12) Фенько
А.Б. Психологический анализ
13) Ясвин
В.А. Исследование структурных
характеристик личностного
Анкета
1) Как часто Вы принимаете участие в следующих мероприятиях (отметьте знаком «+» в соответствующей графе; по одному признаку в каждом разделе)
Вид занятий |
Каждый день |
4 – 6 раз в неделю |
2 – 3 раза в неделю |
Каждую неделю
|
От случая к случаю |
Не участвую |
Утренняя гимнастика |
||||||
Производственная гимнастика |
||||||
Общефизическая подготовка |
||||||
Походы выходного дня |
||||||
Дни здоровья |
||||||
Легкая атлетика (бег, прыжки) |
||||||
Восточные единоборства |
||||||
Лыжный спорт |
||||||
Баскетбол |
||||||
Волейбол |
||||||
Футбол |
||||||
Единоборства (бокс, борьба …) |
||||||
Теннис |
||||||
Настольный теннис |
||||||
Плавание |
||||||
Технические виды спорта |
||||||
Аэробика |
||||||
Шахматы, шашки |
||||||
Стрельба |
||||||
Рыболовство, охота |
||||||
Туризм, альпинизм |
||||||
Массаж |
||||||
Закаливание |
||||||
Атлетическая гимнастика (гиревой спорт, тренажеры …) |
||||||
Шейпинг |
||||||
Нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд и др.) |
||||||
Уроки физической культуры |
||||||
Прочее (что именно?): __________________________ |
2) Как часто Вы хотели бы принимать участие в следующих мероприятиях (отметьте знаком «+» в соответствующей графе)
Вид занятий |
Каждый день
|
4 - 6 раз в неделю |
2 - 3 раза в неделю |
Каждую неделю |
От случая к случаю |
Не участвую |
Утренняя гимнастика |
||||||
Производственная гимнастика |
||||||
Общефизическая подготовка |
||||||
Походы выходного дня |
||||||
Дни здоровья |
||||||
Легкая атлетика (бег, прыжки) |
||||||
Восточные единоборства |
||||||
Лыжный спорт |
||||||
Баскетбол |
||||||
Волейбол |
||||||
Футбол |
||||||
Единоборства (бокс, борьба ...) |
||||||
Теннис |
||||||
Настольный теннис |
||||||
Плавание |
||||||
Технические виды спорта |
||||||
Аэробика |
||||||
Шахматы, шашки |
||||||
Стрельба |
||||||
Рыболовство, охота |
||||||
Туризм, альпинизм |
||||||
Массаж |
||||||
Закаливание |
||||||
Атлетическая гимнастика (гиревой спорт, тренажеры ...) |
||||||
Шейпинг |
||||||
Нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд и др.) |
||||||
Прочее (что именно?): ___________________________ |
3) Что привлекает Вас в занятиях физической культурой и спортом?
Мнение |
Это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершен- но верно |
Добиться высоких спортивных результатов |
||||
Привлекает сам процесс занятий |
||||
Улучшение здоровья |
||||
Стремление стать сильным, выносливым, ловким и пр. |
||||
Стремление иметь |
||||
Воспитать волю, характер и др. качества |
||||
Улучшить самочувствие, активность, настроение |
||||
Привлекает общение с друзьями |
||||
Показать пример, приобщить членов семьи |
||||
Стремление к лидерству, к авторитету |
||||
Материальная выгода от занятий спортом |
||||
Что еще? _________________________ |
4) Если Вы занимаетесь одним из видов физической культуры и спорта, то ответьте: Удовлетворены ли Вы этими занятиями? (подчеркните ответ, соответствующий Вашему мнению):
Очень удовлетворен
Удовлетворен
Почти удовлетворен
Безразличен
Не удовлетворен
5) Чем именно Вы довольны или не довольны в этих занятиях? (Отметьте знаком «+» в соответствующей графе).
Удовлетворен элементами занятий: |
Очень доволен |
Доволен |
Почти доволен |
Безразличен |
Не доволен |
месторасположением |
|||||
содержанием занятий |
|||||
ростом спортивного мастерства |
|||||
укреплением здоровья |
|||||
заданиями и советами тренера |
|||||
совместимостью в группе |
|||||
спортивным инвентарем |
|||||
оптимальностью нагрузок |
|||||
стабильностью спортивных результатов |
|||||
самочувствием от занятий |
|||||
взаимопониманием с тренером |
|||||
взаимовыручкой в группе |
|||||
расписанием занятий |
|||||
разнообразием занятий |
|||||
своим спортивным достижением |
|||||
формированием положительных черт личности |
|||||
вниманием тренера |
|||||
характером общения с группой |
Информация о работе Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту