Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:44, практическая работа
Моя основная цель: исследовать профессиональных качеств кадров на эффективность деятельности организации, ознакомиться со спецификой деятельности, сформировать у специалистов навыки в рамках избранной специальности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретическая часть………………………………………………………..…..4
2 Практическая часть……………………………………………………….…....16
Заключение…………………………………………………………………….....22
Список использованных источников……………………………………….......23
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Томский |
Вид работы |
Отчет по практике |
Название дисциплины |
Научно-исследовательская практика |
Тема |
Изучение профессионально важных качеств специалиста |
Фамилия студента |
Нерадовских |
Имя студента |
Татьяна |
Отчество студента |
Васильевна |
№ контракта |
05500080701364 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
Мясникова Е. А. |
Направление на практику |
|
Введение…………………………………………………………
1 Теоретическая часть………………………………………………………..….
2 Практическая часть………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….....
Приложение……………………………………………………
Я, Нерадовских Татьяна Васильевна, студентка пятого курса заочного отделения, направления психологии, проходила научно-исследовательскую (преддипломную) практику в сантехнической фирме, «Сантехник» с 14 марта 2013 г., продолжительность, которой составила 2 недели.
Тема мною выбранного изучения и прохождения практики - «Изучение профессионально важных качеств специалиста».
Моя основная цель: исследовать профессиональных качеств кадров на эффективность деятельности организации, ознакомиться со спецификой деятельности, сформировать у специалистов навыки в рамках избранной специальности.
Реализации поставленной цели это обладать следующими компетенциями:
применять методы изучения профессиональной деятельности, разрабатывать профессиограмму, психограмму, модели профессиональных компетенций;
осуществлять подбор (разработку) и психометрическое обоснование отборочных тестов и процедур;
осуществлять поиск
и привлечение
пользоваться методами и технологиями оценки персонала;
организовывать и проводить пси
использовать результаты психологического отбора в управлении персоналом;
применять методы оценки
эффективности мероприятий
1 Теоретическая часть.
Профессиология – это наука, объектом которой являются профессии и специальности, а предметом изучения – закономерности профессионализации личности.
Квалификация – это совокупность общих систематически применяемых и потенциально имеющихся знаний, умений и способностей, необходимых для исполнения профессиональной деятельности, а так же нормативно закрепленная зависимость прав и обязанностей должностного лица от знаний, умений и навыков, которыми оно обладает.
Должность – это нормативно закрепленная совокупность основных задач, полномочий и степени ответственности, которая требует от занимающего ее лица определенных знаний и навыков.
Должность – это предусмотренное соответствующим штатом служебное место или совокупность конкретных обязанностей, которые должны выполняться тем или иным лицом.
Вместе с правами и обязанностями должность определяет место человека в обществе. Должность может существовать без человека, т.е. быть вакантным, незанятым.
Каждую должность со всей системой требований, можно назвать специальностью, которой нужно овладеть, а для этого необходимо обучаться.
Специальность – это необходимая для общества область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен затраченного им труда необходимые средства существования и развития.
Профессия как социально
фиксированная область
Каждый такой трудовой пост может быть вакантен, или может существовать как бы “без человека”, но даже и в этом случае он потенциально предъявляет некоторый комплекс требований к тому человеку, который намеревается этот пост занять.
Профессия как общность людей относительно независима от соответствующей системы трудовых постов в том смысле, что отдельные люди не перестают быть представителями данной общности профессионалов как в свободное от работы время, так и при перемене места работы. Они характеризуются определенным самосознанием, складом личности, ума с соответствующими социально типичными, профессионально типичными и индивидуально своеобразными чертами.
Вопросы подготовленности, профессиональной квалификации человека разрабатываются в профессиональной педагогике. Психологический подход к этому делу должен давать ответы на вопросы такого рода: “Какова психологическая структура профессионального мастерства, профессионализма, каковы условия его формирования в зависимости от личных качеств человека?”.
Профессия понимается, как деятельность с распространенным подходом часто оказывалось рассмотрение деятельности как самостоятельной сущности. Важной и нелегкой задачей здесь являются, в частности, культивирование так называемого личностного подхода, рассмотрение проблем деятельности и личности в их единстве.
Следовательно, под термином профессия будет пониматься следующее: 1) род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования; 2) нормативно зафиксированная социальная роль, обладающая определенным статусом и престижностью.
Специальностей – тысячи, и для ориентации в профессиях нужно их классифицировать. Существуют различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим признакам.
Существует следующее пять основных разновидностей
предметных систем, с которыми люди встречаются
в труде,
1) биотические, 2) технические и природные
абиотические, 3) социальные, 4) знаковые,
5) художественные.
Для грубого различения каждым человеком разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная классификация по признакам предмета, средств и условий труда, разработанная Е.А. Климовым.
Первый ярус:
Выделяются пять типов профессий.
1. “Человек – (живая) природа”. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
2. “Человек – техника (и неживая природа)”. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
3. “Человек – человек” . Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
4. “Человек – знаковая система”. Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
5. “Человек – художественный образ”. Явления, факты художественного отображения действительности – предмет интереса представителей этого типа профессий.
Второй ярус:
В типе профессий выделяются их классы по признаку целей их три класса.
1.Гностические профессии (от др. греч. “гнозис” – знание). Примеры в типе “Человек – природа”: дегустатор чая; в типе “Человек – техника”: мастер сельскохозяйственной техники; в типе “Человек – человек”: социолог; в типе “Человек – знаковая система”: ревизор; в типе “Человек – художественный образ”: искусствовед.
2.Преобразующие профессии. Примеры в типе “Человек – природа”: зооинженер; в типе “Человек – техника”: слесарь-ремонтник; в типе “Человек – человек”: учитель; в типе “Человек – знак”: бухгалтер; в типе “Человек – художественный образ”: цветовод-декоратор.
3.Изыскательные профессии. Примеры в типе “Человек – природа": биолог-исследователь; в типе “Человек – техника”: инженер-конструктор; в типе “Человек – человек”: воспитатель; в типе “Человек – знак”: математик; в типе “Человек – художественный образ”: композитор.
Третий ярус:
По признаку основных орудий выделяться четыре отдела.
1.Профессии ручного труда. Примеры в классе гностических профессий: лаборант бактериологического анализа, фельдшер-лаборант. Примеры в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер.
2.Профессии машинно-ручного труда. Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями будут водитель автомобиля.
3.Профессии автоматизированных и автоматических систем - оператор магнитной записи.
4.Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда.
Четвертый ярус:
По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:
1)работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому: лаборанты;
2)работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду: агроном;
3)работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.) :водолаз;
4)работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности: воспитатель детского сада.
Психологический анализ профессиональной деятельности – система познания профессиональной деятельности с целью выявления закономерностей формирования, протекания и изменения профессиональных навыков, знаний, умений, а также установления характера взаимосвязей между внешними факторами и внутренними составляющими профессиональной деятельности и эффективностью работы человека.
Значение методов сбора эмпирических данных состоит в обеспечении достоверности, точности, полноты знаний о фактах.
Нереалистическое представление исследуемого человека об окружающем, искаженное восприятие им действительности или незнание чего-то могут быть предметом анализа, в частности, психологии труда.
Например, молодой специалист, только что окончивший курс производственного обучения, добросовестный, старательный аффективно-отрицательно реагирует на новый станок, на котором ему пришлось уже немного поработать: специалист говорит мастеру, что “все тут не нравится”, что-то ворчит, обращаясь к станку, резко от него отворачивается, как бы ожесточенно “ударяя его” и т.п. Поведение специалиста является субъективное.
Метод наблюдения – метод изучения трудового поведения и организации деятельности посредством систематического и целенаправленного восприятия сопровождающих ее специфических изменений психических явлений.
Разновидностью наблюдения является трудовой метод – метод изучения профессиональной деятельности исследователем посредством самонаблюдения при ее осуществлении.
Многие виды практической или разъяснительной, обучающей, коррекционной, консультативной работы психолога в области труда ведутся под контролем наблюдения.
Очень сложно указать какую-либо научную или практическую профессию, в которой работнику не нужно было бы следить за ходом дела, объектом труда, устанавливать факты, характеризующие этот объект, его состояния, изменения.
Когда работник пользуется инструментами, техническими средствами в этих целях, наблюдение все равно имеет место в той или иной форме. Глубоко убежденный в исключительности своего занятия экспериментатор не перестает быть наблюдателем. Меняется только структура объекта наблюдения.
Предметом наблюдений могут стать экспериментальная установка, приборы, индикаторы.
Наблюдение и эксперимент как основные общенаучные способы движения от незнания к знанию различаются по признаку вмешательства субъекта познания в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, событий, процессов.
Если человек провоцирует, вызывает изучаемые явления, события – это эксперимент, если только использует складывающиеся ситуации – наблюдение.
Будет ли наблюдение научным или практическим, это зависит от того, в решение каких задач оно включено.
Практическое наблюдение может быть очень высокого качества по параметрам истинности, объективности, систематичности, полноты, а также напряженности и ответственности деятельности. Наиболее важные результаты наблюдения документируются, отражаются в протоколах, технических записях видео-, аудио.
Метод наблюдения, является исторически и логически, и по месту, которое он занимает в работе специалиста. Все остальные методы этого рода, как экспериментальные, так и не экспериментальные, возникают как своеобразные деформации метода наблюдения.
Если предметом наблюдения становится не “живая” деятельность, а ее результат, то мы получаем метод анализа продуктов деятельности.
Если это продукты речевой, вербальной деятельности, выраженные письменно, то такая деформация наблюдения дает нам опросные методы, контент-анализ текстов.
Если вместо того, чтобы очищать факты от их интерпретации, истолкования в ходе наблюдения, мы, наоборот, сосредоточиваемся на их истолковании, оценивании, то это при определенных условиях дает нам метод экспертизы, или метод экспертных оценок.
Информация о работе Изучение профессионально важных качеств специалиста