Изучение психологической природы и структуры направленности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 17:21, реферат

Описание работы

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и
существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.

Содержание работы

1.Введение ………………………………………………………………………. 3
2.Основная часть ………………………………………………………………… 4
3.Заключение …………………………………………………………………….12
4.Список литературы …………

Файлы: 1 файл

5.docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Беловский педагогический колледж»

 

РЕФЕРАТ

по психологии личности

Изучение психологической природы и структуры направленности личности.

                                                         Выполнила:Николенко                                

                                      Ольга Ивановна,

                                      студентка II курса гр.4432

                                      Проверила: Синицина

                                       Елена Михайловна,

                                       преподаватель психологии 

                                       личности

 

Белово, 2014

 

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………. 3

2.Основная часть  ………………………………………………………………… 4

3.Заключение …………………………………………………………………….12

 4.Список литературы …………………………………………………………...13 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и

существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.

По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние

четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность

самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.

Рассматривая историю развития психики ребёнка, мы не можем обойтись без

анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность

восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности

личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с

потребностями и интересами. Без направленности не обойтись при анализе

мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал:

«Направленность личности – это система побуждений, определяющая

избирательность отношений и активность человека».

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая психологическая структура личности               

 

Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и

употреблял в жизни слово "личность". В милиции занимаются установлением

личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность значимых в истории людей. Действительно, это слово многозначно. Но далеко не каждый представляет себе, что же такое есть на самом деле человеческая личность.

На Земле живет более шести миллиардов человек, и каждый из них уникален.

Но все мы различаемся не только цветом кожи или глаз, ростом или

телосложением, выражением лица или походкой. Каждый человек уникален

своим внутренним миром, который никогда не раскрывается в полной мере

окружающим. Да, какие-то черты внутреннего, духовного мира могут

повторяться среди людей, но недаром говорят, что у каждого человека есть

свое собственное Я.

Еще в древности мудрецы говорили, что для того, чтобы познать мир,

прежде всего, нужно познать самого себя. Узнав, откуда идут корни своего

особенного поведения, человеку куда легче разбираться и в других людях,

оценивать их поведение и поступки. Недаром одного человека могут

называть скупым и занудой, а другого - весельчаком, но трусом, - все это

качества, входящие в понятие "личность". Конечно, можно задаться

вопросом, каждый ли человек - личность?

   

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика.                     

 

Сегодня  вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах,

интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».

     Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в

процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности,

проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в

деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в

особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

- влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению

чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;

- склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности,

выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

- идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением

совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

- мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение

человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.

Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

- убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в

осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными

ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

- установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой

предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

- позиция - устойчивая система отношений человека к определенным

сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях;

- цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности

человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная,

коллективистическая и деловая.

     Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

     Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

     Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

–       больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;

–       делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о                           других людях, также ведут себя в дискуссиях;

–       пытаются навязать свою волю группе;

–       окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно.

 

Люди с направленностью на взаимные действия:

–       избегают прямого решения проблемы;

–       уступают давлению группы;

–       не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить;

–       не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.

 

Люди с деловой направленностью:

–       помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;

–       поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

–       легко и доступно излагают свои мысли и соображения;

–       берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;

–       не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

    

Направленность личности, ее роль в жизнедеятельности человека    

 

В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью

(устойчивой мотивационной  сферой личности) и особенностями  осуществления деятельности — волевыми качествами.

Деятельность и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.

Информация о работе Изучение психологической природы и структуры направленности личности