Изучение способностей и их влияние на выбор профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить виды способностей человека и их влияние на выбор профессии.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «способности» и «задатки» и их классификацию.
2. Изучить уровни развития способностей, их происхождение и условия для развития способностей.

Содержание работы

Введение
1. Задатки и способности
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

конт.работа.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

Городская открытая научно – практическая конференция

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Изучение способностей и  их влияние на выбор профессии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

    1. Задатки и способности

2.   Практическая часть

Заключение

Список  литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема развития способностей имеет  достаточно сложную судьбу в истории  психологической науки.

В настоящее время понятие "способности " является одним из наиболее широко используемых психологических понятий  в сфере образования. Именно способности  стали рассматриваться в качестве одной из основных единиц развития.

Цель  работы: изучить виды способностей человека и их влияние на выбор профессии.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие «способности» и «задатки» и их классификацию.
  2. Изучить уровни развития способностей, их происхождение и условия для развития способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задатки и способности

 

Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение "способности":

     Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Разделяют общие и специальные способности:

  1. общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности - это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.
  2. специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности, например: математические, литературные, музыкальные и т.д.

Специальные и общие способности неразрывно связаны. Развитие общих (умственных) способностей обусловливает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют на умственное развитие личности.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют    два    уровня развития    способностей: репродуктивный и творческий.

Человек, находящийся  на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

     Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к   творческой   деятельности.  

     Высшая    ступень    талантливости    называется гениальностью. Гениями

считают тех, кто создает что-то принципиально  новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности.

Способности человека тесно связаны с его склонностями. Поэтому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о наличии

способностей  к данному виду деятельности.

Высшую  ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку   возможность  успешно,

самостоятельно   и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую

деятельность. Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Под одаренностью в литературе понимают такое состояние  индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность  творческой деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно  и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, умение находить наиболее перспективные  решения в той или иной предметной области, открытость любым инновациям.

Существуют  природные предпосылки способностей – задатки. Это анатомо-физиологические  и функциональные особенности человека: строения мозга, органов чувств, движения. К задаткам относят проявления и свойства типов нервной системы – общих (степень общей активности, повышенная чувствительность) и специальных типов (художественного, мыслительного), а также парциальные (частные) особенности нервной системы, проявляющиеся у одних в предрасположенности к восприятию цветов, звуков, у других – к обобщениям, установлению связей, отношений и т.п.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность  поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знания задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Способности проявляются и формируются в  деятельности. Для формирования способностей необходима определенная организация  соответствующей деятельности: музыкальной  – для развития музыкальных способностей, педагогической – для развития педагогических способностей и т.п. При этом деятельность должна удовлетворять основным условиям развития способностей:

-вызывать  положительные эмоции, интерес человека;

-быть  творческой;

-поставленные  в ней задачи должны немного  превосходить имеющиеся возможности,  уже достигнутый уровень выполнения  деятельности.

Развитие  способностей. Развитие способностей осуществляется в процессе жизнедеятельности, а также учебной, трудовой, игровой  деятельности. Источником развития способности  служит противоречие между наличным уровнем развития способностей и требованиями деятельности. Важнейшим моментом развития способностей – приспособление операционных механизмов к условиям деятельности. В данном процессе проявляется конкретность психической функции. В результате приспособления к условиям деятельности операционные механизмы приобретают черты оперативности.

Выделение операционных механизмов в способностях позволяет ответить на вопрос: как  человек может овладеть своими способностями? Через овладение операционными  механизмами восприятия, запоминания, воображения и т.д.

Таким образом, развитие способностей представляет собой  процесс:

  • Развития функциональной системы, реализующей конкретную психологическую функцию, в совокупности ее компонентов и связей;
  • Развития операционных механизмов;
  • Развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов;
  • Овладения субъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами в отношении конкретных функций.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические  механизмы компенсации отсутствующих  способностей. Часто заниматься деятельностью  приходится не только тем, кто имеет  к ней способности, но и тем, кто  их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно  будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей  личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация  может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Проявление  способностей всегда строго индивидуально  и чаще всего неповторимо. Поэтому  свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей  представляется невозможным. С помощью  различных психодиагностических методик можно лишь установить наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития. Почему относительный? Потому что никто не знает абсолютных порогов, или уровней развития, той или иной способности. Как правило, суждение выносится для конкретного человека путем сопоставления его результатов со средними результатами той или иной выборки обследуемых. Такой подход к оценке способностей основывается на применении количественных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть

 

Профессия –  род трудовой деятельности, требующий  особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер  Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую  ему получать взамен затраченного труда  необходимые средства для существования  и развития.

Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:

1) общность  людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления  личности; 4) исторически развивающуюся  систему; 5) реальность, творчески формируемую  самим субъектом.

В самом  широком смысле профессии — это  исторически возникшие формы  деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек  должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности  и профессионально важные качества.

Профессиональная  деятельность — род труда, следствие  его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум  две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:

• заказчик выполнения общественно значимых видов  деятельности;

• организатор  условий такой деятельности;

• источник ее материального финансирования;

• регулятор  правовых отношений между участниками  профессиональной деятельности;

• эксперт  качества деятельности, осуществляемой работником;

• источник формирования социального отношения  к профессии (ее значимость, престиж  и т.п.).

С точки  зрения, общества профессия — это  система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

С точки  зрения конкретного человека, профессия  — это деятельность, которая является источником его существования и  средством личностной самореализации. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие  способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как  профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

Существующее  сегодня многообразие профессий  является следствием исторически сложившегося разделения труда.

В силу обстоятельств  моей знакомой пришлось поменять профессию, много лет она проработала  по специальности бухгалтер. Новым  местом работы стала область вычислительной техники: программист, аналитик систем.

Она не имела  специального образования, 9-месячный курс в институте повышения квалификации дал ей только основы вычислительной техники, и она не обладала такими  глубокими знаниями как коллеги  имеющие дипломы информатиков. Помощи от кого-либо не приходилось ожидать.  Приходилось в начале карьеры  вкладывать гораздо больше сил и  времени, для решения поставленных задач, чем другим. Это время было тяжёлым трудом. Нужно было вписываться  в новый коллектив – стресс.  Но опасность стрессов, как выясняли благодаря новейшим научным исследованиям, сильно преувеличена. Так, британские ученые утверждают, что нервные потрясения способствуют укреплению и омолаживанию организма.

Информация о работе Изучение способностей и их влияние на выбор профессии