Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:45, реферат
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам человеческого взаимодействия, в том числе его совершенствования, который обусловлен, на наш взгляд, повышением самоценности общения в современной действительности. Научно-технический прогресс, развитие средств массовой коммуникации и информации, процесс урбанизации приводят к невиданному ранее расширению контактов между людьми и превращают общение в специфическую деятельность, выступающую в качестве условия и подсистемы практически любой предметной деятельности.
1.1. Изучение сущности и
составляющих культуры
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам человеческого взаимодействия, в том числе его совершенствования, который обусловлен, на наш взгляд, повышением самоценности общения в современной действительности. Научно-технический прогресс, развитие средств массовой коммуникации и информации, процесс урбанизации приводят к невиданному ранее расширению контактов между людьми и превращают общение в специфическую деятельность, выступающую в качестве условия и подсистемы практически любой предметной деятельности.
Вопросы межличностных отношений, человеческих коммуникаций стали объектом пристального внимания представителей различных наук: философии, культурологии, психологии, языкознания, педагогики и др. Каждая наука исследует свое проблемное поле общения.
Первоначальным и центральным понятием среди всех прочих, характеризующих общение человека, является «культура общения».
Поиск его смыслового значения зиждется на определении точек пересечения двух ее основополагающих понятий – культуры и общения.
Культура (от «cultura» – «возделывать, обрабатывать») как сложный феномен не имеет однозначного толкования и предстает у различных авторов в виде совокупности материальных и духовных ценностей, «второй» природы, человеческого мира, результата и/или способа человеческой деятельности, системного качества общества и др.
В антропологии культура – это образ жизни, которому следует община или племя; социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей. В социологии под культурой понимают общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения.
Культура – это достояние
общества в целом, и, говоря о культурных
нормах общения, в первую очередь
необходимо отталкиваться от общечеловеческих
ценностей. Общественной формой, делающей
возможной отношения между
Мораль (этика) общения – это совокупность гуманистических норм, ценностей, принципов отношений между людьми. В качестве норм человеческих отношений гуманизм утверждает уважение достоинства личности, принципы равенства, справедливости, человечности. В системе ценностных ориентаций нравственные привычки, потребности, чувства, убеждения являлись и являются важнейшими мотивами поведения человека.
Этикет (от фр. «etiquette» – «ярлык, этикетка») – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий; поведение в общественных местах, манеры и одежда). Педантичное следование правилам этикета не делает общение высоко культурным. Все внешние формы, способы общения должны выражать безусловное уважение достоинства партнера по общению.
Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников является ведущим видом взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности. В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или неосознанно предъявляют к реальным и возможным партнерам по общению. А удовлетворять их тем труднее, чем меньше развита коммуникативная культура каждого участника этого процесса.
Развитие коммуникативной
культуры предполагает, прежде всего,
развитие перцептивных способностей и
умений правильно воспринимать окружающих
людей. Исходя из этого, применять адекватный
стиль и тон общения. Ведь одни
и те же жесты, слова, вполне уместные,
в разговоре с человеком
Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве.
Один из подходов
к общению, имеющий на
В соответствии с этим подходом,
общение понимается как сложный
процесс, включающий в себя передачу
и обмен информацией, взаимодействие,
взаимопонимание людей в
Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Общение – безусловный спутник человеческой истории и повседневной деятельности людей. С помощью общения осуществляется «перевод» объективного в субъективное, общественного в личностное, социального в индивидуальное и наоборот.
В процессе овладения духовным богатством общества в сфере человеческого общения происходит превращение внешних форм регулирования поведения человека во внутренние – требования общества становятся знаниями, убеждениями, потребностями, привычками, которые в единстве с эмоционально-волевыми качествами являются мотивами поведения человека, выступают в роли самооценки, самоконтроля, обеспечивая единство общественных требований и поведения человека.
Культуру общения личности рассматривается как сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний). Здесь просматривается единство духовной и поведенческой составляющих культуры общения человека.
Духовная составляющая культуры общения личности включает в себя ее отношение к культуре общения общества – социальным духовным богатствам общества – морали, этикету, знаниям. Поведенческая – характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил.
Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение и отчуждение.
Столкновение – это
чаще всего описываемая и
Иногда столкновение преобразуется
в другую форму контактов, которую
можно назвать отчуждением. Отчуждение
может рассматриваться как
Межличностные конфликты
можно рассматривать как
Общение само по себе достаточно
сложное коммуникативное
Поэтому, причины таких межличностных столкновений столь многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах). Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т.д.
В межличностных отношениях неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни. Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует как бы во внутреннем, скрытом плане.
Скрытые конфликтные отношения
затрудняют взаимные контакты, люди часто
чувствуют свое бессилие перед ними,
потому что, «хотя мы и договорились
больше не ссориться, мы не можем снова
полюбить друг друга». Если мы недостаточно
осознаем свои конфликтные переживания,
стараясь спрятать их под внешним
согласием и деликатностью, мы с
большим трудом справляемся с
ними. С этим иногда связаны ситуации,
когда конфликты внешне кажутся
разрешенными, тогда как на самом
деле они усиливаются и
Нередко осуждение самого
факта существования конфликтов
и наивная вера в то, что можно
прожить жизнь, ни разу ни с кем
не конфликтуя, связаны с недостаточным
разграничением между самим конфликтом
и способом его разрешения. А ведь
существуют эффективные способы
разрешения конфликтов, вызванных различиями
во взглядах, установках и стремлениях,
несовпадением целей и
Невозможно успешно
Такое «заглаживание» реальных
конфликтов нередко притупляет чувство
страха и опасения, связанные с
ожиданиями того, что могло бы произойти,
если бы конфликты вылезли на свет.
Эти опасения основаны на прошлом
негативном опыте и на отсутствии
надежды на успешное разрешение выявленных
конфликтов. К сожалению, в результате
приходится платить немалую цену
за избегание попыток справиться
с актуальными конфликтами –
неразрешенные проблемы суммируются
и откладываются в нашем