Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа
Большие возможности для использования знаний профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, психологов до сих пор редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же пытаются учесть психологический фактор, то делается это часто на основе не научных данных, а так называемой житейской психологии, или просто здравого смысла. Необходимо развивать психологический подход к оценке экономических процессов. Это становится все более и более очевидно. Практическая психология постепенно находит место в различных сферах экономической жизни.
Экономика без психологии не может успешно изучать основные экономические процессы, так же как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.
Введение-----------------------------------------------------------------------------------3
1.Экономическая психология – активно развивающаяся отрасль
современной социальной психологии.--------------------------------------------4
1.1.История развития экономической психологии.-----------------------------5
1.2.Предмет и объект исследований экономической психологии.----------6
1.3.Задачи и методы экономической психологии.-----------------------------10
2.Современные исследования в области экономической психологии.------16
2.1. Особенности отношения к деньгам.-----------------------------------------18
2.2. Исследования экономических представлений у детей.------------------23
Заключение------------------------------------------------------------------------------25
Литература-------------------------------------------------------------------------------27
3. Принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречий между экономическим поведением субъекта и его сознанием.
4. Принцип взаимного
Связи и взаимного влияния
экономических и социально-
5. Принцип единства теории, эксперимента
(эмпирического исследования) и практики
относительно экономической психологии
означает тесную связь развития теории
экономической психологии как с проведением
эмпирических, в частности экспериментальных
исследований, так и с практической психологической
деятельностью в различных сферах экономической
жизни. Он предполагает обращение психологов
практиков к теории и методов научной
психологии и постановку проблем эмпирических
исследований, исходя из запросов и проблем
социально-экономической жизни общества
6. Принцип комплексности
и междисциплинарности
• рынок (прежде всего психология потребителя
и психология ведения домашнего хозяйства);
• бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.);
• отношения «общество - гражданин» (налоги, доходы, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики)
Экономическая психология, изучающая закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регулированием экономического поведения.
Предприятием может быть один человек,
семья, организация, государство или нация,
т.е. объект исследования экономической
психологии, может быть представлен на
разных уровнях - микро, мезо- и макроэкономическом. Следует согласиться с В.М. Соколинским
[20], что существуют два подхода и к предмету
исследования экономической психологии,
их ≪различие состоит в масштабности позиции:
в одном случае внимание сосредоточено
на влиянии психологических факторов
на хозяйственную жизнь в микро- , в другом
— в макроэкономическом ракурсе≫.
Когда речь идет о
структуре экономической психологии,
следует отметить, что проблематика этой
синтетической междисциплинарной науки
богата и разнообразна. Экономическая
психология помогает субъектам экономических
отношений микроэкономического среды
оптимизировать свою деятельность, повышать
ее экономические показатели, учитывая
влияние человеческого фактора на психологическом
уровне (характеристики личности, особенности
поведения и деятельности, принятие решений).
В определенном смысле экономическая
психология помогает совместить экономического
человека с человеком реальным. Экономическая
психология обращает внимание на изменения
в социализованной личности при переходе
к другому типу экономики, а также и на
обратную сторону этого явления - влияние
психологических новообразований личности
экономически активного субъекта на хозяйственную
реальность; в этом проявляется не только
прикладной, но и фундаментальный аспект
данной отрасли психологической науки.
Сферу интересов экономической психологии
определяет как микро-, так и макроуровень
рассмотрения влияния человеческого психологического
фактора на различные экономические процессы.
Психологический фактор в экономике
является процессом и результатом психического
отражения человеком (или группой людей)
материальных условий жизни (своих собственных
и других людей), хозяйственного механизма
и системы управления экономикой, производительных
сил и производственных отношений общества.
Каждая вещь из массива материальных ценностей,
созданных промышленностью, сначала была
замыслу, т.е. существовала в голове творца
в идеальной форме, прежде чем стала продуктом
труда, вобрав в себя эту идею (замысел),
сырье, материалы, топливо и энергию, физическую
и интеллектуальную работу людей.
С момента производства и к факту потребления
продукта психологический фактор проявляется
в экономике постоянно. Но он действует,
как правило, не как самостоятельная сила,
а вместе с экономикой, техникой и технологией.
В этом единстве, целостности психологический
фактор силу своей природы является замаскированным
фактором производства, что воспринимается
непосредственно, а потому часто ускользает
от «здравого смысла».
С одной стороны, казалось бы, экономика
является причиной психологии, порождает
ее, но с другой, сама психология является
действенным фактором, определяющим важнейшие
характеристики экономики. По своему статусу
экономическая психология является смежной
научной дисциплиной (или междисциплинарной
областью знаний), основу которой составляют
теоретические положения, методы и результаты
исследований, накопленные как в психологической
науке, так и в экономике.
1.3. Задачи и
методы экономической
К основным задачам экономической психологии
относят, прежде всего, активизацию резервов
человеческого фактора в экономике, а
именно:
• существенное повышение производительности
труда и качества продукции;
• полнейшее использование творческого
потенциала работающих;
• введение и строгое соблюдение режима
бережливости в использовании материальных,
финансовых, энергетических и трудовых
ресурсов.
Для экономической психологии ключевым
моментом является связь конкретных хозяйственных
решений, хозяйственного механизма экономики
в целом с мыслями, чувствами, волей субъекта
- словом, с психологией человека.
Различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы моделирования, 3) управленческо - воспитательные методы.[19]
Вся совокупность методов, используемых в экономической психологии, может быть разделена на три группы:
• методы, традиционно используемые в психологических исследованиях (наблюдение, эксперимент, анкетирование, различные виды опросов и интервью, тестирование, математико-статистические методы обработки и объективизации данных);
• экономические методы и методы, используемые в смежных научных направлениях (метод математического моделирования, логико-теоретический анализ, синтез, метод абстракции, исторический подход);
• методы экономической психологии, разработанные с учетом специфики данной научной дисциплины (например, экономико-психологический эксперимент, который проводится по схеме традиционного экономического эксперимента, но с психологическим оснащением).
Особенностями первой группы методов является то, что их использование требует репрезентативных выборок, что усиливает требования к процедуре организации, планирования, проведения экспериментальных исследований. Так, например, маркетинговые опросы, эксперименты в области психологии покупательского поведения, анализ влияния рекламы на потребителя, диагностика предпринимательских способностей, склонности к экономическому риску и другие исследования в контексте традиционной экономической психологии выдвигают достаточно жесткие требования к валидности и надежности используемых методов, достоверности получаемых с их помощью данных, математико-статистической обработки и приемов объективизации полученных результатов на этапе интерпретации исследований и верификации гипотез.
На современном этапе все большее распространение получают системы и модели управления, основанные на предположении изменений и принятии на этой основе гибких, экстренных, экспертных экономико-психологических решений. Их можно отнести к разряду предпринимательских, поскольку они дают возможность лучше учитывать необычность и неожиданность будущего развития организаций.
В связи с этим современные организации (как в государственном секторе, так и в негосударственном) все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современного социально- экономической жизни, что требует применения адекватных методов экономической психологии. Соответственно меняются и структуры управления: предпочтение отдается децент-рализации и гибким организационным механизмам, ориентированным на выявление новых проблем, выработки и принятия экономико-психологических решений.
С точки зрения экономической психологии, бизнес и предпринимательство немыслимы без освоения и внедрения методов инженерного творчества, таких как мозговой штурм, синектика, метод дискуссий, метод экспертного прогнозирования, морфологического анализа и синтеза, теории решения изобретательских задач, функционально-стоимостного анализа и целого ряда других методов.
Например, метод «мозгового штурма» разработал в 1939 г. Осборн, основатель Института творческих методов обучения, заместитель ректора университета в г. Буффало.
Введение в научный оборот термина «мозговой штурм» связано с распространением групповых форм работы, когда группа ученых как единый, целостный мозг штурмует творческое решение проблемы, которую следует решить.
При этом в работе рекомендуется
руководствоваться следующими принципами:
1) недопустимость критики идей;
2) свободное высказывание идей;
3) чем больше идей, тем лучше;
4) обмен мнениями и сочетание идей.
Идеи, высказанные во время сеанса «мозгового штурма», определенным образом обрабатываются. Они подвергаются пересмотру: явно плохие идеи отвергаются, с целью более углубленного исследования состоит упорядоченный список, который начинается с хороших идей и заканчивается менее удачными предложениями.
«Мозговой штурм» - это не стремление
грамотно выразить бессмыслицы, а целенаправленная
работа группы, которая стремится найти
новые творческие идеи. Каждый член группы
должен сосредоточиться на поставленной
задаче и не впадать в рассуждения, не
критиковать мнения других.
Наилучшие результаты обычно получают,
когда группа в составе пяти - десяти человек
работает не более часа.
Синектика - поиск идей новых товаров на основе использования аналогий из других сфер жизни. В основу синектики положено «мозговой штурм», к участию в котором приглашают специалистов различных сфер деятельности. Группа от одного штурма к другому накапливает опыт решения проблемы. Основные приемы, используемые в синектичному штурме, основанные на аналогии:
• прямой (каким образом решаются подобные задачи);
• личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и высказаться по поводу этой позиции);
• символической (дайте образное определение сути задачи);
• фантастической (как это задачу решили бы сказочные персонажи). Можно выделить три варианта синектики:
• классическая синектика;
• синектична конференция;
• визуальная синектика.
Классическая синектика. Обычно она предусматривает создание группы по 5-7 человек и базируется на правилах и условиях проведения «мозгового штурма». Осуществляется в три этапа.
• формулирование проблемы;
• отчуждения содержания проблемы: используя
определенную технику отчуждения (прямые,
личные, символические, фантастические
аналогии), группа удаляется от проблемы,
абстрагируется от конкретной ситуации;
• формирование подходов к решению проблемы:
понятие, выделены в процессе отчуждения,
сравниваются с возникшей проблемой, в
результате отрабатываются идеи решения
проблемы. Синектична конференция. В процессе
синектичнои конференции, которая имеет
много общего с классической синектика,
однако не предусматривает соблюдение
строгой последовательности синектичного
процесса, сохраняется только стиль обсуждения
проблемы - из аналогии. При этом нет четко
выраженной фазы отчуждения. Аналогии,
которые формируются свободно, является
толчком для отработки идеи решения определенной
проблемы.
Визуальная синектика. Это метод, предусматривающий отчуждение и стимулирование поиска идей с помощью изображения (диапозитивов, больших изображений на календарях, рекламных проспектах, выставленных на стендах). Отчуждение (анализ) проводится после того, как участники совместно описывают первое изображение. Идеи формируются из элементов представленного изображения.
Метод морфологического анализа предложил Ф. Цвикки - известный астрофизик, изобретатель реактивного двигателя. Суть этого метода заключается в выделении важнейших параметров объекта и дальнейшем изучении всех возможных соотношений между ними. Так, в поле зрения попадают и известные, и необычные варианты, которые могли бы остаться без внимания в случае простого перечня.
Последовательность
этапов морфологического анализа такова:
• проблема описывается в целом (никакие
решения не предлагаются);
• проблема раскладывается на несколько
компонентов (например, определяются параметры
объекта - форма, материал упаковки, содержимое);
• для каждого параметра предлагается
несколько возможных вариантов (известных
и, пока не использованы в представленных
на рынке товарах). При этом составляется
матрица, так называемый морфологический
ящик, в первом столбце которой перечислены
все параметры, а справа в той же строке
- альтернативные решения;
• параметры и альтернативные решения
комбинируются (каждое решение состоит
из набора, которое требует по одному
варианту из каждого параметра);
• выбирается и реализуется оптимальное,
с точки зрения фирмы, решения.
Метод морфологического анализа особенно
уместен, когда речь идет о проектировании
новых изделий, а также об определении
возможности патентования основных параметров
с целью «блокирование» изобретений, которые
могут появиться в будущем и перекрыть
конкурентам путь к имитации инновации.
Использование данных методов позволяет
успешно решать важнейшие научные, изобретательские,
инновационные и хозяйственные проблемы,
выявлять и взаимодействовать согласовывать
интересы и потребности различных корпоративных
групп, формировать необходимую культуру
экономического мышления персонала различных
организационных структур.
В производственных системах с помощью
процессуального анализа может рассматриваться
как специальная теория решений, так и
комплексный подход к анализу производственных
и экономических процессов, поскольку
он дает возможность сравнивать затраты
и результаты в ходе выработки и реализации
оптимальных решений.
Анализ отечественных и зарубежных публикаций в области экономической психологии и смежных с ней областях свидетельствует о том, что в этих исследованиях все чаще используются методы исследования операций, основанные на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр, эвристическом программировании.
Информация о работе Экономическая психология в современных социально-психологических исследованиях