Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 05:56, курсовая работа
Цель работы. Исследовать личностный потенциал и эмоциональное выгорание у студентов-психологов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание личности студента
Предмет исследования: Взаимосвязь личностного потенциала и эмоционального выгорания студентов-психологов.
Гипотеза мы предполагаем, что эмоциональное выгорание более выражено у студентов-психологов старших курсов, чем у студентов-психологов младших курсов.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы личносного потенциала и эмоционального выгорания 5
1.1. Личностный потенциал 5
1.2. Эмоциональное выгорание личности 15
Глава 2. Экспериментальное исследование личностного потенциала и эмоционального выгорания 28
2.1. База и методы исследования 28
2.2. Анализ полученных результатов исследования 30
Заключение 40
Список летиратуры 42
Близким к исследованию этих взаимосвязей является выявление взаимосвязи между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторыми другими. Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной - с чувством групповой сплоченности.
Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания.
Основной упор в изучении этих факторов был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друга другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Наличие связей между этой группой факторов и выгоранием в какой-то степени объясняется не только действительным их влиянием на данный феномен, но и их объективным содержанием, возможностью количественного измерения и однозначного понимания.
Глава 2. Экспериментальное исследование личностного потенциала и эмоционального выгорания личности.
Исследование проводилось на 40 испытуемых студентов 1, 2, 3, 4 курсов в возрасте от 17 до 23 лет. Им давались такие методики как:
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко).
Эмоциональное выгорание представляет
собой стереотип
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.
Методика состоит из 84 суждений,
позволяющих диагностировать
Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)
Метод личностного семантического дифференциала – один из разновидностей отдельных семантических пространств, который входит в состав метода семантического дифференциала. Также его называют средством тестирования межличностного восприятия, которое строится на основе прилагательных, характеризующих черты индивидуума и его характера, ориентированных на оценивание самого себя или же иного человека.
Процесс строения личностного семантического дифференциала стандартен. По огромному количеству униполярных или биполярных шкал, которые образовались «личностными» прилагательными, дают оценку многим реальным людям или литературным персонажам, фотографическим или живописным портретам. А на основе тожества оценок данных объектов по шкалам основывается матрица подобия шкал, которая в свою очередь проверяется при помощи факторного анализа.
Отмеченные факторные
Многие исследователи в данной области наук доказали тот факт, что универсального или общего личностного семантического дифференциала не существует. В каждом определенном случае нужно строить личностное пространство, опираясь на задачи самого исследования, а также выборки испытуемых.
Методика
предоставляет возможность
Мы провели сравнение по показателям между студентами младших курсов и студентами старших курсов.
Сравнение данных по t-критерию Стьюдента (значимые различия):
Рис. 1
На графике были сравнены показатели по значимым различиям между студентами старших курсов и младших курсов «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит», «сила».
«Редукция профессиональных обязанностей».
Термин редукция означает упрощение. В
профессиональной деятельности, предполагающей
широкое общение с людьми, редукция проявляется
в попытках облегчить или сократить обязанности,
которые требуют эмоциональных затрат.
Например, врач не находит нужным дольше
побеседовать с больным, побудить к подробному
изложению жалоб. Диалог получается скупым
и недостаточно информативным. Проводник
не спешит предложить чай пассажирам.
Стюардесса смотрит “стеклянными глазами”.
Одним словом, редукция профессиональных
обязанностей – привычная спутница бескультурья
в деловых контактах.
«Эмоциональный дефицит». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.
«Сила». Фактор «силы» в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор «сила» выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
На графике (Рис. 1) видно, что у студентов младших курсов ниже показатели «редукция профессиональных обязанностей» и «эмоциональный дефицит», но выше показатель «силы», чем у старших курсов. Это означает, что у студентов младших курсов еще не развились показатели «редукция профессиональных обязанностей» и «эмоциональный дефицит», это может связано с тем, что они только начинают обучение. Они еще познают все тонкости профессиональной подготовки их будущей профессии. Соответственно фактор «сила» имеет высокое значение, так как они чувствуют себя уверенно, независимо и склонны рассчитывать на собственные силы.
Сравнение данных по t-критерию Стьюдента (различия на уровне тенденций):
Рис. 2
На графике были сравнены показатели по различиям на уровне тенденций между студентами старших курсов и младших курсов «личностная отстраненность (деперсонализация)», «активность».
«Личностная отстраненность (деперсонализация)».
Проявляется в широком диапазоне умонастроений
и поступков профессионала в процессе
общения. Прежде всего, отмечается полная
или частичная утрата интереса к человеку
– субъекту профессионального действия.
Он воспринимается как неодушевленный
предмет, как объект для манипуляций –
с ним приходится что-то делать. Объект
тяготит своими проблемами, потребностями,
неприятно его присутствие, сам факт его существования.
Метастазы “выгорания” проникают в установки,
принципы и систему ценностей личности.
Возникает деперсонализированный защитный
эмоционально-волевой антигуманистический
настрой. Личность утверждает, что работа
с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения,
не представляет социальной ценности.
В наиболее тяжелых формах “выгорания”
личность рьяно защищает свою антигуманистическую
философию: “ ненавижу…”, “презираю…”.
В таких случаях “выгорание” смыкается
с психопатологическими проявлениями
личности, с неврозоподобными или психопатическими
состояниями. Таким личностям противопоказана
эта профессиональная деятельность. Но,
увы, они ею заняты, поскольку нет психологического
подбора кадров.
«Активность». Фактор активности в
самооценках интерпретируется как свидетельство
экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность,
общительность, импульсивность; отрицательные
На графике (Рис. 2) видно, что у студентов младших курсов ниже показатель «личностная отстраненность (деперсонализация)» , но выше показатель «активности», чем у старших курсов. Это означает, что у студентов младших курсов еще не развились показатели «личностная отстраненность (деперсонализация)», это может связано с тем, что они только начинают обучение. Они еще познают все тонкости профессиональной подготовки для их будущего. Соответственно фактор «активности» имеет высокое значение, так как они общительны, импульсивны, общительны в отличии от студентов старших курсов.
Так же был сделан корреляционный анализ по факторам «напряжение», «резистенция», «истощение». В данные факторы входят 12 показателей: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия», «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «личностная отстраненность (деперсонализация)», «психосоматические и психовегетативные нарушения». Была просмотрена взаимосвязь данных факторов и показателей с другими факторами: «оценка», «сила», «активность».
Оценка |
Сила |
Активность | |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
-0,22761 |
-0,04919 |
0,038869 |
Неудовлетворенность собой |
-0,14061 |
-0,06455 |
-0,12284 |
«Загнанность в клетку» |
-0,3042 |
-0,44098 |
-0,273 |
Тревога и депрессия |
-0,1423 |
-0,35058 |
-0,31876 |
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование |
-0,1485 |
0,225136 |
0,02148 |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
-0,50416 |
-0,35354 |
-0,43493 |
Расширение сферы экономии эмоций |
-0,24573 |
-0,10491 |
-0,21709 |
Редукция профессиональных обязанностей |
-0,10578 |
-0,19273 |
-0,15502 |
Эмоциональный дефицит |
-0,36583 |
-0,16274 |
-0,30035 |
Эмоциональная отстраненность |
-0,3393 |
-0,21515 |
-0,56176 |
Личностная отстраненность деперсонализация) |
-0,49439 |
-0,44622 |
-0,65919 |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
-0,24126 |
-0,25231 |
-0,52454 |
Рис. 3
Исходя из корреляционного анализа показанного на Рис. 3 можно сделать выводы, что между показателем «загнанность в клетку» с «сила» прослеживается взаимосвязь:
Информация о работе Экспериментальное исследование личностного потенциала и эмоционального выгорания