Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:09, курсовая работа
Цельюработы является изучение особенностейвнутриличностных конфликтови условий психологических защит.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать особенности понятия «внутриличностный конфликт», выявить его основные признаки.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов........................................................................5
1.1 Внутриличностный конфликт и его основные признаки………………....5
1.2 Причины возникновения, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов………………………………………………..8
1.3 Психологическая защита…………………………………………………...12
Выводы…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов………………14
2.1.Цели, содержание и критерии оценки методик исследования……………14
2.2.Обработка полученных данных и их интерпретация………………….......15
Выводы…………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….
Интернальный локус контроля развивается в результате воспитания, нацеленного на формирование самостоятельной личности, принимающей на себя ответственность за свои поступки. Предприниматели, политики, психологи и педагоги чаще всего являются носителями подобных качеств, из чего можно сделать вывод, что у них внутренний локус контроля.
В общем, наличие интернального локуса контроля свидетельствует о сформированной и зрелой личности, способной как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них. Интерналы более уверены в себе, их деятельность результативнее. Интерналов любят и уважают за их ответственность и надежность, способность бороться и побеждать. Однако, чрезмерная уверенность в своих возможностях может порождать ряд негативных моментов. Во-первых, переоценка своих сил и своего влияния может привести к чувствительным поражениям со всеми их последствиями, в том числе и психологическими. Во-вторых, склонность винить себя во всех неудачах может вызвать неуместное чувство раскаяния, подавленность, депрессию, а именно внутриличностный конфликт. Психологическая защита от такого явления говорит, что нужно всегда придерживаться золотой середины и допускать возможность влияния удачи и внешних факторов на исход дела.
Экстерналы и интерналы различаются по способам интерпретации социальных ситуаций. Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме и ситуации, большую ответственность, чем экстерналы. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях и доля психологической зависимости от обстоятельств.
Выводы: Основной причиной возникновения внутриличностных конфликтов является наличие противоречий. Значительный вклад в разработку проблем, связанных с причинами возникновения внутриличностного конфликта внесли К. Хорни, Э. Фромм.
Переживание – это эмоционально окрашенное состояние личности. Во внутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представленна психоэмоциональным напряжением.
Личностные конфликты могут приводить как к конструктивным, так и деструктивным последствиям. К последним относится возникновение невротического конфликта.
Экстерналы и интерналы различаются по способам интерпретации социальных ситуаций. Интерналы больше подтвержены внутриличностным конфликтам, так как склонны всю ответственность за происходящее брать на себя.
1.3 Психологическая защита
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты, которую изучали З.Фрейд (1990), Ф.В.Бассин (1969). Б.В.Зейгарник (1981). А.А.Налчаджян (1984), Е.Т.Соколова (1989).
Психологическая защита-это
Выделяют следующие механизмы психологической защиты:
Отрицание - развивается с целью сдерживания негативных эмоций;
Проекция - предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его непринятия и самопринятия на этом фоне;
Регрессия - развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы;
Замещение – индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя;
Подавление – развивается для сдерживания страха , проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора;
Изоляция – восприятие травмирующих ситуаций без чувства тревоги;
Интроекция – присвоение черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны;
Интеллектуализация – развивается в раннем подростковом возрасте и предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;
Аннулирование – поведение или мысли сводящие на нет предыдущие поступки или мысли, вызывавшие сильное беспокойство;
Сублимация – удовлетворение вытесненного неприемлимого чувства осуществлением социально одобряемых альтернатив;
Рационализация – нахождение причин для оправдания действий, вызванных неприемлимыми чувствами (дискредитация цели – обесценивание недостижимого);
Реактивное образование – предполагает подчеркивание в поведении противоположной установки;
Компенсация – преднозначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу потери;
Идентификация – моделирование поведения другого как путь к повышению самоценности;
Фантазия – бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.
Ф.Е.Василюк (1984), Э.И.Киршбаум (1986), В.С.Роттенберг (1984), И.Д.Стойков (1986) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную активность».
По мнению Е.С.Романовой и Л.Р.Гребенникова(1996) механизмы защиты являются продуктами конфликтов раннего детства, поэтому могут вызывать дезадаптации и перманентный конфликт.
Выводы: Зная причины возникновения, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов, можно обосновать их психологическую защиту. Выделяют следующие механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, реактивное образование, компенсация, идентификация и фантазия.
Механизмы защиты развиваются
в процессе жизни как средство
адаптации и разрешения
Глава 2. Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов
2.1.Цели, содержание и критерии оценки методик исследования
Рассматривая теоретический аспект проблемы исследования психологической защиты при внутриличностных конфликтах, и изучив, имеющийся опыт в психологии по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что возникла необходимость проведения исследования, которое бы подтвердило нашу гипотезу.
Целью нашего исследования является оценить внутриличностную конфликтность в коллективе и выявить психологическую картину при предупреждении конфликтов и стресса.
Задачи исследования:
1. Отобрать методики эмпирического исследования внутриличностных конфликтов в коллективе.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на исследование предупреждения внутриличностных конфликтов и стрессов.
3. Сделать выводы по результатам исследования.
Гипотеза исследования: можно предположить, что принятие себя как личность, склонность осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик есть, та психологическая защита, которая позволяет предотвратить появление внутриличностных конфликтов у педагогов.
Исследование проходило на базе ГОУ СОШ № 622, г. Москва, которое проводилось в период с февраля по май 2013 года. Объем выборки составил 28 человек в возрасте от 24 до 55 лет.
Для исследования внутриличностных конфликтов были отобраны следующие диагностические методики:
1. Методика «Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности» (А.И. Шипилов) (Приложение 1).
Цель: изучение внутриличностной конфликтности по типу мотивационный, моральный, ролевой, адаптационный конфликт, конфликт нереализованного желания, конфликт неадекватной самооценки.
2. «Методика личностного дифференциала (ЛД)» (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева) (Приложение 2).
Цель: изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений и влияние таких качеств личности на уровень ее конфликтности.
3. «Методика ценностных ориентаций» (М. Рокич) (Приложение 3).
Цель: определить содержательную сторону направленности личности, которая составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни", что позволяет выявить особенности внутриличностных конфликтов и способы их преодаления.
2.2.Обработка полученных данных и их интерпретация
Данным этапом было проведение исследования с целью выявления внутриличностных конфликтов по видам у педагогов. Перейдем к рассмотрению результатов исследования.
Для изучения внутриличностных конфликтов личности была использована методика «Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности» (А.И. Шипилов), целью которой было изучение типов внутриличностных конфликтов у педагогов.
Предлагалась анкета с вопросами-ситуациями и на отдельном листе регистрационный бланк с номерами вопросов и вариантами ответов.
Результаты представлены в таблице 1, рис.1, приложение 1.
Таблица 1
«Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности»
(А.И. Шипилов)
№ |
Виды внутриличностного конфликта |
Количество человек с выраженным видом внутриличностного конфликта |
Процент |
1 |
Мотивационный (между «хочу и «хочу») |
1 |
4% |
2 |
Нравственный (между «надо» и «хочу») |
2 |
7% |
3 |
Ролевой (между «надо» и «надо») |
6 |
21% |
4 |
Адаптационный (между «надо» и «могу») |
7 |
25% |
5 |
Нереализованного желания (между « хочу» и «могу») |
3 |
11% |
6 |
Неадекватной самооценки (между «могу» и «могу») |
9 |
32% |
Рис.1
Анализируя полученные данные, были сделаны следующие выводы:
- Мотивациооный конфликт выражен у 1 человека(4%);
- Нравственный конфликт (моральный) между желанием и долгом выражен у 2 человек(7%);
- Ролевой конфликт, связанный с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связанный с различным пониманием требований самой личности к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт) выражен у 6 человек (21%);
- Адаптационный конфликт,
возникающий на основе
- Конфликт нереализованного желания, возникающий между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение выражен у 3 человек (11%);
- Конфликт неадекватной самооценки, связанный с тем, что происходит расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей выражен у 9 человек (32%).
Данная методика позволяет выявить степень внутриличностной конфликтности у педагогов. Методика показала, что наиболее переживаемые конфликты – это конфликты неадекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее переживаемые – мотивационные и нравственные конфликты. Наиболее часто встречаются конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, между стремлением и желанием повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудач. Психологическая защита при разрешении внутриличностного конфликта -
адекватная самооценка, так как именно она является выражением уровня притязания личности, выступает своеобразным побудителем активности личности, ее поведения.
С целью изучения таких свойств личности, как самосознание, межличностные отношения и их влияние на уровень конфликтности была использована «Методика личностного дифференциала (ЛД)» (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева). Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
«Методика личностного дифференциала (ЛД)»
(адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева)