Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:09, курсовая работа
Цельюработы является изучение особенностейвнутриличностных конфликтови условий психологических защит.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать особенности понятия «внутриличностный конфликт», выявить его основные признаки.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов........................................................................5
1.1 Внутриличностный конфликт и его основные признаки………………....5
1.2 Причины возникновения, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов………………………………………………..8
1.3 Психологическая защита…………………………………………………...12
Выводы…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов………………14
2.1.Цели, содержание и критерии оценки методик исследования……………14
2.2.Обработка полученных данных и их интерпретация………………….......15
Выводы…………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….
№ |
Факторы семантического дифференциала |
Количество человек с выраженными факторами |
Процент |
1 |
Фактор оценки |
15 |
54% |
2 |
Фактор силы |
6 |
21% |
3 |
Фактор активности |
7 |
25% |
На основании данных были получены следующие результаты:
- Фактор оценки характеризует такие аспекты испытуемого, как уровень самоуважения, принятия себя как личности, признания у себя социально одобряемых качеств, критическое отношение к себе и удовлетворенность собой.
Принятие себя как личность, склонность осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик есть, та психологическая защита, которая позволит предотвратить появление внутриличностных конфликтов.
Если же преобладает низкая самооценка, педагог чрезмерно критически относится к самому себе, неудовлетворен собственным поведением и уровнем достижений, то это свидельствует о возникновении личностного конфликта. У такого педагога недостаточный уровень принятия самого себя.
- Фактор силы характеризует уверенность педагога в себе, склонность полагаться на свои силы в трудных ситуациях. Фактор свидетельствует о развитии волевых сторон личности, что позволяет мягче и спокойнее преодолевать внутриличностные конфликты.
Низкие значения говорят о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок – это еще больше разогревает внутриличностный конфликт, повышает тревожность.
- Фактор активности характеризуют самовосприятие педагога как человека общительного, активного, энергичного, эмоционально откликающегося на ситуацию, такие показатели говорят о педагоге, как о профессионале.
Низкие показатели
Вывод: Чем выше степень напряженности, тем выше уровень внутриличностной конфликтности. Чем более развиты у человека решительность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость, уверенность, тем ниже острота переживания внутриличностных конфликтов.
Такие качества как невозмутимость и одержимость, характерны для человека с высоким уровнем внутриличностной конфликтности.
С целью определить содержательную сторону направленности личности, которая позволяет выявить особенности внутриличностных конфликтов и способы их преодаления была использована «Методика ценностных ориентаций» (М. Рокич).
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), в списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Терминальные ценности - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Наиболее часто встречающиеся ценности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Терминальные ценности |
Инструментальные ценности |
Здоровье (физическое и психическое) |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
Продуктивная жизнь (максимальное полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
Творчество (возможность творческой деятельности) |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
Счастливая семейная жизнь |
Жизнерадостность (чувство юмора) |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
Вывод: Терминальные ценности, те к которым стоит стремиться, по полученным данным, можно отнести к социальным, в большей степени испытуемые чувствуют себя комфортно, находя смысл в самоутверждении и активном участии в жизни. Таким образом внутриличностный конфликт легко преодолевается, разбиваясь о самоактулизацию и творческую, профессиональную активность.
Инструментальные ценности, те которые являются предпочтительными в любой ситуации по полученным данным, можно отнести к теоретическим. Испытуемые характеризуются критическим, осмысленным подходом к жизни. Теоретический тип в высшей мере интеллектуален, а люди с развитым интеллектом острее переживают внутриличностные конфликты.
Выводы: «Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности» (А.И. Шипилов) выявил степень внутриличностной конфликтности у педагогов и показал, что наиболее переживаемые конфликты – это конфликты неадекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее переживаемые – мотивационные и нравственные конфликты. Психологическая защита при разрешении внутриличностного конфликта - адекватная самооценка, так как именно она является выражением уровня притязания личности, выступает своеобразным побудителем активности личности, ее поведения.
«Методика личностного дифференциала (ЛД)» (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева) выявила какие свойства личности влияют на уровень конфликтности и какие свойства личности влияют на преодоление внутриличностного конфликта. А именно, принятие себя как личность, склонность осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик есть, та психологическая защита, которая позволит предотвратить появление внутриличностных конфликтов. Развитие волевых сторон личности, позволяет мягче и спокойнее преодолевать внутриличностные конфликты. Чем выше степень напряженности, тем выше уровень внутриличностной конфликтности.
«Методика ценностных ориентаций» (М. Рокич)выявила, что испытуемые чувствуют себя комфортно, находя смысл в самоутверждении и активном участии в жизни. Таким образом внутриличностный конфликт легко преодолевается, разбиваясь о самоактулизацию и творческую, профессиональную активность.
Заключение
Исследование посвящено изучению внутриличностного конфликта и его психологической защите.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время существует множество определений внутриличностного конфликта. Одни авторы объясняют внутриличностный конфликт как острое негативное переживание, другие через борьбу структур внутреннего мира личности, третьи говорят о столкновении желаний, четвертые определяют внутриличностный конфликт как нереализованную потребность человека в самоактулизации. Внутриличностные конфликты рассматриваются представителями практически каждого научного направления в психологии с учетом принятых парадигм: от психоанализа до современных теорий. Кроме того, возникают собственные школы и направления, в основу которых положено само явление конфликта.
Внутриличностный конфликт и его психологическая защита включает в себя следующие элементы: предмет внутриличностного конфликта – проблема, по поводу которой он возникает; конфликтную ситуацию, в которой выражается характер и степень противоречия; показатели внутриличностного конфликта, в которые входят когнитивная сфера – это снижение самооценки, сомнения в истинности мотивов и принципов, эмоциональная сфера – это психоэмоциональные напряжения, поведенческая сфера – это снижение удовлетворенности деятельностью, интегральные показатели – это нарушение механизма адаптации; также включают виды внутриличностного конфликта; особенности переживания и защиты внутриличностных конфликтов; последствия конфликтов – конструктивные и деструктивные.
Проблема внутриличностного конфликта изучается в рамках различных научных школ и направлений: социал-дарвинизма, психоанализа, когнитивизма, математического моделирования, научного управления, административного управления, человеческих отношений и др.
Проблеме внутриличностного конфликта в зарубежной психологии были посвящены работы З.Фрейда, К.Юнга, Э.Берна, У.К.Хорни, К.Роджерса, В.Франкла, Л.Фестингера, Б.Скинера.
В отечественной психологии большой вклад в изучение конфликтов внесли Л.С.Выготский, А.Н.Леаонтьев, В.В.Столин, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, Н.Д.Левитов, Ф.Е.Василюк, Т.М.Титаренко.
В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из понимания личности в рамках определенной научной парадигмы.
В настоящее время заметно возрос интерес к проблеме внутриличностных конфликтов, идет интенсивное накопление эмпирических данных, на основании которых формируется понятийный аппарат изучаемого явления.
Выделяют основные виды внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.
Среди условий возникновения внутриличностного конфликта выделяют личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии) и ситуативные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружающих; внутренние; противоречие между значимыми, приблизительно равной силы, отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).
Переживание внутриличностного конфликта – особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой является психоэмоциональное напряжение, имеющие субъективное качество и предметное содержание.
Выделяют следующие механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, реактивное образование, компенсация, идентификация, фантазия.
Во второй части работы было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявленние особенностей внутриличностных конфликтов учителей, работающих в средней общеобразовательной школе. В исследовании приняли участие 28 учителей.
В процессе экспериментального исследования нами было выявлено, что у учителей преобладает конфликты неадекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее переживаемые – мотивационные и нравственные конфликты. Уровень самоуважения, принятия себя как личности, признания у себя социально одобряемых качеств, критическое отношение к себе и удовлетворенность собой -психологическая характеристика иследуемых учителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что принятие себя как личность, склонность осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик есть, та психологическая защита, которая позволяет предотвратить появление внутриличностных конфликтов у педагогов.
Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась и гипотеза исследования.
Материалы данной работы можно применять в практике образовательных учреждений с целью совершенствования работы по предотвращению внутриличностных конфликтов у педагогов.
Список литературы
1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
3. Богданов Е.Н., Зазыкин
В.Г. Психология личности в
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: Издательство МГУ, 1984.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
6. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. – Киев: Политиздат, 1989.
7. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
9. Каменская В. Г. Психологическая
защита и мотивация в
10. Козырев Г. И. Введение в кофликтологию. – М.: Владос, 1999.
11. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001.-480 с.
12. Конфликтология: Учебник для вузов / В. П. Ратников, В. Ф. Голубь, Г. С. Лукашова и др.; под ред. проф. В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Владос, 1997.
14. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л.: Издательство ЛГУ, 1987.
15. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001.