Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе……………………………………………..3
§ 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы…………………………………….3
§ 2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...6
§ 3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста……..11
§ 4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка………15
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………………………...18
§ 1 Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)……………………….18
§ 2 Диагностика психических состояний. Личностная шкала проявления тревоги ………19
§ 3 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)…………………………...25
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Литература………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Эксперимент психология.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Когда же этот уровень превышает  оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он — «гадкий утенок». Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый — безобразным, ладный — нескладным.. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

Возникает внутренний конфликт —  это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у  ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав».В сознании повелительный стимул — "надо", а из неосознаваемого установка: «не надо, опасно» — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка: "товарища надо выручать из беды любой ценой". Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.

Тревожность окрашивает в мрачные  тона отношение к себе, другим людям  и действительности. Ребенок уже  не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности.

Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут  не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются  в изоляции, они чаще входят в  число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Личность с повышенным уровнем  тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

 

Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной  тревожности на статус ребенка в  группе старшего дошкольного возраста

§ 1 Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)

Опросник состоит  из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха)

Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставьте «+» в случае, если утверждение относится к Вам, ! «−», если вы не согласны. В случае затруднений возможен ответ «не знаю», тогда поставьте «?».

Обычно  я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

Мои нервы расстроены не более, чем у  других людей.

У меня редко бывают запоры.

У меня редко бывают головные боли.

Я редко  устаю.

Я почти  всегда чувствую себя вполне счастливым.

Я уверен в себе.

Практически я никогда не краснею.

По  сравнению с моими друзьями я  считаю себя вполне смелым человеком.

Я краснею  не чаще, чем другие.

У меня редко бывают сердцебиение и одышка.

Обычно  мои руки и ноги достаточно теплые.

Я застенчив  не более, чем другие.

Мне не хватает уверенности в себе.

Порой мне кажется, что я ни на что  не годен.

У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

Мой желудок сильно беспокоит меня.

У меня не хватает духа вынести все предстоящие  трудности.

Я хотел  бы быть таким же счастливым, как  другие.

Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне  не преодолеть.

Мне нередко снятся кошмарные сны.

Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда  я пытаюсь что-либо сделать.

  У меня чрезвычайно беспокойный  и прерывистый сон. 

Меня  весьма тревожат возможные неудачи.

Мне приходилось испытывать страх в  тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.

Мне трудно сосредоточиться на работе или  на каком-либо задании.

Я работаю  с большим напряжением.

Я легко  прихожу в замешательство.

Почти все время я испытываю тревогу  из-за кого-нибудь или чего-нибудь.

Я склонен  принимать все слишком всерьез.

Я часто  плачу, у меня глаза «на мокром месте».

Меня  нередко мучают приступы рвоты и  тошноты.

Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще).

Я часто  боюсь, что вот-вот покраснею.

Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

Мое материальное положение весьма беспокоит  меня.

Нередко я думаю о таких вещах, о  которых ни с кем не хотелось бы говорить.

У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость и это чрезвычайно смущает меня.

Даже  в холодные дни я легко потею.

Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

Я − человек легко возбудимый.

Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

Порой мне кажется, что моя нервная  система расшатана, и я вот-вот  выйду из себя.

Я часто  ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

Я гораздо  чувствительнее, чем большинство  людей.

Я почти  все время испытываю чувство  голода.

Иногда  я расстраиваюсь из-за пустяков.

Жизнь для меня всегда связана с необычным  напряжением.

Ожидание  всегда нервирует меня.

Обработка результатов

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается  в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом:

  • от 0 до 6 баллов - низкая тревожность,
  • от 6 до 20 баллов - средняя,
  • выше 20 баллов - высокая.

Ключ: вопросы 1-12 ответ нет; 13-50 - ответ да.

§ 2 Диагностика психических состояний. Личностная шкала проявления тревоги

Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав ММРI в качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т. А. Немчиным (1966 г.). Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции обследуемый откладывает вправо и влево карточки в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15—30 мин.

Тестовый  материал

1. Обычно я  спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы  расстроены не более, чем у  других людей. 

3. У меня редко  бывают запоры.

4. У меня редко  бывают головные боли.

5. Я редко  устаю. 

6. Я почти  всегда чувствую себя вполне  счастливым.

7. Я уверен  в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению  со своими друзьями я считаю  себя вполне смелым человеком. 

10. Я краснею  не чаще, чем другие.

11. У меня  редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои  руки достаточно теплые.

13. Я застенчив  не более чем другие.

14. Мне не  хватает уверенности в себе.

15. Порой мне  кажется, что я ни на что  не годен. 

16. У меня  бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на  месте. 

17. Мой желудок  сильно беспокоит меня.

18. У меня  не хватает духа вынести все  предстоящие трудности.

19. Я хотел  бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется  порой, что передо мной нагромождены  такие трудности, которые мне  не преодолеть.

21. Мне нередко  снятся кошмарные сны. 

22. Я замечаю,  что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня  чрезвычайно беспокойный и прерывистый  сон. 

24. Меня весьма  тревожат возможные неудачи. 

25. Мне приходилось  испытывать страх в тех случаях,  когда я точно знал, что мне  ничто не угрожает.

26. Мне трудно  сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю  с большим напряжением. 

28. Я легко  прихожу в замешательство.

29. Почти все  время испытываю тревогу из-за  кого-либо или из-за чего-либо. 30. Я склонен принимать все  слишком серьезно.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко  мучают приступы рвоты и тошноты. 

33. Раз в месяц  или чаще у меня бывает расстройство  желудка. 

34. Я часто  боюсь, что вот-вот покраснею. 

35. Мне очень  трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное  положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я  думаю о таких вещах, о которых  ни с кем не хотелось бы  говорить.

38. У меня  бывали периоды, когда тревога  лишала меня сна. 

39. Временами,  когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная  потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в  холодные дни я легко потею. 

41. Временами  я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. 

42. Я — человек  легковозбудимый. 

43. Временами  я чувствую себя совершенно  бесполезным. 

44. Порой мне  кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто  ловлю себя на том, что меня  что-то тревожит.

46. Я гораздо  чувствительнее, чем большинство  других людей. 

47. Я почти  все время испытываю чувство  голода.

48. Я обычно  чувствую себя неуютно в окружении незнакомых людей.

49. Жизнь для  меня связана с необычным напряжением. 

50. Ожидание  всегда нервирует меня.

 

Оценка результатов  исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов  обследуемого, свидетельствующих о  тревожности. Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

Суммарная оценка:

40—50 баллов  рассматриваются как показатель  очень высокого уровня тревоги; 

25—40 баллов  свидетельствуют о высоком уровне  тревоги; 

15—25 баллов  — о среднем (с тенденцией  к низкому) уровне;

0—5 баллов  — о низком уровне тревоги.

 

В 1975 г. В. Г. Норакидзе  дополнил опросник шкалой лжи, которая  позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах. Вариант  этого опросника приведен ниже.

Шкала тревоги 

1. Я могу долго  работать не уставая. 

2. Я всегда  выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3. Обычно руки  и ноги у меня теплые.

4. У меня редко  болит голова.

5. Я уверен  в своих силах. 

6. Ожидание меня  нервирует. 

7. Порой мне  кажется, что я ни на что  не годен. 

8. Обычно я  чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу  сосредоточиться на чем-либо одном. 

10. В детстве  я всегда немедленно и безропотно  выполнял все то, что мне поручали.

11. Раз в месяц  или чаще у меня бывает расстройство  желудка. 

Информация о работе Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста