Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе……………………………………………..3
§ 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы…………………………………….3
§ 2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...6
§ 3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста……..11
§ 4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка………15
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………………………...18
§ 1 Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)……………………….18
§ 2 Диагностика психических состояний. Личностная шкала проявления тревоги ………19
§ 3 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)…………………………...25
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Литература………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Эксперимент психология.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

12. Я часто  ловлю себя на том, что меня  что-то тревожит.

13. Я думаю,  что я не более нервный, чем  большинство людей. 

14. Я не слишком  застенчив. 

15. Жизнь для  меня почти всегда связана  с большим напряжением. 

16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в  которых не разбираюсь.

17. Я краснею  не чаще, чем другие.

18. Я часто  расстраиваюсь из-за пустяков.

19. Я редко  замечаю у себя сердцебиение  или одышку.

20. Не все  люди, которых я знаю, мне нравятся.

21. Я не могу  уснуть, если меня что-то тревожит.

22. Обычно я  спокоен и меня нелегко расстроить.

23. Меня часто  мучают ночные кошмары. 

24. Я склонен  все принимать слишком серьезно.

25. Когда я  нервничаю, у меня усиливается  потливость.

26. У меня  беспокойный и прерывистый сон. 

27. В играх  я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать. 

28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.

29. Бывает, что  нескромные шутки и остроты  вызывают у меня смех.

30. Я хотел  бы быть так же доволен своей  жизнью, как, вероятно, довольны другие. 31. Мой желудок сильно беспокоит  меня.

32. Я постоянно  озабочен своими материальными и служебными делами.

33. Я настороженно  отношусь к некоторым людям,  хотя знаю, что они не могут  причинить мне вреда. 

34. Мне порой  кажется, что передо мной нагромождены  такие трудности, которых мне  не преодолеть.

35. Я легко  прихожу в замешательство.

36. Временами  я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть. 

37. Я предпочитаю  уклоняться от конфликтов и  затруднительных положений. 

38. У меня  бывают приступы тошноты и  рвоты. 

39. Я никогда  не опаздывал на свидания или работу.

40. Временами  я определенно чувствую себя  бесполезным. 

41. Иногда мне  хочется выругаться.

42. Почти всегда  я испытываю тревогу в связи  с чем-либо или с кем-либо.

43. Меня беспокоят  возможные неудачи. 

44. Я часто  боюсь, что вот-вот покраснею.

45. Меня нередко  охватывает отчаяние.

46. Я — человек  нервный и легковозбудимый. 

47. Я часто  замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь  сделать. 

48. Я почти  всегда испытываю чувство голода.

49. Мне не  хватает уверенности в себе.

50. Я легко  потею даже в прохладные дни. 

51. Я часто  мечтаю о таких вещах, о которых  лучше никому не рассказывать. 52. У меня очень редко болит  живот. 

53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться  на какой-либо задаче или работе.

54. У меня  бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55. Я всегда  отвечаю на письма сразу же  после прочтения. 

56. Я легко  расстраиваюсь. 

57. Практически  я никогда не краснею. 

58. У меня  гораздо меньше различных опасений  и страхов, чем у моих друзей и знакомых.

59. Бывает, что  я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня. 

60. Обычно я  работаю с большим напряжением. 

 

В 1 балл оцениваются  ответы «да» к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Оба варианта опросника  используются при индивидуальном и  групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи и могут быть включены в  батарею других тестов.

 

§ 3 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как  это свойство во многом обуславливает  поведение субъекта.

Определенный  уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности − это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения  тревожности позволяет оценить  только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Шкала ситуативной  тревожности (СТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй,так

Верно

Совершенн о верно

Я спокоен

1

2

3

4

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

Я нахожусь в  напряжении

1

2

3

4

Я внутренне  скован

1

2

3

4

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

Я расстроен

1

2

3

4

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

Я встревожен

1

2

3

4

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

Я уверен в себе

1

2

3

4

Я нервничаю

1

2

3

4

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

Я взвинчен

1

2

3

4

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

Я доволен

1

2

3

4

Я озабочен

1

2

3

4

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

Мне радостно

1

2

3

4

Мне приятно

1

2

3

4


 

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложении и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

У меня бывает приподнятое  настроение

1

2

3

4

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

Я слишком переживаю  из-за пустяков

1

2

3

4

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

Мне не хватает  уверенности в себе

1

2

3

4

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

Я стараюсь избегать критических

ситуаций и  трудностей

1

2

3

4

У меня бывает хандра

1

2

3

4

Я бываю доволен

1

2

3

4

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

Меня охватывает беспокойство, когда  я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


 

Обработка результатов.

1) Определение  показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2) На основе  оценки уровня тревожности составление  рекомендаций для коррекции поведения  испытуемого.

3) Вычисление  среднегруппового показателя СТ  и ЛТ и их сравнительный  анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе  результатов самооценки надо иметь  в виду, что общий итоговый

показатель  по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При  этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов –  низкая,

31 – 44 балла  - умеренная;

45 и более  высокая.

КЛЮЧ

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

№ пп

Никогда

Почти всегда

Почти никогда

Часто

№ пп

Никогда

Почти всегда

Почти никогда

Часто

 

СТ

 

ЛТ

4

1

3

2

4

3

2

1

4

1

3

2

1

2

3

4

1

4

2

3

1

2

3

4

1

4

2

3

1

2

3

4

4

1

3

2

1

2

3

4

1

4

2

3

4

3

2

1

1

4

2

3

4

3

2

1

4

1

3

2

1

2

3

4

1

4

2

3

1

2

3

4

4

1

3

2

4

3

2

1

4

1

3

2

1

2

3

4

1

4

2

3

1

2

3

4

1

4

2

3

1

2

3

4

1

4

2

3

1

2

3

4

4

1

3

2

1

2

3

4

4

1

3

2

4

3

2

1

1

4

2

3

1

2

3

4

1

4

2

3

1

2

3

4

4

1

3

2

4

3

2

1

4

1

3

2

1

2

3

4

Информация о работе Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста