Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:48, контрольная работа
Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.
Вопрос 1
Понятие и структура учебной деятельности
Введение
Структура учебной деятельности
Главные компоненты учебной деятельности
Внешняя структура учебной деятельности
Учебное моделирование
Вопрос 2
Аспектный подход к понятию «Образование»
Введение
Цели, функции, критерии.
Роль образования в жизни человека.
Заключение
Список литературы
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Байкальский экономико-правовой институт»
Психологический факультет
Экзаменационный билет №3
По дисциплине «Педагогическая психология»
Для специальности 030301 – «Психология»
Выполнил:
Студент V курса
Золотухина
Наталья Владимировна
Г. Шилка
Содержание
Вопрос 1
Понятие и структура учебной деятельности
Введение
Структура учебной деятельности
Главные компоненты учебной деятельности
Внешняя структура учебной деятельности
Учебное моделирование
Вопрос 2
Аспектный подход к понятию «Образование»
Введение
Цели, функции, критерии.
Роль образования в жизни человека.
Заключение
Список литературы
Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
Современный учебный процесс невозможен без учебной деятельности, которая, в свою очередь должна быть максимально эффективной, чтобы удовлетворять все возрастающим потребностям сегодняшнего дня.
Структура учебной деятельности
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности.
Описывая структурную
организацию учебной
Рассмотрим главные из компонентов внешней структуры учебной деятельности:
Мотивация является не только
одним из основных компонентов структурной
организации учебной
Вторым по счету, но главным, по сути, компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся как определенное учебное задание (формулировка которого чрезвычайно существенна для его решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом.
Понятие «задача» имеет большую историю развития в науке. В психологическом плане в отечественной науке одним из первых исследователей, рассматривавшим категорию задачи, был М.Я. Басов (1892-1931). Анализируя деятельность ребенка, он отмечал, что для самых разнообразных учебных и жизненных ситуаций общим является момент задачи как таковой. Этот общий момент связан с необходимостью для человека открыть то, чего он еще не знает и что нельзя просто увидеть в предмете; для этого ему потребуется определенное действие с этим предметом. В своих трудах он обосновал целесообразность использования в психологии понятия задачи одновременно с терминами «действие», «цель» и «задание».
Основываясь на определении
учебной деятельности как специфической
деятельности субъекта по овладению
обобщенными способами
В учебной деятельности особое место занимают учебные действия - специфические, умственные преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятие и построение предметной или знаковой модели.
Действие планирования включает в себя выбор пути достижения цели, определение оптимального способа решения из предложенных нескольких возможностей, умение изменять прямые функции предметов, переносить известные способы в новые ситуации для решения других частных задач или же использования этих способов с внесением необходимой модернизации, конструирование нового способа решения возникших учебных или других проблем и др. Всё это требует от ученика мысленного планирования своих будущих действий с учебным материалом.
Полноценная учебная
деятельность невозможна вне
действия моделирования
Выполнение таких учебных действий закономерно ведет к развитию творческих способностей. Решение учебной задачи посредством учебных действий должно завершиться формированием контрольно-оценочных действий.
Действие самоконтроля
- это определение соответствия
учебных действий условиям
В учебном процессе
необходимо постепенно
Действие самооценки
- также важное условие умения
учиться. Это определение
Понятие образования - весьма
сложное и многоаспектное. В Законе
Российской Федерации об образовании
оно определяется как "целенаправленный
процесс воспитания и обучения в
интересах человека, общества и государства"
и трактуется как воспитание в
широком педагогическом смысле. В
самом общем определении
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.
Образование - это общественно
организуемый и нормируемый процесс
постоянной передачи предшествующими
поколениями последующим
В своем структурном срезе, образование представляет собой целенаправленный триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. (См. Педагогическая технология. 1993. Выпуск № 3—4. Временный государственный стандарт. Общее среднее образование. С. 66— 68). Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, а его содержание выступает как средства развития личности и формирования ее базовой культуры.
Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах:
это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.
Целью образования является
приобщение человека к убеждениям,
идеалам и ценностям
Функции образования следующие:
воспитание;
социализация;
подготовка квалифицированных специалистов;
приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.
Критерии образованности
Образование — это результат обучения.
Образованный человек
— человек, который овладел определенным
объемом систематизированных
Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
Информация о работе Экзаменационный билет по "Педагогической психологии"