Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:36, контрольная работа
Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.
Эмоции определяют качество жизни. Люди проявляют свои эмоции на работе, при общении с друзьями, в своих контактах с родственниками и в скрытых от посторонних глаз отношениях с собой и близкими им людьми — т. е. во всем, что им дорого и о чем они искренне заботятся. Эмоции могут спасти жизнь, но они могут и причинить серьезный вред. Под их влиянием можно выполнять действия, которые будут казаться обоснованными и уместными, но под их влиянием можно совершать и такие поступки, о которых будешь впоследствии горько сожалеть.
Жизнь с эмоциями: в заключение
Мы все переживаем одни и те же эмоции, но каждый из нас переживает их по–своему. Подобно большинству людей, мы не имеем схемы для исследования того, как различаются наши переживания и в чем они могут совпадать.
Мы действительно знаем, что люди различаются по типичной силе испытываемых ими эмоций. Одни люди обычно проявляют сильную реакцию гнева, а другие, напротив, умеренную или даже слабую (и не только потому, что они намеренно контролируют свой гнев). Одни люди приходят в состояние гнева быстрее, чем другие, у кого–то гнев сохраняется очень долго, а у кого–то проявляется в виде кратковременных приступов. Теперь хотелось бы описать общие характеристики, обнаруженные у эмоций:
12
Чтобы улучшить вашу эмоциональную жизнь, вам нужно понимать каждую эмоцию: историю ее возникновения, универсальные темы, приводящие в действие соответствующую эмоцию, наиболее типичные вариации этих тем, функцию эмоции — что она делает для нас, как она связана с различными настроениями и когда и как она может вызывать эмоциональные расстройства. Я уверена, что в дальнейшем благодаря исследованиям ученых мы узнаем об эмоциях много интересного.
13
Функции эмоций.
Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций.
1.Функция оценки.
Следует отметить, что способность
эмоций производить оценку хорошо согласуется
с их характеристиками: их возникновение
в значимых ситуациях, предметности,
зависимости от потребностей и др.
Основной вывод, следующий из объединенного
анализа всех этих характеристик, заключается
в том, что эмоции не являются
опосредствованным продуктом
2.Функция побуждения (мотивирующая роль эмоций).
Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют поведение. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определённые поступки, причем даже когда они для него нежелательны.
3. Дезорганизующая функция (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность).
Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезной, например, когда от серьёзной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. На этом основании не может быть оправдано противопоставление полезности и вредности эмоций.
14
4. Регулирующая функция.
Это две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т.е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта.
1).Эта функция обсуждается под разными названиями: закрепления - торможения (П.К. Анохин); следообразования (А.Н. Леонтьев); подкрепления (П.В. Симонов).
Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. (работы Я.М. Калашника и А.Р. Лурия).
2).Эвристическая функция.
Эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, т.е. использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций (Запорожец, Неверович, 1974г.). Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию (Тихомиров, Виноградов, 1969г.). В отношении этих двух функций эмоций важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснение психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.
15
Заключение.
Изучая данную тему, я пришла к следующим выводам.
В результате столкновения человека с каким-либо предметом или явлением, у него возникает определенная реакция. Если данный предмет или явление не касаются его лично, возникает объективный ориентировочно – исследовательский процесс. Но, когда событие непосредственно касается данного человека на любом уровне (физическом, моральном, этическом и др.), то реакция будет субъективная. И, в результате - возникает эмоция.
В первую очередь, происходит изменение состояния равновесия субъекта, появляется эмоциональное возбуждение. В этот же момент оценивается возникшая ситуация и, в зависимости от этой оценки, будет формироваться сила и характер эмоции. Эти параметры зависят от следующего:
1) какое значение имеет данное событие - позитивное или негативное, в результате чего возникает положительная или отрицательная эмоция;
2) может ли человек
соответственно отреагировать
3) время, когда произошло событие.
От того, в каких
условиях зарождается эмоция, ее
функции будут различны. Эмоция
может внести дезорганизацию
в деятельность индивида, будет
мотивировать его поведение
Таким образом, эмоции воздействуют
на людей множеством различных путей.
Одна и та же эмоция неодинаково
влияет на разных людей, более того,
она оказывает различное
16
Список используемой литературы
1. П.Экман. Психология лжи. 1999 г.
2. Изард К.Е. Эмоции человека. МГУ. 1980 г.
3. Психология эмоций. Тексты. Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б.
4.Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
17
План