Эмоции и чувства: значение в индивидуальных практиках личности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или ологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1.Основные эмоциональные процессы и управление ими………..4
2. Виды чувств……………………………………………………….8
3.Значение эмоций и чувств в жизни человека……………………10
4. Значение индивидуальных практиков личности………………14
Заключение…………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

Эмоции и чувства: значение в  индивидуальных практиках личности.

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Психология»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Фетисов А.А

 

Студент группы: ЭПП 11 Пр                        

 

Научный руководитель: Преподаватель  Качалова Н.Г.

Предварительная оценка: _____________

 

Допуск  к защите:_____________________

 

Дата  защиты: _______________________

 

Оценка:_____________________________

 

 

Екатеринбург

2013

 

План:

 

 

Введение……………………………………………………………..3

 

1.Основные эмоциональные  процессы и управление ими………..4

 

2. Виды чувств……………………………………………………….8

 

3.Значение эмоций и  чувств в жизни человека……………………10

 

4. Значение индивидуальных  практиков личности………………14

 

Заключение…………………………………………………………..18

 

Список источников………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Эмоции и чувства  выражают наше отношение к  тому, что мы познаем, к нашим  поступкам. Знания об эмоциях  необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других  и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

 Эмоции образуют основную  побудительную силу и своим  влиянием способны  изменить образ  жизни, действий и общения.  Неспособность или ологической  несовместимости и нередко становится  причиной тех или иных конфликтов.

  Роль эмоциональных  побуждений трудно переоценить.  Духовный мир человека не определяется  рамками его профессии или  образования.   Его эмоциональные  запросы и отношения могут  быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными,  ограниченными.

  Знание закона земного  тяготения Ньютона, периодической   системы элементов Менделеева  и других закономерностей расширяет  сферу общих знаний, но они   не охватывают чувственную природу  человека.

  Сознание человека, по  мнению известного академика  В.И. Вернадского, есть особая  сила природы среди  всех  других. Социально-детерминированное  сознание человека есть знание, которое  может стать достоянием  других членов   общества.[1]Сознание- это мышление  вместе с кем-то. Осознать- значит приобрести потенциальную  возможность передать свое сознание  другому, более того- сочувствовать  ему, сотрудничать с ним.

 Стремление к поддержанию  у себя и у окружающих положительного  эмоционального  настроя обеспечивает  здоровье, бодрость и счастье.  Для благоприятного, положительного  «эмоционального климата» необходимы  доброжелательность, культура. Целью  данной работы является рассмотрение  роли эмоций и чувств в жизни  человека.

 

 

 

 

1.ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ  ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

 

 

 Прежде всего, необходимо  разобраться в понятиях эмоций  и чувств. Что же это такое?

  Если заглянуть в  психологический словарь, то в  нем эмоции трактуются следующим  образом: Эмоции ( лат.- потрясаю, волную)- психическое отражение в форме  непосредственного пристрастного  переживания жизненного  смысла  явлений и ситуаций, обусловленного  отношением их объективных свойств  к потребностям субъекта».[2]

 Эмоции- особый класс  субъективных  психологических   состояний, отражающих  в форме   непосредственных переживаний приятного  процесс  и результаты  практической  деятельности, направленной на удовлетворение  его актуальных потребностей.[3]

 Кроме того, эмоции- психический  процесс импульсивной регуляции  поведения, основанный  на чувственном  отражении потребностей значимости  внешних воздействий, их благоприятности  или вредности для  жизнедеятельности  индивида.[4]

  Алексеева Л.В. указывает  на то, что «непосредственное  отражение своих состояний», «переживание  отношения», « выражение отношения»- это все характеристики, традиционно   включаемые в определение эмоций.[5]

  Эмоции возникли, как  утверждал Ч.Дарвин, в процессе  эволюции как средство, при помощи  которого живые существа устанавливают  значимость тех или иных условий  для  удовлетворения актуальных  для них потребностей.

  Эмоциональные ощущения  биологически в процессе эволюции  закрепились как своеобразный  способ поддерживания жизненного  процесса в его  оптимальных  границах и предупреждают о  разрушающем характере недостатка  или избытка каких-либо факторов.

 Самая старая по  происхождению, простейшая и наиболее  распространенная у живых существ  форма эмоциональных  переживаний-  это удовольствие, получаемое от  удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

 

  Кроме того, к классу  эмоций относятся настроения, чувства,  аффекты, страсти, стрессы. Это  так называемые «чистые» эмоции.[6] Они включены во все психические  процессы и состояния человека. Любые проявления его активности  сопровождаются эмоциональными  переживаниями.

 У человека главная  функция эмоций состоит в том,  что благодаря эмоциям мы лучше  понимаем друг друга, можем,  не пользуясь речью, судить  о состояниях друг друга и  лучше преднастраиваться на совместную  деятельность и общение.

  Эмоции и чувства   предвосхищают процесс, направленный  на удовлетворение потребности,  имеют идеаторный  характер и  находятся как бы в начале  его. Эмоции  и чувства выражают  смысл ситуации для человека  с точки зрения актуальной  в данный  момент потребности,  значения для ее  удовлетворения  предстоящего действия или деятельности. Эмоции  могут  вызываться как   реальными, так и воображаемыми  ситуациями. Они, как и чувства,  воспринимаются человеком как  его собственные внутренние переживания,  коммуницируются, т.е. передаются  другим людям, сопереживаются.

 Чувства- высший  продукт  культурно-эмоционального развития  человека. Они связаны с определенными,  входящими в сферу культуры  предметами,  видами деятельности  и людьми, окружающими человека.

 

  Чувства- еще более,  чем эмоции, устойчивые психические  состояния, имеющие четко выраженный  предметный  характер, они выражают  устойчивое отношение к каким-либо  объектам ( реальным или воображаемым).

 

  Эмоции и чувства-  личностные  образования. Они   характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно-личностное  значение  эмоциональных процессов,  В.К. Вилюнас пишет: « Эмоциональное  событие может вызвать формирование  новых эмоциональных отношений  к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».[7]

 

  Эмоции обычно следуют  за актуализацией мотива и  до  рациональной оценки адекватности  ему деятельности субъекта. Они  есть непосредственное отражение,  переживание сложившихся отношений,  а не их рефлексия. Эмоции  способны предвосхищать ситуации  и события, которые реально  еще не наступили, и возникают  в связи с представлениями  о пережитых ранее  или воображаемых  ситуациях.

 

  Чувства же  носят  предметный характер, связываются  с представлением или идеей  о некотором объекте. Другая  особенность чувств состоит в  том, что они совершенствуются  и, развиваясь, образуют ряд уровней,  начиная от непосредственных  чувств и кончая высшими чувствами,  относящимися к духовным ценностям  и идеалам.

 

  Настроение- самое длительное  эмоциональное  состояние, окрашивающее  все поведение человека.

 

  Эмоциональные состояния,  возникшие  в процессе  деятельности, могут повышать или понижать  жизнедеятельность человека. Первые  называются стеническими, вторые- астеническими.  Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной  комплексной работой коры, подкорки  головного мозга и вегетативной  нервной системы, регулирующей  работу внутренних органов. Этим  определяется тесная связь эмоций  и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности  скелетных мышц (пантомимика) и  лицевых мышц (мимика). Специальные  эксперименты обнаружили в глубине  мозга, в лимбической системе  существование центров положительных  и отрицательных эмоций, получивших  название центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».

 

  С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях  личности  можно выделить три  сферы: ее органическую жизнь,  ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциальную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.[8]

 

 К аффективно-эмоциональной  чувствительности относятся, по  его мнению, элементарные удовольствия  и неудовольствия, преимущественно  связанные с удовлетворением  органических потребностей.

 

  Предметные чувства   связаны с обладанием определенными  предметами и занятиями отдельными  видами деятельности. Эти чувства  соответственно их предметам  подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении  одними предметами, людьми и видами  деятельности и в отвращении  к другим.

 

  Мировоззренческие чувства  связаны с моралью и отношениями  человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

 

2.ВИДЫ ЧУВСТВ

 

  

  Исходя из объекта  чувств, представленного в сфере  социальных явлений, их подразделяют  на виды: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические.

 Моральные чувства  испытывает человек при восприятии  явлений действительности с точки  зрения нравственных ценностных  ориентаций, выработанных  обществом.  Это представления о долге,  потребность соответствовать нравственным  требованиям общества, чувство долга-  ответственность за свое поведение  перед другими людьми.

 

  Предметом моральных  чувств является сам человек.  К ним относится все то, что  определяет общение людей: отношение  к самому себе, другим, сочувствие (сорадость, согоре), доверие и  расположение к людям, товарищество, дружба, любовь. Это также и национальная  гордость, любовь к Родине и  людям, представляющим другие  культуры и традиции.

 Моральные чувства  переживаются индивидуально каждым  человеком, но при такого рода  переживаниях, при совпадениях нравственных  ценностей объединяют людей и  дают им «ощущение локтя», солидарности- единое нравственное «мы».

 

  Эстетические чувства   человек испытывает при  восприятии  явлений действительности и многообразия  национального и художественного  творчества. Человечество ввело  в свой обиход понятие прекрасного  и оно, как ценность, создает  соответствующие ориентации людей.

 

  Предметом эстетических  чувств могут быть явления  социальной жизни, природа, произведения  искусства (картины, литература, музыка и др.) и сам человек.

 

  Люди в своей культуре  вырабатывают эстетические эталоны  поведения, общения друг с другом, его внешнего облика и выражения  чувств.

 

  Интеллектуальные  чувства   испытывает человек, когда направленно  приобретает знания о явлениях  природы и общественной  жизни.  Эти чувства связаны с решением  проблемных познавательных и  жизненных  ситуаций и задач.  Человеческое познание сопровождается  особого характера переживаниями:  простым любопытством, интересом  к возникшей проблеме, сомнением  или уверенностью и радостью  по достижении  ожидаемого результата.

 

  Предметом интеллектуальных  чувств является процесс  мышления  человека, а точнее, продукт мышления (вывод, идея, новая проблема  и  т.д.), удовлетворение  от процесса мышления и его результата, разделенное с другими людьми.

 

  Испытывая тягу к  познанию, человек ищет того, с  кем  может пережить интеллектуальные  чувства вместе и как бы  заново. Такое совместное  переживание  придает интеллектуальным чувствам  особую значимость.

 

  Практические чувства  испытывает человек, включенный  в ту или иную работу, деятельность. Успех веселит, приносит радость  от проявленных сноровки и  упорства.    Неуспех огорчает, но в то же время рождает  желание повторить попытку реализовать  себя в деятельности. Объектом  практических чувств являются  труд, учение, спорт, игра и общение.

 

  Эмоции порождают  чувства, которые, в свою очередь,  являются источниками эмоций. Сильное,  абсолютно доминирующее чувство  называют страстью.

 

  Эмоции также принято  делить на положительные и  отрицательные. Однако и те  и другие способствуют психологической  реакции, вызывают изменения в  поведении. Положительные эмоции, как правило, вызывают радость,  душевный покой и творческую  приподнятость. Напротив, отрицательные   эмоции могут надолго вывести  человека из строя, затормозить  его реакции, снизить его работоспособность.

Информация о работе Эмоции и чувства: значение в индивидуальных практиках личности.