МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
экономический университет»
Центр дистанционного образования
Эмоции и чувства: значение в
индивидуальных практиках личности.
Контрольная работа по дисциплине «Психология»
|
Исполнитель: Фетисов А.А |
|
Студент группы: ЭПП 11 Пр
|
|
Научный руководитель: Преподаватель
Качалова Н.Г.
|
Предварительная
оценка: _____________ |
|
Допуск
к защите:_____________________ |
|
Дата
защиты: _______________________ |
|
Оценка:_____________________________ |
|
Екатеринбург
2013
План:
Введение……………………………………………………………..3
1.Основные эмоциональные
процессы и управление ими………..4
2. Виды чувств……………………………………………………….8
3.Значение эмоций и
чувств в жизни человека……………………10
4. Значение индивидуальных
практиков личности………………14
Заключение…………………………………………………………..18
Список источников………………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции и чувства
выражают наше отношение к
тому, что мы познаем, к нашим
поступкам. Знания об эмоциях
необходимы каждому для того,
чтобы лучше понять других
и самих себя. Не понимая себя,
невозможно понять другого человека.
Эмоции образуют основную
побудительную силу и своим
влиянием способны изменить образ
жизни, действий и общения.
Неспособность или ологической
несовместимости и нередко становится
причиной тех или иных конфликтов.
Роль эмоциональных
побуждений трудно переоценить.
Духовный мир человека не определяется
рамками его профессии или
образования. Его эмоциональные
запросы и отношения могут
быть многосторонними или узкими,
широкими, богатыми или бедными,
ограниченными.
Знание закона земного
тяготения Ньютона, периодической
системы элементов Менделеева
и других закономерностей расширяет
сферу общих знаний, но они
не охватывают чувственную природу
человека.
Сознание человека, по
мнению известного академика
В.И. Вернадского, есть особая
сила природы среди всех
других. Социально-детерминированное
сознание человека есть знание,
которое может стать достоянием
других членов общества.[1]Сознание-
это мышление вместе с кем-то.
Осознать- значит приобрести потенциальную
возможность передать свое сознание
другому, более того- сочувствовать
ему, сотрудничать с ним.
Стремление к поддержанию
у себя и у окружающих положительного
эмоционального настроя обеспечивает
здоровье, бодрость и счастье.
Для благоприятного, положительного
«эмоционального климата» необходимы
доброжелательность, культура. Целью
данной работы является рассмотрение
роли эмоций и чувств в жизни
человека.
1.ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
Прежде всего, необходимо
разобраться в понятиях эмоций
и чувств. Что же это такое?
Если заглянуть в
психологический словарь, то в
нем эмоции трактуются следующим
образом: Эмоции ( лат.- потрясаю, волную)-
психическое отражение в форме
непосредственного пристрастного
переживания жизненного смысла
явлений и ситуаций, обусловленного
отношением их объективных свойств
к потребностям субъекта».[2]
Эмоции- особый класс
субъективных психологических
состояний, отражающих в форме
непосредственных переживаний приятного
процесс и результаты практической
деятельности, направленной на удовлетворение
его актуальных потребностей.[3]
Кроме того, эмоции- психический
процесс импульсивной регуляции
поведения, основанный на чувственном
отражении потребностей значимости
внешних воздействий, их благоприятности
или вредности для жизнедеятельности
индивида.[4]
Алексеева Л.В. указывает
на то, что «непосредственное
отражение своих состояний», «переживание
отношения», « выражение отношения»-
это все характеристики, традиционно
включаемые в определение эмоций.[5]
Эмоции возникли, как
утверждал Ч.Дарвин, в процессе
эволюции как средство, при помощи
которого живые существа устанавливают
значимость тех или иных условий
для удовлетворения актуальных
для них потребностей.
Эмоциональные ощущения
биологически в процессе эволюции
закрепились как своеобразный
способ поддерживания жизненного
процесса в его оптимальных
границах и предупреждают о
разрушающем характере недостатка
или избытка каких-либо факторов.
Самая старая по
происхождению, простейшая и наиболее
распространенная у живых существ
форма эмоциональных переживаний-
это удовольствие, получаемое от
удовлетворения органических потребностей,
и неудовольствие, связанное с невозможностью
это сделать при обострении соответствующей
потребности.
Кроме того, к классу
эмоций относятся настроения, чувства,
аффекты, страсти, стрессы. Это
так называемые «чистые» эмоции.[6]
Они включены во все психические
процессы и состояния человека.
Любые проявления его активности
сопровождаются эмоциональными
переживаниями.
У человека главная
функция эмоций состоит в том,
что благодаря эмоциям мы лучше
понимаем друг друга, можем,
не пользуясь речью, судить
о состояниях друг друга и
лучше преднастраиваться на совместную
деятельность и общение.
Эмоции и чувства
предвосхищают процесс, направленный
на удовлетворение потребности,
имеют идеаторный характер и
находятся как бы в начале
его. Эмоции и чувства выражают
смысл ситуации для человека
с точки зрения актуальной
в данный момент потребности,
значения для ее удовлетворения
предстоящего действия или деятельности.
Эмоции могут вызываться как
реальными, так и воображаемыми
ситуациями. Они, как и чувства,
воспринимаются человеком как
его собственные внутренние переживания,
коммуницируются, т.е. передаются
другим людям, сопереживаются.
Чувства- высший продукт
культурно-эмоционального развития
человека. Они связаны с определенными,
входящими в сферу культуры
предметами, видами деятельности
и людьми, окружающими человека.
Чувства- еще более,
чем эмоции, устойчивые психические
состояния, имеющие четко выраженный
предметный характер, они выражают
устойчивое отношение к каким-либо
объектам ( реальным или воображаемым).
Эмоции и чувства-
личностные образования. Они
характеризуют человека социально-психологически.
Подчеркивая собственно-личностное
значение эмоциональных процессов,
В.К. Вилюнас пишет: « Эмоциональное
событие может вызвать формирование
новых эмоциональных отношений
к различным обстоятельствам… Предметом
любви-ненависти становится все, что познается
субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».[7]
Эмоции обычно следуют
за актуализацией мотива и
до рациональной оценки адекватности
ему деятельности субъекта. Они
есть непосредственное отражение,
переживание сложившихся отношений,
а не их рефлексия. Эмоции
способны предвосхищать ситуации
и события, которые реально
еще не наступили, и возникают
в связи с представлениями
о пережитых ранее или воображаемых
ситуациях.
Чувства же носят
предметный характер, связываются
с представлением или идеей
о некотором объекте. Другая
особенность чувств состоит в
том, что они совершенствуются
и, развиваясь, образуют ряд уровней,
начиная от непосредственных
чувств и кончая высшими чувствами,
относящимися к духовным ценностям
и идеалам.
Настроение- самое длительное
эмоциональное состояние, окрашивающее
все поведение человека.
Эмоциональные состояния,
возникшие в процессе деятельности,
могут повышать или понижать
жизнедеятельность человека. Первые
называются стеническими, вторые- астеническими.
Возникновение и проявление эмоций,
чувств связано со сложной
комплексной работой коры, подкорки
головного мозга и вегетативной
нервной системы, регулирующей
работу внутренних органов. Этим
определяется тесная связь эмоций
и чувств с деятельностью сердца,
дыхания, с изменениями в деятельности
скелетных мышц (пантомимика) и
лицевых мышц (мимика). Специальные
эксперименты обнаружили в глубине
мозга, в лимбической системе
существование центров положительных
и отрицательных эмоций, получивших
название центров «наслаждения,
рая» и «страдания, ада».
С.Л. Рубинштейн считал,
что в эмоциональных проявлениях
личности можно выделить три
сферы: ее органическую жизнь,
ее интересы материального порядка
и ее духовные, нравственные потребности.
Он обозначил их соответственно как органическую
(аффективно-эмоциальную) чувствительность,
предметные чувства и обобщенные мировоззренческие
чувства.[8]
К аффективно-эмоциональной
чувствительности относятся, по
его мнению, элементарные удовольствия
и неудовольствия, преимущественно
связанные с удовлетворением
органических потребностей.
Предметные чувства
связаны с обладанием определенными
предметами и занятиями отдельными
видами деятельности. Эти чувства
соответственно их предметам
подразделяются на материальные,
интеллектуальные и эстетические.
Они проявляются в восхищении
одними предметами, людьми и видами
деятельности и в отвращении
к другим.
Мировоззренческие чувства
связаны с моралью и отношениями
человека к миру, социальным событиям,
нравственным категориям и ценностям.
2.ВИДЫ ЧУВСТВ
Исходя из объекта
чувств, представленного в сфере
социальных явлений, их подразделяют
на виды: моральные, эстетические,
интеллектуальные, практические.
Моральные чувства
испытывает человек при восприятии
явлений действительности с точки
зрения нравственных ценностных
ориентаций, выработанных обществом.
Это представления о долге,
потребность соответствовать нравственным
требованиям общества, чувство долга-
ответственность за свое поведение
перед другими людьми.
Предметом моральных
чувств является сам человек.
К ним относится все то, что
определяет общение людей: отношение
к самому себе, другим, сочувствие
(сорадость, согоре), доверие и
расположение к людям, товарищество,
дружба, любовь. Это также и национальная
гордость, любовь к Родине и
людям, представляющим другие
культуры и традиции.
Моральные чувства
переживаются индивидуально каждым
человеком, но при такого рода
переживаниях, при совпадениях нравственных
ценностей объединяют людей и
дают им «ощущение локтя», солидарности-
единое нравственное «мы».
Эстетические чувства
человек испытывает при восприятии
явлений действительности и многообразия
национального и художественного
творчества. Человечество ввело
в свой обиход понятие прекрасного
и оно, как ценность, создает
соответствующие ориентации людей.
Предметом эстетических
чувств могут быть явления
социальной жизни, природа, произведения
искусства (картины, литература,
музыка и др.) и сам человек.
Люди в своей культуре
вырабатывают эстетические эталоны
поведения, общения друг с другом,
его внешнего облика и выражения
чувств.
Интеллектуальные чувства
испытывает человек, когда направленно
приобретает знания о явлениях
природы и общественной жизни.
Эти чувства связаны с решением
проблемных познавательных и
жизненных ситуаций и задач.
Человеческое познание сопровождается
особого характера переживаниями:
простым любопытством, интересом
к возникшей проблеме, сомнением
или уверенностью и радостью
по достижении ожидаемого результата.
Предметом интеллектуальных
чувств является процесс мышления
человека, а точнее, продукт мышления
(вывод, идея, новая проблема и
т.д.), удовлетворение от процесса мышления
и его результата, разделенное с другими
людьми.
Испытывая тягу к
познанию, человек ищет того, с
кем может пережить интеллектуальные
чувства вместе и как бы
заново. Такое совместное переживание
придает интеллектуальным чувствам
особую значимость.
Практические чувства
испытывает человек, включенный
в ту или иную работу, деятельность.
Успех веселит, приносит радость
от проявленных сноровки и
упорства. Неуспех огорчает,
но в то же время рождает
желание повторить попытку реализовать
себя в деятельности. Объектом
практических чувств являются
труд, учение, спорт, игра и общение.
Эмоции порождают
чувства, которые, в свою очередь,
являются источниками эмоций. Сильное,
абсолютно доминирующее чувство
называют страстью.
Эмоции также принято
делить на положительные и
отрицательные. Однако и те
и другие способствуют психологической
реакции, вызывают изменения в
поведении. Положительные эмоции,
как правило, вызывают радость,
душевный покой и творческую
приподнятость. Напротив, отрицательные
эмоции могут надолго вывести
человека из строя, затормозить
его реакции, снизить его работоспособность.