Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:08, контрольная работа
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или ологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.
Введение……………………………………………………………..3
1.Основные эмоциональные процессы и управление ими………..4
2. Виды чувств……………………………………………………….8
3.Значение эмоций и чувств в жизни человека……………………10
4. Значение индивидуальных практиков личности………………14
Заключение…………………………………………………………..18
3. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства выполняют
в жизни и деятельности человека,
в его общении с окружающими
людьми мотивирующую роль. В отношении
окружающего его мира человек
стремится действовать так,
Эмоции влияют на
выраженность переживаний
Эмоции влияют и
на сферу восприятия: память, мышление,
воображение. Негативные
Острое эмоциональное
напряжение может проявляться
самыми различными
Такие функциональные
изменения самочувствия и
деятельности внутренних органов
обусловлены отклонениями в
Эмоции и мышление
и мышление взаимосвязаны и
потому существует связь между
характером мыслей, приходящих в
голову, и настроением. Так,
Эмоциональные межличностные
отношения имеют свою
Ненормально продолжительные
аффекты мы можем наблюдать
у лиц с эпилептоидным складом
характера, врожденно
Эмоции выполняют
функцию оценки, являясь своеобразной
системой сигналов, посредством
которых субъект узнает о
Умение человека сдерживать
свои чувства, откладывая их
проявление до более
От доброго человека
всегда исходит душевная
Чувство удовольствия,
приятные ощущения человек
При некоторых формах
невроза больной может
испытывать и «чувство потери
чувства», т.е. мучительное бесчувствие,
тягостное эмоциональное
Человек нередко
переживает чувство
Компенсация чувства собственной неполноценности может быть полезной для индивида и для общества, если он активизируется в учебе, каких-то увлечениях, общественной жизни. Но бывает, что человек пытается найти душевный комфорт за счет алкоголя, курения, лекарственных наркотических веществ и др. Этим только обостряются проблемы.
Алексеева Л.В.
указывает на то, что влияние
эмоций на человека гораздо
значимее потребностей.[11]
Человек оказывается во власти эмоции, даже если она и не очень сильна. Он практически беззащитен, когда плачет или смеется!
Итак, эмоции могут
быть непосредственным
4.Значение индивидуальных практиков личности
Человек по природе своей
социален и потому включен в общественное
бытие и конкретно в
Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.
В соответствии со своей
социально-психологической
Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты»', «Я» и «Мы», «Мы» и «Они»2 и т.д.
Развитие личности идет также через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Индивид в процессе своей жизни осваивает свою родовую сущность, одновременно раскрывая свои родовые потенции.
Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен. Человек способен выйти за рамки любых ограничений, осознавая и обретая в себе потребность в развитии. В этой связи уместно вспомнить положение К. Маркса о том, что человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания3. Жизнедеятельность человека сознательная, он - сознательное существо. Типология сознания зависит от этапа исторического развития общества и индивидуального пути отдельной личности. (В то же время человек, безусловно, зависит и от бессознательной сферы.)
Необходимым условием развития
сознания является свободная воля человека.
Свободный индивид по-
руется, становится личностью, когда может следовать своим ценностным ориентациям и даже противопоставить себя роду. Более того, человек только в обществе может обособляться4. Но выработать в себе эту способность можно только через развитие внутри рода, через присвоение духовной культуры, складывающейся на протяжении всей истории развития человечества. Противопоставление личности роду есть, по существу, утверждение более глубинных связей индивида с родом.
Личность, следовательно, является носителем существующих общественных отношений и одновременно индивидуальной свободы. Индивидуальную свободу личность обретает в результате актуализации ею своих родовых сил - способности сознательно принимать решения. Для этого индивид может (или должен) обособляться от других индивидов и от общества. Таким образом, личность можно определить как индивидуальное бытие общественных отношений.
Личность всегда представлена
в конкретном историческом бытии
и находится с ним в
С. Л. Рубинштейн видел необходимость изучения человека как части природы, способной рефлексировать, осознавать себя родовым существом. «...Человеческое бытие,- писал он,- это не частность, допускающая астрономическое и психологическое исследование, не затрагивающее философский план общих, категориальных черт бытия. Поскольку с появлением человеческого бытия коренным образом преобразуется весь онтологический план, необходимо видоизменение категорий, определений бытия с учетом бытия человека. Значит, стоит вопрос не только о человеке во взаимопонимании с миром, но и о мире в соотношении с человеком как объективном отношении»6.
Человек - это не только продукт социальных отношений (экономических и хозяйственных, реализующихся в условиях определенной общественно-экономической формации). Человек - это и производное непосредственных отношений людей друг к другу как к одухотворенной части природы. Эти отношения являются «подоплекой» всего богатства его чувств, его сознания, его ценностных ориентации и отношения к миру в целом. С. Л. Рубинштейн совершенно правомерно исходил из положения о том, что непосредственное общение предполагает отношение к другому человеку как «наличному живому роду», в индивидуальной форме несущему в себе «бесконечную потенцию рода», и в то же время уникальному, единственному. Поэтому отношения любви выступают одновременно и как родовые, и как исключительно индивидуальные. Отношения любви есть
развертывание человеком своей человеческой сущности и утверждение другого в его исключительности и человечности. Следовательно, истинная личность в своей самоактуальности должна стремиться быть достойной самой себя. Отсюда и необходимость утверждения «бытия человека как бытия все более высокого плана, все большего внутреннего богатства, возникающего из бесконечно многообразного и глубокого отношения человека к миру, другим людям и самому себе», - так представляет смысл и суть бытия личности С. Л. Рубинштейн.
В отличие от концепций, разъединяющих индивида и общество, противопоставляющих их друг другу, наша позиция состоит в том, что социальные условия жизни людей - единственно возможные условия развития человеческой личности и ее человеческого бытия.
Личность развивается как родовой индивид и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других.
Для понимания человека как личности необходимо знание всей истории человеческого общества, понимание зависимости личности от развития общества и общества - от духовного потенциала личности.
Человек - субъект, живущий во времени; человеческая история -продолжающийся антропогенез. Поэтому человек может быть понят лишь через анализ его индивидуальной и родовой истории.
Исследование разных культур дает науке о человеке знание о его сущности в зависимости от условий жизни и особенностей сложившихся форм реализации человеческой духовной потенции. Истина о человеке как социальной единице (родовом индивиде), о человеке как личности может быть объективно раскрыта лишь через исследование прошлого - истории человечества, его сегодняшнего дня и предвосхищения будущего развития человеческого рода. В то же время личность может быть понята через анализ индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого по наименованию и культурному абрису, но уникальные по их значениям и смыслу.
Информация о работе Эмоции и чувства: значение в индивидуальных практиках личности.