Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Различаются эмоции и чувства. Зачастую, эти понятия отождествляются, хотя эмоции отличны от чувств по сложности и продолжительности переживания. Эмоция – сиюминутное переживание определенной ситуации, отношение к чему либо. Чувства же – это более постоянные, продолжительные и сложные переживания, можно сказать, что чувство – это надолго затянувшаяся эмоция.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Понятие об эмоциях …………………………………………………………........5
2. Значение эмоций в жизни человека…………………………………………........7
3. Основные функции эмоций………………………………………………………..8
4. Отличия эмоций от ощущения и чувств…………………………………………10
5. Классификация и виды эмоций
5.1 Настроение……………………………………………………………………12
5.2 Аффект………………………………………………………………………..12
5.3 Страсть …………………………………………………………………….....13
5.4 Стресс…………………………………………………………………….......14
6. Психологические теории эмоций
6.1 Эволюционная теория эмоций………………………………………………15
6.2 Рудиментарная теория эмоций………………………………………………15
6.3 Психоаналитическая концепция эмоций…………………………………...16
6.4 Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге………………………………16
6.5 Биологическая теория эмоций………………………………………………17
6.6 Теория когнитивного диссонанса…………………………………………..18
7. Эмоции и личность………………………………………………………………..19
8. Связь эмоций и потребностей человека………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

КР№5 Эмоции и чувства Word.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Психология и педагогика"

ТЕМА: "Чувства и эмоции"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3

1. Понятие об эмоциях …………………………………………………………........5

2. Значение эмоций в жизни человека…………………………………………........7

3. Основные функции эмоций………………………………………………………..8

4. Отличия эмоций от ощущения и чувств…………………………………………10

5. Классификация и виды эмоций

5.1 Настроение……………………………………………………………………12

5.2 Аффект………………………………………………………………………..12

5.3 Страсть …………………………………………………………………….....13

5.4 Стресс…………………………………………………………………….......14

6. Психологические теории эмоций

6.1 Эволюционная теория эмоций………………………………………………15

6.2 Рудиментарная теория  эмоций………………………………………………15

    1. Психоаналитическая концепция эмоций…………………………………...16

6.4 Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге………………………………16

6.5 Биологическая теория эмоций………………………………………………17

6.6 Теория когнитивного диссонанса…………………………………………..18

7. Эмоции и личность………………………………………………………………..19

8. Связь эмоций и потребностей человека………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

Введение

Ни на какие явления, с  которыми человек встречается в  этом мире, он не может не реагировать. О каких бы вещах мы ни говорили бы: погода, вчерашняя ссора с  родителями, цвет кофточки у подруги  – ко всем этим вещам мы имеем  определенное отношение: как минимум, нам это нравится или не нравится, мы испытываем радость, удовлетворение, грусть, озабоченность и другие эмоции, разнообразие которых помогает человеку больше узнать о себе и о своем мировоззрении. 
        Различаются эмоции и чувства. Зачастую, эти понятия отождествляются, хотя эмоции отличны от чувств по сложности и продолжительности переживания. Эмоция – сиюминутное переживание определенной ситуации, отношение к чему либо.  Чувства же – это более постоянные, продолжительные и сложные переживания, можно сказать, что чувство – это надолго затянувшаяся эмоция. Несмотря на такие отличия, и чувства, и эмоции выполняют одни и те же функции: отражают отношение человека к миру и к себе, побуждают человека к определенным действиям, привлекают внимание к чему-то важному (то, к чему мы испытываем какие либо чувства, воспринимается нами более четко).

Разумеется, причиной появления, каких либо эмоций являются человеческие потребности, которые человек стремится  удовлетворить с помощью деятельности. При удовлетворении своих потребностей, человек переживает положительные, приятные эмоции, при неудаче –  отрицательные, неприятные. Таким образом, можно говорить о такой особенности  чувств, как об их полярности. У каждой эмоции существует своя противоположность: радость-грусть, страх-смелость и тому подобное. Однако не все эмоции можно  так легко определить к приятным или неприятным. Также существует понятие двойственности чувств, например, чувство ревности приводит к тому, что человек испытывает одновременно и любовь и ненависть к предмету своего увлечения. Также эмоции делятся  на стенические и астенические. Стенические  эмоции приводят к пассивности,  унынию, астенические же наоборот – активизируют, вызывают бодрость и подъем сил. На эти группы эмоции делятся индивидуально, так как на каждого человека одно и тоже переживание влияет по-разному, например, страх может как ввести в ступор, так и активизировать все процессы жизнедеятельности человека.

Богатство эмоциональной  сферы очень важно для личности. Чем больше эмоций переживает человек, тем ярче и глубже он воспринимает происходящее. Чувства, как ничто  другое, влияет на деятельность человека. Плохое настроение может свести на нет все желание работать, а  приятные эмоции способствуют успешной деятельности. Именно поэтому даже в педагогике большое внимание уделяют эмоциональной сфере, утверждая что лучшее восприятие информации достигается с помощью пробуждения к изучаемому предмету сильных эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие об эмоциях

Эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные  с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или  неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический  процесс импульсивной регуляции  поведения, основанный на чувственном  отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности  или вредности для жизнедеятельности  индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двухвалентны (имеют  два полюса). Они положительны или  отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая  эмоции, настраивают организм на соответствующее  поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения, — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции напрямую связаны  с инстинктами. Так, в состоянии  гнева у человека появляется оскал  зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством  тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного  развития, одинаковая мимика во время  выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать  ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все  внешние проявления эмоций; некоторые  приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные  жесты, как знак той или иной эмоции).

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек  может чувствовать состояние  другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут  оценивать эмоциональные состояния  друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма  переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания  роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует  их потребностям и к тому, посредством  чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует  только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют  психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть (страсть  считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют «хроническим» эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства. Они связаны  с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Значение эмоций в жизни человека

Эмоции и чувства – это  своеобразные состояния психики, накладывающие  отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные  состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и  психической деятельности, то чувства  влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных  духовными потребностями человека.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов  кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных  болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.

  Эмоции влияют на  выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется  эмоциональной реакцией не на  посредственные последствия тех  или иных событий, а на их  значение для человека в деле  его общих жизненных планов. Настроение  большинства людей колеблется  между умеренным унынием и  умеренной радостью. Люди весьма  различаются скоростью перехода  от радостного настроения к  унылому и наоборот.

  Эмоции влияют и  на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции  порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более  того, часто повторяясь, они могут  вызвать психогенные  кожные  заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения  кожи-выпадение или  поседение  волос.

  Эмоции и мышление  и мышление  взаимосвязаны и  потому существует  связь между   характером мыслей, приходящих в  голову, и настроением. Так, благотворно   влияет на общее самочувствие  приятная мысль, способствующая  решению любой сложной задачи.

  Эмоции выполняют  функцию оценки, являясь своеобразной  системой сигналов, посредством  которых субъект узнает о значимости  происходящего.

Человек легко отказывается от  удовлетворения потребности, если это связано у него с отрицательными переживаниями, или стремится получить удовольствие, понимая, что нельзя или  вредно.

   Человек оказывается  во власти эмоции, даже если  она и не очень сильна. Он  практически беззащитен, когда плачет  или смеется!

  Итак, эмоции могут  быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия  или бездействия, лежать в основе  энергетики самого индивида.

 

3.Основные функции эмоций

Какова роль эмоций в жизни  человека?

На данный вопрос можно  отвечать обобщенно, имея в виду ту роль, которую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую  выполняют отдельные разновидности  эмоций.  Выделим общие функции  эмоций, но, раскрывая каждую из них  в отдельности, будем в качестве примеров реализации данной функции  ссылаться на отдельные разновидности  эмоций. Итак, в жизни людей эмоции выполняют следующие основные функции: коммуникативную, мотивационную, регулирующую, сигнальную и предохранительную.

Коммуникативная функция  эмоций заключается в том, что  с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая друг другу  важную для их жизни информацию. Правильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания  человека реализуют данную функцию, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число  этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание  или увлажнение кожи и другое.

Телодвижения и телесные состояния обычно соответствуют  внутренним, психологическим состояниям, а также мыслям и образом человека, выражают его отношение к тому, что сейчас происходит с ним и  вокруг него. Эта информация является важной в общении людей, она передается с помощью соответствующих эмоций от человека к человеку. Причем этот способ коммуникации в какой-то мере заменяет и дополняет общение  с помощью слов. Если в процессе общения с людьми человек никаким  образом не выражает свои эмоции, от этого его общение становится бедным и поверхностным.

Мотивационная функция эмоций проявляется в том, что они  могут выступать в качестве самостоятельных  источников активности или поведения  человека, то есть в качестве мотивов  поведения. В данной функции эмоций есть две стороны. Одна заключается  в том, что эмоции могут явиться  отдельными, вполне самостоятельными мотивами. Эту роль в жизни людей  играют, например, чувства и страсти. Эмоции могут направлять и поддерживать активность человека на определенном уровне. В данной роли кроме чувств и страстей выступают настроения, биологические эмоции, аффекты. Регулирующая функция эмоций выражается в том, что они могут устанавливать  общий уровень активности человека, понижая или повышая ее. Соответственно, выделяют астенические эмоции, которые  снижают общий уровень активности, и стенические эмоции, которые  этот уровень повышают. Стеническую, то есть стимулирующую, роль обычно выполняют  приятные, положительные переживания; астеническую роль — неприятные, отрицательные переживания. Например, хорошее настроение человека стимулирует его активность, а плохое настроение тормозит активность. Есть, однако, исключения из данного правила: почти все аффекты, как положительные, так и отрицательные, обычно играют в жизни человека стимулирующую роль. Тем не менее, и в случае стимулирования деятельности со стороны отрицательных эмоций они выступают в своей регулирующей функции.

Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в  сознании человека могут служить  сигналами происходящих в данный момент процессов в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Можно  считать доказанным, что положительные, приятные эмоциональные переживания  возникают у человека, когда процесс  удовлетворения его потребностей идет нормально. Отрицательные эмоции возникают  в случае, если с удовлетворением  потребностей человека не все обстоит  благополучно. В данной функции, прежде всего, выступают такие эмоции, как  настроение, биологические эмоции и  аффекты.

Информация о работе Эмоции и чувства