Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Различаются эмоции и чувства. Зачастую, эти понятия отождествляются, хотя эмоции отличны от чувств по сложности и продолжительности переживания. Эмоция – сиюминутное переживание определенной ситуации, отношение к чему либо. Чувства же – это более постоянные, продолжительные и сложные переживания, можно сказать, что чувство – это надолго затянувшаяся эмоция.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Понятие об эмоциях …………………………………………………………........5
2. Значение эмоций в жизни человека…………………………………………........7
3. Основные функции эмоций………………………………………………………..8
4. Отличия эмоций от ощущения и чувств…………………………………………10
5. Классификация и виды эмоций
5.1 Настроение……………………………………………………………………12
5.2 Аффект………………………………………………………………………..12
5.3 Страсть …………………………………………………………………….....13
5.4 Стресс…………………………………………………………………….......14
6. Психологические теории эмоций
6.1 Эволюционная теория эмоций………………………………………………15
6.2 Рудиментарная теория эмоций………………………………………………15
6.3 Психоаналитическая концепция эмоций…………………………………...16
6.4 Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге………………………………16
6.5 Биологическая теория эмоций………………………………………………17
6.6 Теория когнитивного диссонанса…………………………………………..18
7. Эмоции и личность………………………………………………………………..19
8. Связь эмоций и потребностей человека………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

КР№5 Эмоции и чувства Word.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

6.4 Соматическая теория  эмоций Джемса-Ланге

Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга  американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становиться труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.

6.5 Биологическая теория  эмоций

В соответствии с биологической  теорией эмоций Пётра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».

Таким образом, основную информационную нагрузку в биологической теории несет ее знак, который маркирует  программу поведения и придает  последней определенную направленность

6.6  Теория когнитивного  диссонанса

В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а так же их качественное многообразие. В тоже время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций, от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Эмоции и личность

Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. "То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что  представляется ему смешным, более  всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность"

С.Л.Рубинштейн считал, что  в эмоциональных проявлениях  личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека прежде всего  связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс  и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно  судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о  том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Люди как личности в  эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у  них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная  сфера развитых личностей различается  по силе и глубине чувств, а также  по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство, в частности, используется психологами при конструировании  тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые  у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события  и люди, судят об их личностных качествах.

Экспериментальным путем  было установлено, что на возникающие  эмоции большое влияние оказывают  не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение — пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей.

Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что  сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как  личность. Особое значение для такой  характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение  и побуждение человека, причем то и  другое в глубоком человеческом чувстве  обычно слито. Высшие чувства, кроме  того, несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием  на себя моральных обязательств перед  другими людьми и неукоснительным  следованием им. Совестливый человек  всегда последователен и устойчив в  своем поведении, всегда соотносит  свои поступки и решения с духовными  целями и ценностями, глубоко переживая  случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и  в действиях других людей.

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые  также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают  художественную форму.

Развиваются ли эмоции и чувства  в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку  они связаны с функционированием  организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное  мнение — о том, что эмоциональная  сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции  вполне совместимы друг с другом и  неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться  в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с  разными классами эмоциональных  явлений. Элементарные эмоции, выступающие  как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность  относят к числу врожденных и  жизненно устойчивых личностных характеристик  человека.

 

8.Связь эмоций и потребностей человека

Человек как субъект  практической и теоретической деятельности, который познаёт и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения  в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и  сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных  действий и поступков, изменяющих его  взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определённым образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими  особенно показательными отличительными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние  субъекта и его отношение к  объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т. е. обладают положительным  или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье - грусть, радость - печаль и т. п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных  человеческих чувствах они часто  образуют сложное противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается  с жгучей ненавистью.

Для подлинного понимания  эмоций в их отличительных особенностях необходимо выйти за пределы намеченной выше чисто описательной их характеристики.

Основной исходный момент, определяющий природу и функцию  эмоций, заключается в том, что  в эмоциональных процессах устанавливается  связь, взаимоотношение между ходом  событий, совершающимся в соответствии или в разрез с потребностями  индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, - с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит  жизнь организма в, целом, - с другой; в результате индивид "настраивается" для соответствующего действия или  противодействия.

Взаимоотношение эмоций с  потребностями может проявляться  двояко - в соответствии с двойственностью  самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его  в чём-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывается, например, в элементарной форме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удовольствия - неудовольствия, радости - печали и т. п.; с другой, - сама потребность как активная тенденция может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности. То или иное чувство наше к определённому предмету или лицу - любовь или ненависть и т. п. - формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаём зависимость их удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая те эмоциональные состояния удовольствия, удовлетворения, радости или неудовольствия, неудовлетворения, печали, которые они нам доставляют. Выступая в качестве проявления потребности, - в качестве конкретной психической формы её существования, эмоция выражает активную сторону потребности.

   В соответствии  с этой двойственностью эмоции, отражающей заключённое в потребности  двойственное активно-пассивное  отношение человека к миру, двойственной  или, точнее, двусторонней, как увидим, оказывается и роль эмоций  в деятельности человека: эмоции  формируются в ходе человеческой  деятельности, направленной на удовлетворение  его потребностей; возникая, таким  образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые  в виде эмоций, являются вместе  с тем побуждениями к деятельности.

Однако отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. Уже у животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и  то же явление может иметь различное  и даже противоположное - положительное  и отрицательное - значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворяя одной, оно может идти в ущерб другой. Поэтому одно и  то же течение жизнедеятельности  может вызвать и положительные  и отрицательные эмоциональные  реакции. Ещё менее однозначно это  отношение у человека.

Информация о работе Эмоции и чувства