Эмоциональная сфера личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Являясь субъективным психическим отражением жизненного смысла предметов, явлений и событий, эмоции проявляются в форме непосредственного ситуационного переживания, выражающегося оценочным отношением к развивающимся событиям. Субъективный характер этих отношений ведет к тому, что одинаковые раздражители могут вызывать совершенно непохожие реакции у разных индивидов. Так, если профессиональная деятельность чрезвычайно затруднена или работник не справляется с заданиями, допускает серьезные ошибки, то появляются неудовлетворенность, разочарование или подавленность и даже гнев.

Файлы: 1 файл

Эмоциональная сфера личности.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Понятие об эмоциях

Эмоции (от лат. волновать, возбуждать) – это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний. Они проявляются главным образом в биологически обусловленных переживаниях, связанных с потребностями организма и активизирующих или тормозящих деятельность.

Являясь субъективным психическим  отражением жизненного смысла предметов, явлений и событий, эмоции проявляются в форме непосредственного ситуационного переживания, выражающегося оценочным отношением к развивающимся событиям. Субъективный характер этих отношений ведет к тому, что одинаковые раздражители могут вызывать совершенно непохожие реакции у разных индивидов. Так, если профессиональная деятельность чрезвычайно затруднена или работник не справляется с заданиями, допускает серьезные ошибки, то появляются неудовлетворенность, разочарование или подавленность и даже гнев. В этом случае эмоции, как правило, проявляются в астенической форме, ведущей к физической и нейропсихической слабости, повышенной утомляемости, неустойчивости настроения, пассивному поведению работников и скованности их действий. В том случае, когда производственное задание выполняется сравнительно успешно, а возникающие трудности легко преодолеваются, тогда эмоции протекают в стенической форме, при которой появляются положительные переживания, поднимающие работоспособность и выступающие психорегуляторами активной деятельности специалистов.

В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание  и потребность (мотив).

Предметом эмоций представляет любое значимое для человека событие, явление, в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций. Центральным компонентом эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием. Эмоциональное переживание – субъективная реакция, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний мир душевный мир человека, а также его физиологические процессы. Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной в данный момент потребностью, препятсявует или способствует их удовлетворению. Значимость всегда задана потребностями. Поэтому при их отсутствии эмоции не возможны. Эмоциональные переживания можно рассматривать как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненные ситуации.

Функции эмоций

Основными функциями  эмоций являются: оценочная, сигнальная, побудительная и коммуникативная, функция воздействия на физиологические и познавательные процессы и др.

Первая и наиболее важная функция эмоций состоит в  первичной оценке субъективной значимости для человека окружающих предметов, явлений, людей, различных событий, собственных мыслей и т. д. Причем эмоциональные оценки представляются нам значительно более достоверными и личностно значимыми, чем интеллектуальные.

Эмоции сигнализируют  человеку о сотоянии его потребностей. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды и т.д.), которые называются потребностными.. В зависимости от состояния потребности могут усиливаться, ослабляться, исчезать совсем, меняться на противоположные по знаку. Они составляют эмоциональную основу и субъективную форму существования потребностей.

Эмоции обладают также  побудительными функциями, то есть выступают  как довольно мощные источники активности. Побудительные возможности эмоций напрямую зависят от их силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем больше побудительными возможностями она обладает (сильная и слабая боль, страх, стыд). Отрицательные эмоции обладают противоположными побудительными свойствами.

Эмоции оказывают сильное  воздействие на физииологическиие  функции человека, поскольку образуют совместно с ними единую психофизиологическую систему. Поэтому эмоции всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями функций организма. На эмоциональной основе возникает большинство болезней и преждевременное старение (или омоложение).

Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться).

Эмоции являются внутренними  психическими процессами. Однако они  довольно хорошо выражаются во вне (мимика, действия, движения, жесты, позы, интонации).

Основные  свойства эмоциональных переживаний

При всем многообразии любые  эмоции характеризуются таким общим  свойством, как качественная окраска, знак, интенсивность и продолжительность. В зависимости от этих свойств и их соотношения можно выделять виды и формы эмоций.

Окраска эмоций –качественная характеристика, котрая придает своеобразие и неповторимость каждому переживанию. Она определяется характером лежащей в основе эмоции потребности. Эмоциональную окраску невозможно передать словами, ее надо пережить непосредственно.

Знак эмоций соответствует тому, в какой мере они субъективно приятны или неприятны. В зависимости от знака различают положительные, отрицательные, двойственные (амбивалентные) эмоции. Положительные эмоции свидетельствуют о полезности для человека ситуации или события. Положительные эмоции очень благотворны для человека. Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, говорят о вредности для человека соответствующих ситуаций или событий. Они возникают при длительном неудовлетворении, говорят о вредности для человека соответствующих ситуаций или событий. Отрицательные эмоции и сами по себе неблагоприятны для человека. Двойственные эмоции совмещают в себе положительные  и отрицательные переживания. Они свидетельствуют о сложности и противоречивости отношений человека с окружающим миром.

Интенсивность эмоций – это их количественная характеристика. Она определяется двумя факторами: степенью неудовлетворенности соответствующей потребности и степенью неожиданности обстоятельств, влияющих на ее удовлетворение. Закономерность такова: чем сильнее потребность и чем непредвиденнее для субъекта условия, способствующие или препятствующие ее удовлетворению, тем сильнее в этой ситуации эмоциональное напряжение.

Длительность является временной характеристикой эмоций. Она зависит от продолжительности контакта человека с эмоциогенной ситуацией (реального или мысленного) и от времени, на протяжении которого соответствующая потребность находится в состоянии неудовлетворения. В зависимости от времени протекания существует бесконечное множество эмоций, начиная от предельно кратковременных аффективных реакций и заканчивая очень продолжительными эмоциональными состояниями, растянутыми на многие годы.

Основные  виды и формы эмоций

Учитывая выделенные свойства, теоретически можно выделить бесчисленное множество разнообразных  видов и форм эмоций. Однако известны и достаточно хорошо описаны лишь некоторые из них. Например, американский психолог К. Изард выделил всего десять эмоций, зазванных фундаментальными.

Различают три группы наиболее простых полярных эмоциональных  переживаний.

Первая группа включает в себя переживания, относящиеся  к удовольствию-неудовольствию. Они отражают внутреннее состояние организма и его связь с внешней средой. В основе этих переживаний лежат безусловные рефлексы. Более сложные эмоциональные состояния "приятного-неприятного" у индивида развиваются по механизму ус-ловных рефлексов с определяющей ролью второй сигнальной системы.

Вторая группа представлена эмоциями напряжения-разрешения. Они связаны с созданием нового или ломкой старого динамического стереотипа. В этом случае, чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов (динамических стереотипов), тем большее эмоциональное напряжение для этого требуется.

Третья группа включает в себя эмоции возбуждения-успокоения, которые определяются импульсами, идущими в кору головного мозга из его подкорки. Здесь торможение корой импульсов, идущих из подкорки, субъективно переживается как успокоение.

По форме и силе протекания все эмоциональные состояния  людей подразделяются на настроение, чувства и аффекты.

Настроение - устойчивое, относительно слабо выраженное и длительное психическое состояние индивида или группы людей, создающее общий эмоциональный фон протекания всех психических процессов и сказывающееся на поведении и деятельности человека. Оно является эмоциональной реакцией на значимые для жизнедеятельности людей процессы, явления и события и проявляется в радостном, печальном, скорбном, восторженном, бодром, подавленном, спокойном, раздраженном и других состояниях.

Как целостное состояние  психики настроение характеризуется  полярностью переживаемых индивидом  состояний. К составляющим такую  полярность относятся: активность-пассивность, радость-печаль, удовлетворенность-неудовлетворенность, лабильность-ригидность и др.

В тех случаях, когда  ни одно из совокупности состояний  не преобладает над другими, настроение проявляется в неопределенных эмоциональных  переживаниях и обычно характеризуется как плохое или хорошее. Если причина того или иного настроения не всегда осознается индивидом, то в таких случаях оно переживается как безотчетное состояние.

Особенности протекания настроения зависят от характера, темперамента, способностей, жизненного и профессионального опыта, успехов или неудач в различных видах деятельности, особенностей реализации коммуникативных функций данного человека в той или иной общности людей.

В бытовых условиях, в  учебной и профессиональной деятельности нередко возникает дидактогения - сдвиг в настроении человека или какой-либо общности людей, иногда доходящий до патологического состояния. Такие состояния вызываются нечутким или грубым воздействием педагога, руководителя или других лиц.

В отличие от большинства отраслей психологической науки, психиатрия признает лишь два вида настроения: эйфорию и депрессию.

Эйфория характеризуется приподнятым настроением и переживанием чувства триумфа, в большинстве своем вызываемыми удачей, успехом и др. Патологическая же эйфория интерпретируется как изменение отношений между Эго и Суперэго, имеющих место при депрессии, на прямо противоположные. В результате Эго чувствует себя так, как будто бы оно восторжествовало над Суперэго или слилось с ним. Вместо подавленности и отчуждения Эго чувствует себя свободным и в согласии с миром.

Депрессия относится или к эмоции, или к диагнозу. По отношению к эмоции термин означает подавленное настроение, уныние; когда говорится о диагнозе, то имеется в виду синдром, в котором "депрессия" используется для обозначения того, что привыкли называть "меланхолией" - состоянием, при котором пациент страдает от плохого настроения, заторможенности мыслей и действий, а также бредовыми самообвинениями.

Настроение как состояние  психически здоровых людей характеризуется следующими особенностями:

- относительной устойчивостью  психических состояний, определяемых  инертностью и особенностями  воздействия окружающей среды;

- изменчивостью отдельных  психических состояний и в  целом настроения, происходящей под влиянием внешних или внутренних воздействий на психику индивида, в силу которых меняются и переживания;

- индивидуальным своеобразием  психических состояний и настроений  человека, обусловленных его направленностью  и особенностями протекания психических процессов, когда одни и те же воздействия на психику у разных людей вызывают неодинаковые психические состояния;

- передачей настроения  одного человека группе людей,  которое может стать групповым  настроением;

- внешней выраженностью  психических состояний и настроений, проявляемых в мимике, движениях, позе, ритме дыхания, частоте пульса и в изменении цвета лица.

В учебном процессе и  в профессиональной деятельности управление настроением может реализовываться  программированным порядком действий преподавателя или руководителя производственного подразделения. Эти действия сводятся к последовательному решению следующих задач:

- выяснению настроения  перед началом деятельности путем  наблюдения за поведением присутствующих;

- определению сути  отклоняющегося от ожидаемого настроения конкретного человека или группы людей и вскрытие его причины;

- устранению отрицательного  психического состояния и созданию  оптимального настроения у данной  общности людей.

Для сохранения оптимального настроения у отдельного человека или группы людей в течение рабочего дня или недели необходимо:

- поставить индивидуально  или коллективно значимую и  доступную цель действий;

- вызвать интерес у  каждого подчиненного к выполнению  предстоящего задания;

- предварительно ознакомить  с возможными трудностями, объяснить вариантные способы их преодоления, обратить внимание на соблюдение техники безопасности и вселить уверенность в успехе;

Информация о работе Эмоциональная сфера личности