Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:12, реферат
Являясь субъективным психическим отражением жизненного смысла предметов, явлений и событий, эмоции проявляются в форме непосредственного ситуационного переживания, выражающегося оценочным отношением к развивающимся событиям. Субъективный характер этих отношений ведет к тому, что одинаковые раздражители могут вызывать совершенно непохожие реакции у разных индивидов. Так, если профессиональная деятельность чрезвычайно затруднена или работник не справляется с заданиями, допускает серьезные ошибки, то появляются неудовлетворенность, разочарование или подавленность и даже гнев.
- своевременно оказывать
помощь, обнаруживать и устранять
проявления и причины
Формирование у людей
способности контролировать и корректировать
собственное настроение является одной
из важных задач педагогов и
Настроение человека или группы людей может быть скорректировано друзьями, коллегами по работе или руководителями производственных подразделений. Преднамеренное изменение настроения того или иного человека в учебном или производственном процессе, как правило, осуществляется эпизодически или в зависимости от динамики социально-психологического климата в коллективе. Руководитель всегда должен иметь в виду, что нельзя допускать стихийного формирования настроения коллектива. Управление настроением своих подчиненных может быть эффективным, если воздействие на них будет иметь конкретную цель, продуманные и адекватные содержание и средства, постоянный контроль за динамикой настроения и своевременное внесение коррекции в различные переживания отдельного человека или группы людей.
Системообразующими
Чувства - это отражение в мозгу индивида его отношений к значимым для него объектам, явлениям, событиям, проявляющихся в социально обусловленных эмоциональных переживаниях, активизирующих или тормозящих действия человека в различных видах деятельности. Они являются наиболее устойчивыми психическими состояниями, имеющими четко выраженный предметный характер.
Чувства являются одной из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, к происходящему в окружающей среде. Они выполняют ряд жизненных функций:
- адаптационную, создающую возможность индивиду с наименьшими психическими и физическими затратами приспособиться к новым условиям жизни, учебной и профессиональной деятельности;
- коммуникативную, дающую возможность индивиду передавать свои эмоциональные состояния и воздействовать на окружающих его людей, информировать их о своем отношении к ним, к предметам и явлениям. Аналогичную информацию при общении с другими людьми индивид получает и от них и также подвергается определенным воздействиям;
- отражательную, определяющую возможности индивида за счет совокупности эмоциональных переживаний получать обобщенную оценку о людях, событиях и деятельности; о препятствиях, мешающих достижению цели, а также о степени удовлетворения потребностей;
- побудительную, определяющую начало и направление действия индивида или группы людей, способного привести к достижению цели;
- предпочтительную, проявляемую при конкуренции мотивов, в результате чего определяется доминирующее направление в действиях;
- регулятивную, обеспечивающую лабильность взаимоотношений индивида с другими людьми и с окружающей действительностью.
В зависимости от содержания и причин
возникновения чувства
Низшие чувства в большинстве своем вызываются биологическими процессами в организме, связанными с его выживанием, удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей индивида.
Высшие чувства формируются в процессе исторического развития человека; они обусловлены социальными, экономическими и правовыми факторами жизни; связаны с осознанием индивидом или человеческой общностью общепринятых норм, относящихся к определенной сфере деятельности, действительности, с отношением его к миру и к жизни. Эти чувства делятся на следующие группы:
- нравственные, испытываемые человеком при восприятии и оценке других людей, явлений, событий, сравнении их с нормами и категориями морали, выработанными обществом. К ним относятся: чувство долга личности и гражданина, доброжелательность, дружба-вражда, верность-предательство, любовь-ненависть, сочувствие-рав-нодушие и др.;
- интеллектуальные, переживаемые индивидом в процессе познавательной и научной деятельности. Это чувства любознательности и любопытства, сомнения и удивления, радости и огорчения, гордости и униженности, чувство нового и др. Они создают благоприятный настрой к деятельности, повышая ее результативность, или же отрицательно сказываются на творческом процессе и отношении к нему, стимулируя мышление, обеспечивая глубокое и всеохватывающее проникновение в сущность изучаемых предметов и явлений;
- практические - переживания успеха и неудачи, радости труда и общения в учебном или производственном коллективе, любви или отвращения к определенному виду труда, удовлетворения или неудовлетворения своими действиями или действиями других людей, чувство товарищества и др.;
- эстетические - эмоциональные переживания индивида, связанные с восприятием вещей, явлений и событий, с отношением к прекрасному или безобразному, существующему в природе или создаваемому в искусстве, к событиям и явлениям, касающимся жизни конкретного индивида или других людей. Эти чувства проявляются в восторге-стыде, радости-огорчении, величии-низости. Они возникают при оценке возвышенного и низменного, героического и трагического, драматического и комического. Эстетические чувства выражаются в соответствующих оценках различных вещей и явлений, эмоционально окрашенных вкусах и реакциях людей. Они оказывают стеническое или астеническое влияние на психику, активизируя или снижая функциональные возможности людей;
- религиозные - проявляющиеся в эмоциональных переживаниях и реакциях людей, связанных с особым восприятием и миропониманием ими явлений и событий, построенных на основе соответствующих фантазий, легенд и мифов, суеверий и предрассудков.
Если говорить об отношении религии к объективным законам и явлениям мироздания, то здесь уместно выражение Ф. Ницше, в котором утверждалось, что между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах. О необходимости религии для людей высказался Ж. Леметри: "Религия необходима для тех, кто не способен испытывать чувства гуманности. Она бесполезна в отношениях честных людей". (См.: Энциклопедия мысли / Сост. О. Азарьев, Л. Демидова, М. Наникишвили, Н. Хоромин. - Севастополь: Таврида, 1996. - С. 450.)
Вера в сверхъестественное вызывает чувство слабости перед силами природы; страх перед Богом, загробным наказанием ведет к формированию чувств греховности, покорности, смирения, вины, утешения и др. Эти чувства появляются в сознании индивида лишь по мере усвоения опыта предшествующих поколений, взглядов и представлений. Мир религиозных фантазий всегда образно и сюжетно организован картинами, отражающими бытие представителей Бога на Земле, песнопениями и тому подобного, а потому нагляден и впечатляющ для верующих людей, религиозная жизнь которых является преимущественно жизнью чувств, которые фактически руководят их сознанием. Своеобразие же религиозных переживаний определяется главным образом особенностями объектов религиозной веры.
Характерными особенностями чувств являются: причины, их вызывающие, которые, как правило, ясны для переживающей личности:
- амбивалентность, проявляющаяся в двойственном характере эмоциональной установки личности по отношению к другим людям, предметам и явлениям. Так, можно уважать конкретного человека, например, за высокие учебные способности, и в то же время осуждать его за неумение реализовать свои теоретические знания в практической деятельности. Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к кому-либо или к чему-либо и развивающимися из них ситуативными эмоциями. Например, человек удовлетворен заработной платой и в то же время с ненавистью относится к условиям труда. Отличительной особенностью таких чувств является их полярность, проявляющаяся как в наиболее простых переживаниях (удовольствие-неудовольствие), так и в более сложных чувствах (любовь-ненависть, радость-горе и др.);
- сензитивность, проявляющиеся у некоторых людей повышенная чувствительность, обострение чувства собственной неполноценности, боязливость, повышенная тревожность, заниженный уровень притязаний, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий. С возрастом сензитивность сглаживается в процессе воспитания и самовоспитания, направленного на умение управлять своим состоянием в ситуациях, вызывающих то или иное переживание.
Разновидностью эмоциональных состояний являются предчувст-вия, выражающиеся интуитивным прогнозированием определенных событий и явлений, которые могут возникнуть в бытовых или производственных условиях. Так, при решении сложной задачи у человека неожиданно появляется радостное чувство близости этого решения или, напротив, отрицательное чувство, связанное с осознанием невозможности достичь желаемого результата.
Физиологическими механизмами эмоциональных состояний являются различные совокупности качественных характеристик свойств нервной системы и, в том числе, силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности. В основе того или иного эмоционального состояния лежит физиологический механизм активизирования хранящихся в памяти энграмм, которые способны удовлетворить или неудовлетворить соответствующую потребность организма. Этот механизм взаимосвязан с состояниями подкорки и коры головного мозга.
Подкорковые механизмы состояний обеспечивают безусловно-рефлекторное возникновение эмоциональных реакций. Они инервируются подкорковыми отделами мозга, расположенными в промежуточном, среднем и продолговатом мозгу, и связаны с функциями таламуса и гипоталамуса. Высшей подкорковой частью головного мозга, куда стекаются все афферентные нервные импульсы, являются зрительные бугры, в которых происходят процессы, определяющие эмоциональные переживания индивида, вызываемые непосредственными ощущениями и восприятиями. Особенность таких переживаний заключается в том, что они не всегда связаны с мыслительными процессами.
Эмоции, возникающие в
результате воздействия тех или
иных раздражителей, которые вначале
вызывают процесс мышления и только
потом уже соответствующие
В целом эмоциональные переживания имеют рефлекторную природу. Они возникают в результате воздействия раздражителей на экстеро- или интерорецепторы, раздражение которых передается в центральную нервную систему, а оттуда по центробежным нервным проводникам в виде нервных импульсов - к различным органам тела, в том числе и в вегетативные центры. Это, в свою очередь, вызывает многообразные изменения в других состояниях организма, внешне проявляющиеся в учащенном сокращении сердечной мышцы, учащении дыхания, покраснении или побледнении лица и др.
В активизации эмоциональных переживаний существенную роль играет ретикулярная формация нервной системы, которая может активизировать или подавить деятельность коры мозга, регулирующей поведение человека. Установлено также, что в эмоциональных состояниях людей важное значение имеет адреналин, выделяемый надпочечными железами гормон. Это связано с тем, что при возбуждении организма усиливается поступление адреналина, ведущего к повышению процентного содержания сахара в крови, что способствует увеличению мышечной активности организма и его работоспособности.
Аффект (от лат. волнение, страсть) - это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние индивида, вызванное неожиданным и резким изменением важных для него жизненных обстоятельств или наступившей критической ситуацией, когда человек неспособен найти адекватный выход из нее, а также в случаях, когда его притязания на успех терпят крах.
Такое состояние возникает внезапно в виде вспышки, порыва и сопровождается ярко выраженным снижением функциональных возможностей индивида, самоконтроля, когда действия становятся стереотипичными, подчиняясь в основном эмоциям, а не логическому мышлению. Протекание аффективного состояния внешне происходит в виде выразительных хаотичных движений, напряженной мимики и др.
Анализируя различные эмоциональные переживания, И. Кант заметил, что "аффект есть создаваемая ощущением неожиданность, из-за которой теряется присутствие духа". (См.: Этика: словарь афоризмов и изречений / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. - М.: АО "Аспект Пресс", 1995. - С. 18.)
Причинами аффектов также могут быть конфликты с другими людьми, противоречия между разными потребностями и стремлениями индивида, а также противоречия между требованиями, предъявляемыми к специалисту, и его возможностями их выполнить.
Любое чувство может переживаться в аффективной форме, но в большей мере это относится к таким состояниям, как: боязнь, восхищение, гнев, отвращение, презрение, страдание, страх, стыд, тревога, удивление и удовлетворение.