Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 08:19, реферат
Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.
1. Введение……………………………………………………………….3-4 стр.
2. Эмоции…………………………………………………………………5 стр.
3. Основные формы протекания эмоциональных реакций……………6 стр.
4. Аффект…………………………………………………………………7 стр.
5. Стресс…………………………………………………………………..8 стр.
6. Настроение……………………………………………………………..9 стр.
7. Чувства…………………………………………………………………10 стр.
8. Основные характеристики и функции чувств………………………11 стр.
9. Виды чувств……………………………………………………………12 стр.
10. Воля……………………………………………………………………13 стр.
11. Особенности воли…………………………………………………….14 стр.
12. Структуры волевого акта…………………………………………….15 стр.
13. Динамика волевых усилий…………………………………………...16 стр.
14. Вывод…………………………………………………………………..17 стр.
15. Список литературы……………………………………………………18 стр.
1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс — более
напряженное состояние, чем
3) явления стресса
имеют место тогда, когда
5. Настроение.
Настроение - более
или менее устойчивое
Во множестве
эмоциональных, в широком
Настроение
— это самое распространенное
эмоциональное состояние,
1) органические
процессы (болезнь, утомление создают
пониженное настроение; здоровье, полноценный
сон, физическая активность
2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);
3) взаимоотношения
между людьми (приветливость, доверие
и такт со стороны окружающих
делают человека бодрым и
4) мыслительные
процессы (образные представления,
в которых отражаются
6. Чувства.
Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно- обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
Чувства отражают
отношение человека к объекту
его устойчивых потребностей, которое
закреплено в направлении его
личности.
Чувства носят отчетливо выраженный предметный
характер, т.е. непременно связаны с некоторым
конкретным объектом (предметом, человеком,
событием жизни и т.п.)
Одно и то же чувство может реализоваться
в различных условиях. Это обусловлено
сложностью явлений, многогранностью
и множественностью их связей друг с другом.
Например, чувство любви порождает спектр
эмоций: радости, гнева, печали и т.д.
В отечественной психологии подчеркиваются
два аспекта: аспект отражения - эмоции
(чувства) являются специфической формой
отражения значения объектов для субъекта;
аспект отношения - эмоции (чувства) являются
формой активного отношения человека
к миру.
"Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр. вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению"
7.
Основные характеристики и
Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил[2]
Любовь. Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и характеризующих ее эмоциональную сферу. Любовь – одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. В широком значении любовь – это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других. В узком смысле любовь – это относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями.[3]
Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувство ответственности, т.е. выступает дополнительным мотивирующим фактором, в других случаях может дезорганизовать поведение. Поскольку причины тревоги часто неизвестны, интенсивность эмоциональных реакций может быт непропорционально высокой по сравнению с реальной опасностью. Если тревожность - эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность - проявление избыточной уверенности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным. Отчаяние - эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить. Надежда на этой шкале занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх - между беспечностью и отчаянием.
8. Виды чувств
Чувства в
отличие от эмоций
Нравственные
чувства отражают отношение
Эстетические
чувства возникают у людей
в результате переживания
Интеллектуальные
чувства связаны с
Интеллектуальные
чувства, обладая движущей
9. Воля.
Человек – это бездушный механизм, до тех пор, пока в его действиях не появится воля, нечто наиболее тесным образом связанное с человеческой самостью, его духовным началом. Человек ничем не отличается от умного и хорошо выдрессированного животного, пока не использует свою волю[1].
«Воля, способность
к выбору цели и внутренним
усилиям, необходимым для ее
осуществления. Воля - специфический
акт, не сводимый к сознанию
и деятельности как таковой.
Не всякое сознательное
«Под волей
понимают способность индивида
к сознательной организации
«Воля как
способность складывается из
способности принимать решение
и способности его
10. Особенности воли.
На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких особенностях как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.
Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе.
К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.
11. Структуры волевого акта.
Всякое волевое действие
- целенаправленное действие.В традиционной
психологии воля либо рассматривалась
как самодовлеющий источник человеческой
активности, обуславливающий независимость
поведения от объективных причин, либо
отрицалась вовсе путем сведения её к
другим психическим процессам Волевое
действие может реализовываться в более
простых и более сложных формах. В простом
волевом акте побуждение к действию,
направленное на более или менее осознанную
цель, почти всегда переходит в действие,
не предваряемое сколько-нибудь сложным
и сознательным длительным процессом;
сама цель не выходит за пределы ситуации,
выполняются привычные действия, которые
производятся автоматически, как только
дан импульс.
Для сложного волевого акта существенно
то, что между импульсом и действием вклинивается
опосредующий действие сложный сознательный
процесс. Действию предшествует
учет его последствий и осознание его
мотивов, принятие решения, возникновение
намерения его осуществить, составление
плана для его осуществления.
В сложном волевом действии можно
выделить 4 основных стадии:
1) возникновение
побуждения и предварительная
постановка цели;
2) стадия обсуждения и борьба мотивов;
3) решение;
4) исполнение.
Основными частями волевого процесса
являются исходная и завершающая фазы
- явное осознание цели и настойчивость,
твердость в её достижении. Основа волевого
действия - целеустремленная, сознательная
действенность.
Волевое действие не сводится
лишь к соотношению идей, представлений,
сознания и двигательных реакций организма,
волевое действие заключает в
себе отношение - реальное и идеальное
- субъекта к объекту, личности.
12. Динамика волевых усилий.
Основные признаки волевых усилий:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного
плана осуществления
в) усиленное внимание
к такому поведенческому акту и отсутствие
непосредственного
г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
В настоящее
время в психологической науке
нет единой теории воли, хотя
многими учеными и
Информация о работе Эмоционально-чувственные и волевые психические процессы