Эмоционально-чувственные и волевые психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 08:19, реферат

Описание работы

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….3-4 стр.
2. Эмоции…………………………………………………………………5 стр.
3. Основные формы протекания эмоциональных реакций……………6 стр.
4. Аффект…………………………………………………………………7 стр.
5. Стресс…………………………………………………………………..8 стр.
6. Настроение……………………………………………………………..9 стр.
7. Чувства…………………………………………………………………10 стр.
8. Основные характеристики и функции чувств………………………11 стр.
9. Виды чувств……………………………………………………………12 стр.
10. Воля……………………………………………………………………13 стр.
11. Особенности воли…………………………………………………….14 стр.
12. Структуры волевого акта…………………………………………….15 стр.
13. Динамика волевых усилий…………………………………………...16 стр.
14. Вывод…………………………………………………………………..17 стр.
15. Список литературы……………………………………………………18 стр.

Файлы: 1 файл

реферат по саморазв.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

1) стресс —  состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более  напряженное состояние, чем обычное  мотивационное; оно требует для  своего возникновения восприятия  угрозы;

3) явления стресса  имеют место тогда, когда нормальная  адаптивная реакция недостаточна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Настроение.   

 Настроение - более  или менее устойчивое эмоциональное  состояние человека, окрашивающее  в течение некоторого времени  все его переживания.                                                                                                                                                                                     

 Во множестве  эмоциональных, в широком смысле  процессов, выделяют особый вид  собственно эмоций. В отличие  от аффектов они могут слабо  проявляться внешне. Они имеют  отчетливо выраженный ситуативный  характер. … Собственно эмоции  находятся в ином отношении  к личности и сознанию, чем  аффекты: первые воспринимаются  субъектом как состояния моего  "Я", вторые - как состояние происходящее "во мне". Это отличие явно, когда эмоции возникают как  реакция на аффект, напр. когда  человек тревожится, что его может  охватить панический страх, стыдится  проявленного гнева и т.п.  

 Настроение  — это самое распространенное  эмоциональное состояние, характеризующееся  слабой интенсивностью, значительной  длительностью, неясностью и “безотчетностью”  переживаний.   

1) органические  процессы (болезнь, утомление создают  пониженное настроение; здоровье, полноценный  сон, физическая активность поднимают  настроение);   

 2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);    

3) взаимоотношения  между людьми (приветливость, доверие  и такт со стороны окружающих  делают человека бодрым и жизнерадостным; грубость, безразличие, недоверие  и бестактность угнетают настроение);    

4) мыслительные  процессы (образные представления,  в которых отражаются положительные  эмоции, создают подъем в настроении; образы, связанные с отрицательными  эмоциями, угнетают настроение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Чувства. 

   Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно- обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.   

 Чувства отражают  отношение человека к объекту  его устойчивых потребностей, которое  закреплено в направлении его  личности. 
    Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т.е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.)  
      Одно и то же чувство может реализоваться в различных условиях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т.д.  
      В отечественной психологии подчеркиваются два аспекта: аспект отражения - эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объектов для субъекта; аспект отношения - эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к миру. 

     "Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр. вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Основные характеристики и функции  чувств. 

     Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил[2]  

  Любовь. Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и характеризующих ее эмоциональную сферу. Любовь – одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. В широком значении любовь – это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других. В узком смысле  любовь – это относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями.[3]  

     Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувство ответственности, т.е. выступает дополнительным мотивирующим фактором, в других случаях может дезорганизовать поведение. Поскольку причины тревоги часто неизвестны, интенсивность эмоциональных реакций может быт непропорционально высокой по сравнению с реальной опасностью. Если тревожность - эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность - проявление избыточной уверенности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным. Отчаяние - эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить. Надежда на этой шкале занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх - между беспечностью и отчаянием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Виды чувств   

 Чувства в  отличие от эмоций характеризуются  осознанностью и предметностью.  Выделяют низшие чувства-переживания  и высшие чувства-переживания.  Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные)2.   

 Нравственные  чувства отражают отношение человека  к требованиям морали. Система  нравственных чувств российского  человека состоит из чувства  справедливости, чести, долга, ответственности,  патриотизма, солидарности. Нравственные  чувства тесно связаны с мировоззрением  человека, его убеждениями, помыслами,  принципами поведения.  

 Эстетические  чувства возникают у людей  в результате переживания красоты  или безобразия воспринимаемых  объектов, будь то явление природы,  произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств  лежит врожденная потребность  человека в эстетическом переживании.  Постоянно сопровождая человеческую  деятельность, эстетические чувства  становятся активными двигателями  человеческого поведения.  

 Интеллектуальные  чувства связаны с познавательной  деятельностью человека. Они возникают  в процессе осуществления гностической  и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных  чувств основными считаются чувство  ясности или нечеткости мысли,  удивления, недоумения, догадки,  уверенности в знании, сомнения.   

 Интеллектуальные  чувства, обладая движущей силой  человеческого познания, усиливают  породившие их потребности к  познанию, стимулируют эмоции человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Воля.   

 Человек –  это бездушный механизм, до тех  пор, пока в его действиях  не появится воля, нечто  наиболее тесным образом связанное с человеческой самостью, его духовным началом. Человек ничем не отличается от умного и хорошо выдрессированного животного, пока не использует свою волю[1].    

 «Воля, способность  к выбору цели и внутренним  усилиям, необходимым для ее  осуществления. Воля - специфический  акт, не сводимый к сознанию  и деятельности как таковой.  Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением  препятствий на пути к цели, является волевым: главное в  волевом акте заключается в  осознании ценностной характеристики  цели действия, ее соответствия  принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно  не переживание «я хочу», а  переживание «надо», «я должен».  Осуществляя волевое действие, человек  противостоит власти актуальных  потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое  поведение распадается на принятие  решения и его реализацию. При  несовпадении цели волевого действия  и актуальной потребности принятие  решения часто сопровождается  борьбой мотивов (акт выбора)»[4]    

 «Под волей  понимают способность индивида  к сознательной организации своей  деятельности и поведения, направленной  на преодоление трудностей при  достижении поставленных целей.  Другими словами, это способность  властвовать над собой, своими  чувствами, желаниями, действиями»    

 «Воля как  способность складывается из  способности принимать решение  и способности его реализовывать.  Возможность и необходимость  принятия решений сопровождает  человека всю жизнь. «Человек  – это существо, которое всегда  может сказать «нет» своим  влечениям и которое не должно  всегда говорить им «да» и  «аминь»» [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Особенности воли.   

 На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких особенностях как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.   

 Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе.     

 К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Структуры волевого акта.   

 Всякое  волевое  действие - целенаправленное действие.В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обуславливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения её к другим психическим процессам  Волевое   действие может реализовываться в более простых и более сложных формах. В простом   волевом   акте побуждение к действию, направленное на более или менее осознанную цель, почти всегда переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и сознательным длительным   процессом; сама цель не выходит за пределы ситуации, выполняются привычные действия, которые производятся автоматически, как только дан импульс. 
   Для сложного   волевого   акта существенно то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный   процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.  
   В сложном   волевом   действии можно выделить 4 основных стадии:

1) возникновение  побуждения и предварительная  постановка цели; 
2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 
3) решение; 
4) исполнение. 
    Основными частями   волевого     процесса   являются исходная и завершающая фазы - явное осознание цели и настойчивость, твердость в её достижении. Основа   волевого   действия - целеустремленная, сознательная действенность. 
  Волевое   действие не сводится лишь к соотношению идей, представлений, сознания и двигательных реакций организма,   волевое   действие заключает в себе отношение - реальное и идеальное - субъекта к объекту, личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Динамика волевых усилий.   

 Основные признаки  волевых усилий:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого  в процессе и в результате его  исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над  обстоятельствами, сколько на преодоление  самого себя.   

 В настоящее  время в психологической науке  нет единой теории воли, хотя  многими учеными и предпринимаются  попытки разработать целостное  учение о воле с его терминологической  определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.   

Информация о работе Эмоционально-чувственные и волевые психические процессы