Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 20:10, контрольная работа
Целью моей работы является изучение особенностей эмоционального и интеллектуального развития детей в раннем возрасте, их достижения.
Главной задаче, которую я перед собой ставлю, является изучение важности периода раннего детства, о важной роли взрослых в жизни ребенка. Так же в мои задачи входит изучение психологического понятия «познания» и «поведения». Изучить особенности ребенка до трех лет. Изучить и проанализировать соответствующую литературу и на ее основе сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Раннее детство, как важный этап в развитии ребенка………………..5
Понятие возраста…………………………………………………….5
Социальная ситуация развития ребенка…………………………....6
Общая характеристика развития ребенка от 1 – 3 лет…………….7
Глава 2. Познание и поведение в раннем возрасте……………………………..9
2.1. Прямохождение, как условие расширения пространства
ребенка………………………………………………………………....9
2.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………………9
2.3. Развитие восприятия в раннем возрасте…………………………..11
2.4. Действия и мышление в раннем возрасте………………………....12
Глава 3. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте……………….14
3.1. Развитие личности ребенка до трех лет…………………………... 14
3.2. Появление потребности в общении, социализация ребенка…... .. 15
3.3. Кризис трех лет………………………………………………….…..16
Заключение……………………………………………………………………....20
Список литературы…………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Раннее детство, как важный этап в развитии ребенка………………..5
Глава 2. Познание и поведение в раннем возрасте……………………………..9
2.1. Прямохождение, как условие расширения пространства
ребенка……………………………………………………………
2.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………………9
2.3. Развитие восприятия в раннем возрасте…………………………..11
2.4. Действия и мышление в раннем возрасте………………………....12
Глава 3. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте……………….14
3.1. Развитие личности ребенка до трех лет…………………………... 14
3.2. Появление потребности в
3.3. Кризис трех лет………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте
колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя
краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Марина Цветаева (см. приложение 3)
Ребенок появляется на свет слабым и беспомощным существом. В начале он имеет лишь органические потребности, но в процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка возникают и другие потребности – потребности в общении, в движении, в игре и др.
Ранний возраст очень важный и ответственный период в развитии ребенка. В этом возрасте все впервые, все только начинается – игра, речь, общение, первое представление о себе, о других, о мире. Особое значение раннего детства объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментально жизненно необходимыми приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением, и предметной деятельностью.
Целью моей работы является изучение особенностей эмоционального и интеллектуального развития детей в раннем возрасте, их достижения.
Главной задаче, которую я перед собой ставлю, является изучение важности периода раннего детства, о важной роли взрослых в жизни ребенка. Так же в мои задачи входит изучение психологического понятия «познания» и «поведения». Изучить особенности ребенка до трех лет. Изучить и проанализировать соответствующую литературу и на ее основе сделать соответствующие выводы.
Глава 1. Раннее детство, как важный этап в развитии ребенка
Возраст - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. В психологии возраст подразделяют на физический и психологический.
Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой, происходит процесс психологического развития ребенка.[15]
Психологический возраст (по Выготскому) - это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития.[15]
Эти возраста могут не совпадать и тогда встречаются явления, как:
- акселерация – это опережение физического
развития над психологическим.
- ретаргация – это физическое развитие отстает от психологического.
Немов Р.С. считал что, «Возраст – это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития с присущими только ему особенностями».
Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.(см. таблицу 1 )
Существует множество попыток
периодизации психического развития. Л. С. Выготский выделил три
группы периодизации:
I. Периодизации детского развития
по внешнему критерию.
II. Периодизации детского
развития по внутреннему
III. Периодизации детского
развития по совокупности
Основные понятия теории Выготского. Выготский рассматривает развитие, прежде всего как возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований. [15]
1.2 Социальная ситуация развития ребенка.
Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса - ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина , заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.
В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с предметами.
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или не использование которых может иметь серьезные последствия? С психолого – педагогической точки зрения этот ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Данными, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. [8 c.50]
В раннем возрасте малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма. По сравнению с новорожденными трехлетний малыш способен к самообслуживанию, общению с окружающими при помощи активной речи, владеет многими предметами обихода, пользуется ложкой, чашкой, способен пользоваться элементарными правилами поведения. Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития.
Выделим основные достижения раннего возраста.
Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность. Речь позволяет ребенку развиваться от примитивных называний до осознанного выражения мысли. В предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.)
Глава 2. Познание и поведение в раннем возрасте
2.1. . Прямохождение, как условие расширения пространства
ребенка.
В начале раннего детства малыш начинает делать первые шаги, и эти первые шаги оказываются трудным делом. Управление движениями еще не сложились, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса овладения собственным телом и стремиться, как бы увеличить эту власть над собой преодолевая препятствия. Ходьба, вытесняя ползание становиться основным средством перемещения, приближения к желаемым успехам.[7 с.143]
В результате самостоятельного перемещения ребенку становится более доступным широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только глаза и руки, но и все туловище и ноги. Движения ребенка становятся все более скоординированными, согласованными, точными, что ведет к устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств. Преодолевая трудности возникающие на пути малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя мышление, и получает при этом разнообразные эмоции.
Благодаря переходу к прямохождению ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг, у него высвобождаются руки для манипуляции предметами.
2.2. . Развитие речи в раннем возрасте.
Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для овладения речью. Около года словарный запас ребенка составляет 4 – 10 слов. В общении со взрослыми годовалый малыш правильно реагирует на его слова, многократно повторяющиеся в сочетании с определенными действиями. Именно через речевое общение со взрослыми малыш приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.
К двум годам малыш говорит простыми предложениями . Уже к концу второго года ребенок употребляет до 300 слов. В это время речь малыша еще мало похожа на речь взрослого. Такая речь называется автономной. Ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Эти слова имеют троякое происхождение (ам – ам, бяка, би – бика и др. ). При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития мелкой моторики, речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.(см. таблицу 2 )
Двухлетние дети понимают общие вопросы, требующие ответа, типа «да» или «нет». Они так же верно отвечают на вопросы «почему», «зачем». Тремя основными путями освоения языка и индивидуального развития речи являются: подражание, образование ассоциаций и опыт. Подражание влияет на формирование всех аспектов речи и является начальным этапом речевого развития.
Около трех лет ребенок начинает прислушиваться, что говорят окружающие его люди. К концу раннего детства малыш употребляет до 1000 слов. С расширением словарного запаса происходит усвоение грамматического строя родного языка.
В раннем детстве общение с окружающими людьми имеет определяющее значение для развития речи. Речь вызывает познавательное и эмоциональное удовлетворение, становясь постепенно его важнейшей социальной потребностью. Нужно своевременно обращать внимание на речевое развитие детей раннего возраста. Ведь именно умение свободно и четко оперировать словами дает возможность осознанно воспринимать окружающий мир. При возникновении проблем в речевом развитии у ребенка после трех лет обязательно нужна консультация логопеда.
2.3. Развитие восприятия в раннем возрасте.
Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. [7 с.125]
Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте