Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:25, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментально изучить влияние конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.
3. Представить игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольника.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
1.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника
1.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
2.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Мозырский государственный педагогический университет
имени И. П. Шамякина»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра практической психологии и дефектологии
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Научный руководитель:
Мозырь 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Общая характеристика дошкольного возраста 1.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника 1.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте. ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. 2.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника 2.2 Анализ результатов исследования 2.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ
|
3
5 5 7 11 19
21 21 24 32 34 35 36 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является сензитивным для эмоционального развития, формирования чувств, переживаний, способов выражения эмоций. Процесс эмоционально-личностного развития в дошкольном возрасте должен опираться на психологические закономерности данного возраста, закономерности развития эмоциональной сферы дошкольника
В группе детского сада нередко существуют конфликтные отношения, связанные с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх). Не менее важно отметить о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. Ведь семейные конфликты создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога: вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их. В практическом отношении важно, опираясь на коммуникативный опыт дошкольника развивать его навыки бесконфликтного общения, навыки сотрудничества.
Мы предполагаем, что конфликты в дошкольном возрасте влияют на эмоциональное развитие ребёнка, поэтому цель курсовой работы: изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментально изучить влияние конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.
3. Представить игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольника.
Предмет исследования: эмоциональное развитие подвержено влиянию конфликта в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования
1) Методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок
2) Методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма
3) Методика «Рисунок семьи»
4) Опростник «Родительское отношение к ребенку»
Эмпирическая база исследования: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), всего 20 человек, из них 7 мальчиков и 13 девочек. Исследование выполнено на базе ГУО «Ясли сад № 66 г. Бобруйска».
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
В дошкольный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.
Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями быть как «большой» и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С.Выготскому):
Разрешение данного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.
В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам. Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе [18, с. 144].
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого [19, с. 328].
Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста:
1. Формируется первое схематичное цельно - детское мировоззрение.
2. Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?»
3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.
4. Ребенок отделяет себя
от мира других людей, что является
основой формирования
Иным образом, происходит формирование ребенка как личности, закладываются основы будущего характера, поведения и т. п.
1.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника
Общая характеристика эмоциональной сферы. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.
В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т.д.
В дошкольном возрасте происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем [6].
Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро.
Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Механизм возникновения эмоциональных состояний. По мысли Л.С.Выготского, эмоции возникают в результате оценки самим организмом «своего соотношения со средой» и определяют характер поведения ребенка [2,с.140].
Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.
Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Контроль эмоциональных состояний. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение.
Структура эмоциональных процессов. Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым, в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.
Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте