Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:25, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментально изучить влияние конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.
3. Представить игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольника.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
1.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника
1.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
2.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На основе этих данных в таблице 2.3 было представлено, сколько же мальчиков и девочек с высоким уровнем эмоциональности, средним и низким при просмотре мультфильма «Снежная Королева».
Таблица 2.3
Эмоциональные проявления детей при просмотре мультфильма
Уровень развития эмоций |
Мальчики |
Девочки | ||
АВ |
% |
АВ |
% | |
Высокий уровень |
- |
- |
5 |
38,5 |
Средний уровень |
2 |
28,6 |
5 |
38,5 |
Низкий уровень |
5 |
71,4 |
3 |
23 |
Всего |
7 |
100 |
13 |
100 |
Таким образом, табличные данные показали, что только для 38,5% девочек характерен высокий уровень эмоциональной выразительности, а мальчики вообще с таким уровнем отсутствуют. 28,6% мальчиков и 38,5% девочек в средней степени выражают свои эмоции. Низкий уровень эмоциональных проявлений характерен для 71,4% мальчиков и 23% девочек.
Таким образом, по данным двух таблиц, т.е. 2.1 и 2.3 видно, что есть дети как с высоким уровнем развития эмоций так со средним и низким. Большее количество детей это дети с низким уровнем и здесь преобладает больший процент мальчиков.
Эти все полученные данные можно изобразить в общей схеме, которая наглядно покажет выделенные уровни развития эмоций у детей.
Рис. 2.3 Наглядное изображение уровней развития эмоций.
Примечание:
В – высокий уровень развития.
С – средний уровень развития.
Н – низкий уровень развития.
Результаты восприятия внутрисемейных отношений воспринимаемых ребенком
Для оценки внутрисемейных отношений воспринимаемых ребенком использовалась таблица «Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи» (см. Приложение 3).
Таблица 2.4 представляет полученные результаты при обработке рисунков.
Таблица 2.4
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс |
Дети | |
АВ |
% | |
Благоприятная семейная ситуация |
2 |
10 |
Тревожность |
6 |
30 |
Конфликтность |
4 |
20 |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1 |
5 |
Враждебность в семейной ситуации |
7 |
35 |
Всего |
20 |
100 |
Примечание:
АВ – обсолютная величина.
Табличные данные показывают, что из 20 семей есть 10% семей с благоприятной семейной ситуацией, 30% с тревожностью, 20% с конфликтностью , 5% с чувством неполноценности в семейной ситуации и 35% с враждебностью в семейной ситуации.
Таким образом, по данной таблице видно, что наибольший процент составил симптомокомплекс – враждебность в семейной ситуации.
Эти все данные можно изобразить в схеме, которая наглядно покажет все полученные симптомокомплексы путем рисунка семьи.
Рис. 2.3 Наглядное изображение симптомокомплексов.
Примечание:
1 – чувство неполноценности в семейной ситуации
2 –
благоприятная семейная ситуаци
3 – конфликтность
4 – тревожность
5 –
враждебность в семейной
Для того чтобы узнать влияет ли семейная ситуация на эмоциональное развитие детей была построена таблица 2.4
Таблица 2.4
Симптомокомплекс |
Дети |
Всего | ||
Высокий уровень э. |
Средний уровень э. |
Низкий уровень э. | ||
Благоприятная семейная ситуация |
2 |
- |
- |
2 |
Тревожность |
2 |
4 |
- |
6 |
Конфликтность |
- |
3 |
1 |
4 |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1 |
- |
- |
1 |
Враждебность в семейной ситуации |
- |
- |
7 |
7 |
Всего |
5 |
7 |
8 |
20 |
Таким образом, исходя, из данных таблицы можно сделать вывод, что семейная ситуация все-таки влияет на эмоциональное развитие детей. Например, в благоприятной семейной ситуации дети с высоким уровнем эмоциональности, если враждебность в семейной ситуации, то дети с низким эмоциональным уровнем и т. п.
Изучение родительского отношения к ребенку с помощью опросника
Родителям было предложено заполнить опросник состоящий из 61 пункта (см. Приложение 4).
При подсчете баллов по всем шкалам учитывался ответ «да».
Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретировался как:
1. “Принятие
- отвержение”. Шкала отражает интегральное эмоциональное
отношение к ребенку. Содержание одного
полюса шкалы: родителю нравиться ребенок
таким, какой он есть. Родитель уважает
индивидуальность ребенка, симпатизирует
ему. Родитель стремится проводить много
времени с ребенком, одобряет его интересы
и планы. На другом плюсе шкалы: родитель
воспринимает ребенка плохим, неприспособленным,
неудачливым. Ему кажется, что ребенок
не добьется успеха в жизни из-за низких
способностей, небольшого ума, дурных
наклонностей. По большей части родитель
испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение,
обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает
его.
2. “Кооперация”-
социально желательный образ родительского
отношения. Содержательно эта шкала раскрывается
так: родитель заинтересован в делах и
планах ребенка, сочувствует ему, старается
во всем помочь. Родитель высоко оценивает
интеллектуальные и творческие способности
ребенка, испытывает чувство гордости
за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность
ребенка, старается быть с ним на равных.
Родитель доверяет ребенку, старается
встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. “Симбиоз”- шкала отражает межличностную
дистанцию в общении с ребенком. При высоких
баллах по этой шкале можно считать, что
родитель стремится к симбиотическим
отношениям с ребенком. Содержательно
эта тенденция описывается так - родитель
ощущает себя с ребенком единым целым,
стремится удовлетворить все потребности
ребенка, оградить его от трудностей и
неприятностей жизни. Родитель постоянно
ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется
ему маленьким и беззащитным. Тревога
родителя повышается, когда ребенок начинает
автономизироваться волей обстоятельств,
так как по своей воле родитель не предоставляет
ребенку самостоятельности никогда.
4. “Авторитарная гиперсоциолизация” - шкала, отражающая форму и направленность контроля за поведением ребенка. При высоком балле, в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Проявления своеволия строго наказываются. Родитель пристально следит за социальными достижениями своего ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.
5. “Маленький неудачник”- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются тенденции инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость и, в связи с этим, старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Таблица 2.4 представляет полученные результаты при обработке опросника.
Таблица 2.4
Отношение родителей к детям
Название шкал |
Имена детей |
Данные в процентах,% |
Принятие - отвержение |
Б.Вика Б.Маргарита В.Влад Г.Лиза Ж.Настя Л.Ульяна М.Яна С.Арина С.Виталина С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.Алина |
65% |
Кооперация |
К.Маша М.Саша |
10% |
Симбиоз |
- |
- |
Гиперсоциализация |
- |
- |
Инфантилизация |
- |
- |
Принятие – отвержение + Кооперация |
А.Саша К.Валентин М.Лиза С.Женя Х.Максим |
25% |
Табличные данные показывают, что 65% составляет шкала «принятие - отвержение" , 10% - шкала «кооперация», а такие шкалы как «симбиоз», «гиперсоциализация» и «инфантилизация» вообще отсутствуют. Но есть семьи, которые входят и в шкалу «принятие – отвержение», и в шкалу «кооперация», они составляют 25%.
Таким образом, если взять данные полученные по изучению эмоционального поведения ребенка при просмотре мультфильма, данные полученные при обработке рисунка и их объединить с полученными результатами при обработке опросника для родителей, то можно сделать вывод, что некоторые из них искажали существующую обстановку в семье.
Можно сделать общий вывод, что для ребенка пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.
Таким образом, можно считать гипотезу доказанной: существует связь между конфликтностью дошкольника и его эмоциональным развитием.
2.3. Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника
Цель упражнений:
- научить ребенка быть внимательным к себе, своим чувствам и переживаниям,
- осознать положительный эмоциональный опыт;
- осознать отрицательные эмоции;
- осознать свои достижения;
- научиться контролировать эмоциональные проявления.
1. «Какой я?» [14, с. 196].
Дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопрос «Какой Я». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы, чувства, каждое предложение начинается с местоимения «Я».
2. «Волшебники» [14, с. 193].
Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача – дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», другого – в «злого» волшебника. Для девочек «волшебников» можно заменить на «волшебниц».
3. «Рисуем настроение» [5, с. 27].
Взрослый. Сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой – хорошее.
Рефлексия.
Какое настроение тебе нравится больше?
Какая из двух частей рисунка – твое настроение сейчас?
Какое настроение у тебя бывает чаще?
Методические рекомендации. Оцените преобладающий у ребенка эмоциональный фон. Отследите динамичность эмоциональных состояний, найдите у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дайте возможность его реализовать. Фиксируется стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть «Плохое настроение», изменить его на позитив.
4. «Как ты себя сегодня чувствуешь» [5, с. 32].
Детям предлагают карточки с изображением разных оттенков настроения. Они выбирают те, которые в наибольшей степени соответствуют их настроению сейчас.
5. «Я радуюсь, когда…» [5, с. 28].
Взрослый. Давайте поиграем в проговаривании предложений. Я начинаю, а вы заканчиваете предложение.
«Я радуюсь, когда…»
Высказывания детей взрослый записывает
6. «Пожелание» [5, с. 25].
Взрослый. Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого Вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными.
Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте