Министерство образования и науки Российской
Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Факультет психологии
Контрольная работа
Учебная дисциплина: Психофизиология
Тема: «Эмоциональные расстройства : психосоматические
и поведенческие эффекты»
Выполнил:
студент 3 курса ___ группы
заочного отделения
факультета психологии
___________________.
Преподаватель:
Гурская И.Ю.
Саратов 2013
Содержание
- Введение……………………………………………………….…..3
- Понятие эмоций…………………………………………………...4
- Субстрат эмоций……………………………………………..5
- Эмоциональные расстройства……………………………………9
- Примеры патологических эмоций………………………………10
- Параметры эмоциональных расстройств……………………….14
- Диагностика………………………………………………………16
- Эмоциональный стресс как причина
возникновения психосоматических нарушений………………………………………………………17
- Индивидуальность возникновения
и выражения эмоций……..24
- Взаимосвязь отрицательных
эмоций с психопатологическими состояниями
организма………………………………………………………….25
- Вывод……………………………………………………………...27
- Заключение………………………………………………………..28
- Библиографический список……………………………………...29
ВВЕДЕНИЕ
Человек не является ни
бесстрастным созерцателем того, что происходит
вокруг него, ни бесстрастным автоматом,
производящим те или иные действия, наподобие
хорошо слаженной машины. Человек переживает
то, что с ним происходит и им совершается;
он относится определенным образом к тому,
что его окружает. Отношения к событиям,
к другим людям, к самому себе проявляется
в эмоциях.
Эмоции - одна из существенных
функций нервно-психической деятельности
человека, создают личностную окраску
для любого поведенческого акта и являются
энергетическим компонентом любого вида
продуктивной деятельности. Понятие «эмоции» неразрывно
с понятием субъективные переживания
человека. Анализом этих понятий и есть
цель данной работы.
Цель работы конкретизируется
в следующих задачах:
Рассмотрение и анализ субъективных
переживаний человека
Механизм возникновения субъективных
переживаний и параметры.
- Понятие эмоционального стресса,
его связь с возникновением психосоматических нарушений
- Взаимосвязь отрицательных
эмоций с психопатологическими состояниями
организма
Понятие эмоций
Эмоции — особый класс психических
процессов и состояний, связанных с потребностями
и мотивами, отражающих в форме непосредственных
субъективных переживаний (удовлетворения,
радости, страха и т.д.) значимость действующих
на индивида явлений и ситуаций. Сопровождая
практически любые проявления жизненной
активности человека, эмоции служат одним
из главных механизмов внутренней регуляции
психической деятельности и поведения,
направленных на удовлетворение потребностей.
По критерию длительности эмоциональных
явлений выделяют, во-первых, эмоциональный
фон (или эмоциональное состояние),
во-вторых, эмоциональное реагирование.
Указанные два класса эмоциональных явлений
подчиняются разным закономерностям.
Эмоциональное состояние в большей степени
отражает общее глобальное отношение
человека к окружающей ситуации, к себе
самому и связано с его личностными характеристиками,
эмоциональное реагирование — это кратковременный
эмоциональный ответ на то или иное воздействие,
имеющий ситуационный характер. Наиболее
существенными характеристиками эмоций
являются их знак и интенсивность. Положительные
и отрицательные эмоции всегда характеризуются
определенной интенсивностью.
Существуют 2 вида эмоций
:
Первичные – филогенетически
более древние, формируются в талямической
области; характеризуются безотчетностью
реакции в форме неясно переживаемого чувства
приятного или неприятного. В норме они
лежат в основе самочувствия.
Корковые – более поздние
эмоции, содержат в себе гностические
чувства, т.е. высшие чувства с познавательными
элементами.
Субстрат эмоций
Возникновение и протекание эмоций тесно связано с
деятельностью модулирующих систем мозга,
причем решающую роль играет лимбическая
система.
Лимбическая система — комплекс
функционально связанных между собой
филогенетически древних глубинных структур
головного мозга, участвующих в регуляции
вегетативно-висцеральных функций и поведенческих
реакций организма. Термин "лимбическая
система" ввел в 1952 г. Мак Лин. Однако
еще ранее, в 1937 г. Папец предположил наличие
"анатомического" эмоционального
кольца. В него входили: гиппокамп — свод
— мамиллярные тела — переднее ядро таламуса
— поясная извилина — гиппокамп. Папец
считал, что любая афферентация, поступающая
в таламус, разделяется на три потока:
движения, мысли и чувства. Поток "чувств"
циркулирует по анатомическому "эмоциональному
кольцу", создавая таким образом физиологическую
основу эмоциональных переживаний.
Круг Папеца лег в основу
лимбической системы. В своих основных
частях она сходна у всех млекопитающих.
К лимбической системе, кроме кольца Папеца,
принято относить: некоторые ядра гипоталамуса,
миндалевидное тело, или миндалину (клеточное
скопление, величиной с орех), обонятельную
луковицу, тракт и бугорок, неспецифические
ядра таламуса и ретикулярную формацию
среднего мозга. В совокупности эти морфологические
структуры образуют единую гипоталамо-лимбико-ретикулярную
систему. Центральной частью лимбической
системы является гиппокамп. Кроме того,
существует точка зрения, что передняя
лобная область является неокортикальным
продолжением лимбической системы.
Нервные сигналы, поступающие
от всех органов чувств, направляясь по
нервным путям ствола мозга в кору, проходят
через одну или несколько лимбических
структур — миндалину, гиппокамп или часть
гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры,
тоже проходят через эти структуры. Различные
отделы лимбической системы по-разному
ответственны за формирование эмоций.
Их возникновение зависит в большей степени
от активности миндалевидного комплекса
и поясной извилины. Однако лимбическая
система принимает участие в запуске преимущественно
тех эмоциональных реакций, которые уже
апробированы в ходе жизненного опыта.
Существуют убедительные
данные в пользу того, что ряд фундаментальных
человеческих эмоций имеет эволюционную
основу. Эти эмоции оказываются наследственно
закрепленными в лимбической системе.
Ретикулярная формация. Важную
роль в обеспечении эмоций играет ретикулярная
формация ствола мозга. Как известно, волокна
от нейронов ретикулярной формации идут
в различные области коры больших полушарий.
Большинство этих нейронов считаются
"неспецифическими", т.е. в отличие
от нейронов первичных сенсорных зон,
зрительных или слуховых, реагирующих
только на один вид раздражителей, нейроны
ретикулярной формации могут отвечать
на многие виды стимулов. Эти нейроны передают
сигналы от всех органов чувств (глаз,
кожи, мышц, внутренних органов и т.д.) к
структурам лимбической системы и коре
больших полушарий.
Некоторые участки ретикулярной
формации обладают более определенными
функциями. Так, например, особый отдел
ретикулярной формации, называемый голубым
пятном (это плотное скопление нейронов,
отростки которых образуют широко ветвящиеся
сети с одним выходом, использующие в качестве
медиатора норадреналин), имеет отношение
к пробуждению эмоций. От голубого пятна
к таламусу, гипоталамусу и многим областям
коры идут нервные пути, по которым пробудившаяся
эмоциональная реакция может широко распространяться
по всем структурам мозга. По некоторым
данным, недостаток норадреналина в мозгу
приводит к депрессии. Положительный эффект
электрошоковой терапии, в большинстве
случаев устраняющей депрессию у пациента,
связан с усилением синтеза и ростом концентрации
норадреналина в мозге. Результаты исследования
мозга больных, покончивших с собой в состоянии
депрессии, показали, что он обеднен норадреналином
и серотонином. Возможно, что норадреналин
играет роль в возникновении реакций,
субъективно воспринимаемых как удовольствие.
Во всяком случае дефицит норадреналина
проявляется в появлении депрессивных
состояний, связанных с тоской, а недостаток
адреналина связывается с депрессиями
тревоги.
Другой отдел ретикулярной
формации, называемый черной субстанцией,
представляет собой скопление нейронов,
также образующих широко ветвящиеся сети
с одним выходом, но выделяющих другой
медиатор - дофамин, который способствует
возникновению приятных ощущений. Не исключено,
что он участвует в возникновении особого
психического состояния — эйфории.
Лобные доли коры больших
полушарий из всех отделов коры мозга
в наибольшей степени ответственны за
возникновение и осознание эмоциональных
переживаний. К лобным долям идут прямые
нейронные пути от таламуса, лимбической
системы, ретикулярной формации.
Ранения людей в области лобных
долей мозга показывают, что чаще всего
у них наблюдаются изменения настроения
от эйфории до депрессии, а также своеобразная
утрата ориентировки, выражающаяся в неспособности
строить планы. Иногда изменения психики
напоминают депрессию: больной проявляет
апатию, утрату инициативы, эмоциональную
заторможенность, равнодушие к сексу.
Иногда же изменения сходны с психопатическим
поведением: утрачивается восприимчивость
к социальным сигналам, появляется несдержанность
в поведении и речи.
Межполушарная асимметрия
и эмоции. Есть немало фактов, говорящих
о том, что в обеспечении эмоциональной
сферы человека левое и правое полушария
головного мозга вносят разный вклад.
Более эмоциогенным является правое полушарие.
Так, у здоровых людей обнаружено преимущество
левой половины зрительного поля (т.е.
правого полушария) при оценке выражения
лица, а также левого уха (тоже правого
полушария) — при оценке эмоционального
тона голоса и других звуковых проявлений
человеческих чувств (смеха, плача), при
восприятии музыкальных фрагментов. Помимо
этого выявлено также более интенсивное
выражений эмоций (мимические проявления)
на левой половине лица. Существует также
мнение, что левая половина лица в большей
степени отражает отрицательные, правая
— положительные эмоции. По некоторым
данным эти различия проявляются уже у
младенцев, в частности в асимметрии мимики
при вкусовом восприятии сладкого и горького.
Из клиники известно, что
эмоциональные нарушения при поражении
правого полушария выражены сильнее, при
этом отмечается избирательное ухудшение
способности оценивать и идентифицировать
эмоциональную экспрессию в мимике. При
левосторонних поражениях у больных часто
возникают приступы тревоги, беспокойства
и страха, усиливается интенсивность отрицательных
эмоциональных переживаний. Больным с
поражениям правого полушария более свойственны
состояния благодушия, веселости, а также
безразличия к окружающим. Им трудно оценить
настроения и выявить эмоциональные компоненты
речи других людей. Клинические наблюдения
за больными с патологическим навязчивым
смехом или плачем показывают, что патологический
смех часто связан с правосторонними поражениями,
а патологический плач — с левосторонними.
Функция восприятия эмоций
по выражению лица у больных с поврежденным
правым полушарием страдает больше, чем
у людей с поврежденным левым полушарием.
При этом знак эмоций не имеет значения,
однако когнитивная оценка значимости
эмоциональных слов оказывается у таких
больных адекватной. Иными словами у них
страдает только восприятие эмоций. Право-
и левосторонние поражения по-разному
влияют и на временные аспекты эмоциональных
явлений: с поражением правого полушария
чаще связаны внезапные аффективные изменения,
а с поражением левого — долговременные
эмоциональные переживания.
По некоторым представлениям
левое полушарие ответственно за восприятие
и экспрессию положительных эмоций, а
правое - отрицательных. Депрессивные
переживания, возникающие при поражении
левого полушария, рассматриваются как
результат растормаживания правого, а
эйфория, нередко сопровождающая поражение
правого полушария, — как результат растормаживания
левого.
Существуют и другие подходы
к описанию специфики межполушарного
взаимодействия в обеспечении эмоций.
Например, высказывается предположение,
что тенденция правого полушария к синтезу
и объединению множества сигналов в глобальный
образ играет решающую роль в выработке
и стимулировании эмоционального переживания.
В то же время преимущество левого полушария
в анализе отдельных упорядоченных во
времени и четко определенных деталей
используется для видоизменения и ослабления
эмоциональных реакций. Таким образом,
когнитивные и эмоциональные функции
обоих полушарий тесно связаны и в когнитивной
сфере, и в регуляции эмоций.
По другим представлениям,
каждое из полушарий обладает собственным
эмоциональным "видением" мира. При
этом правое полушарие, которое рассматривается
как источник бессознательной мотивации,
в отличие от левого воспринимает окружающий
мир в неприятном, угрожающем свете, но
именно левое полушарие доминирует в организации
целостного эмоционального переживания
на сознательном уровне. Таким образом,
корковая регуляция эмоций осуществляется
в норме при взаимодействии полушарий.
Эмоциональные расстройства
Признаки, разграничивающие норму
и патологию:
Отсутствие внешней причины
эмоций или её незначительность.
Большая выраженность эм.
реакций и состояний.
Большая стойкость и постоянство
проявлений.
Более выраженное включение
соматовегетативного компонента,
вплоть до превалирования их над эм. компонентом.