Эмпатия педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современной педагогике преобладает направленность на личностно-ориентированное обучение, опирающееся на принципы гуманистической психологии. В качестве связующего звена педагога с детьми, обеспечивающего личностно-ориентированное обучение, выступает эмпа-тия учителя. Эмпатия способствует видениюучителем подлинных причин, вызывающих то или иное поведение учащихся, и создает особыйэмоциональный фон, позволяющий более полно самореализовываться как ученику, так и самому педагогу.

Содержание работы

1. Введение
2. Развитие представлений об эмпатии в зарубежных и отечественных
психологических теориях.
3. Феномен эмпатии в современной психологии. Виды и функции эмпатии.
4. Эмпатия в контексте профессионально-значимых личностных качеств педагога
5. Заключение
6. Список литературы 

Файлы: 1 файл

Эмпатия.docx

— 44.44 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию 
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 
Институт педагогики, психологии и социальных технологий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа

На тему: «Эмпатия педагогов». 

  
 
 

 
 
                                                Выполнила: студентка группы 
                                       3С (ИПК-031000-61) (К) 
                            Лаишевская А.В. 
 
                                               Проверил: Новгородова Ю.О.

                                         
                                      
 
 

 
 
 

 
 
 
Ижевск, 2013

 

Содержание.

1. Введение

2. Развитие представлений об эмпатии в зарубежных и отечественных

психологических теориях.

3. Феномен эмпатии в современной психологии. Виды и функции эмпатии.

4. Эмпатия в контексте профессионально-значимых личностных качеств педагога

5. Заключение

6. Список литературы 

 

Введение

Актуальность темы исследования. В  современной педагогике преобладает  направленность на личностно-ориентированное  обучение, опирающееся на принципы гуманистической психологии. В качестве связующего звена педагога с детьми, обеспечивающего личностно-ориентированное обучение, выступает эмпа-тия учителя. Эмпатия способствует видениюучителем подлинных причин, вызывающих то или иное поведение учащихся, и создает особыйэмоциональный фон, позволяющий более полно самореализовываться как ученику, так и самому педагогу. На уровне личностных характеристик педагога эмпатия предполагает наличие гуманистической направленности, ценностных ориентаций, связанных с педагогической деятельностью, способности к сочувствию и сопереживанию. Качеством личности педагога эмпатия становится лишь тогда, когда все составляющие её компоненты образуют целостную систему.

В отечественной психологии эмпатия изучается с середины 70-х годов. Изучен и раскрыт целый ряд важных феноменов эмпа-тии (В.В.Бойко, 1996; Т.П.Гаврилова, 1975, 1977, 1981; Т.И.Пашу-кова, 1983; АЛ.Сопиков, 1977; Л.П.Стрелкова, 1986, 1996; В.А.Таш-лыков, 1976; А.Э.Штейнмец, 1983; И.М.Юсупов, 1995 и до.). Вместе с тем проблемы, связанные с определением особенностей формирования эмпатии в процессе обучения студентов в педагогическом вузе, являются недостаточно раскрытыми и нуждаются в дальнейшем изучении. В частности, открытым остается вопрос определения психолого-педагогических средств формирования эмпатии будущих педагогов в условиях обучения в педагогическом вузе.

В последние десятилетия российская педагогика в рамках различных инновационных  подходов активно внедряла гуманистические  принципы. Инновации прежде всего коснулись образовательных учреждений начального и среднего звена. Успех или неуспех реализации гуманистических принципов на деле решающим образом зависит от качества педагогических кадров, их профессиональной подготовки. Здесь мы сталкиваемся со следующим противоречием. Для работы в современных образовательных учреждениях нужны педагоги, подготовленные к работе по-новому, ориентированные на развитие личности учащихся. В то же время педагогические вузы продолжают готовить будущих учителей по прежним образцам и схемам, в основу которых положены принципы трансляции определенных знаний, когдаучащиеся выступают в роли объекта педагогических воздействий, а не полноправных субъектов педагогического процесса.

 

 

 

1. Развитие представлений об эмпатии в зарубежных и отечественных

психологических теориях.

Понятие «эмпатия» получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов XX века.

Эмпатия (от греческого Empatheia- сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека.

В «Современном словаре по психологии» дано следующее ее определение: «эмпатия - вчувствование, познание субъектом имманентного мира другого индивида, а также чувственно-эмоциональная отзывчивость субъекта на негативные и положительные переживания - чувства - эмоции другого субъекта как феномены рефлексивно - ментально - чувственно -эмотивно - мотивационной реакции в индивидульно - психологических матрицах - формах сочувствия, солидарности, сопереживания, сообщности; сами переживания могут быть не только соотнесены к реальному конкретному субъекту, но и к переживаниям - эмоциям - чувствам - замыслам -идеям персонажей из литературных произведений, кинематографа, сценического искусства, и выступать т.о. в форме эстетико-индивидуальной эмпатии. Базальной модальностью процессов эмпатии является идентификация - аналогизация - конгруэтизация - корреляция одного субъекта с другим субъектом, открытость к чувствам другого индивида, его альтруистическо-респектабельное отношение к другим людям, которое может быть связано -констеллировано с мотивами оказания помощи, спонсорства индивида»

Понятие «эмпатия» имеет определённую предысторию изучения в философии. Интерес к этому понятию формируется в учениях о явлении симпатии и в чувствования конца 19 - начала 20 века, авторами которых выступают Т. Липпс, Т.А. Рибо, Н. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр, М. Шелер, У. Штерн.

 

Как отмечает Т.П.Гаврилова , первым, кто ввёл в психологию термин «эмпатия», является Э.Титченер. он перевёл словом «эмпатия» (empathy - англ.) заимствованное у немецкого психолога Т.Липпса слово «вчувствование» ( einfuhlung ). Согласно учению Э.Титченера, вчувствование, или эмпатия, входя в структуру интроспекции, позволяет более объективно описывать ощущения, образы и чувства в процессе восприятия внешних объектов. Вчувствование для Т.Липпса - это вид познания сущности предмета или объекта. «Объект возникает для меня через апперцептивную деятельность. Когда деятельность вчувствуется, то кажется, что объект возникает сам собой, он сам себя вызывает благодаря такой деятельности». Познание объекта приводит, как считает Т.Липпс, к самопознанию. Только благодаря этому возможен альтруизм, ибо сочувствие к другим строится на наполнении его переживаниями из личного опыта.

Изучение этого вопроса  уходит своими корнями в более  ранние философские труды А. Бэна и Г. Спенсера, в которых эмпатии соответствует её смысловой эквивалент «симпатия». Симпатия была представлена в разновидностях эмоционального заражения (низшая форма) и сочувствия с включением в смысл таких аспектов отношений между людьми, как соучастие, отзывчивость, понимание.

К высшим формам симпатии были отнесены сочувствие и сопереживание. Сопереживание рассматривалось  как рациональное эгоистическое  переживание, т.е. при собственных  независимых чувствах субъект лишь соприкасается с переживаниями  другого. Сочувствие же предполагает идентификацию чувств субъекта с переживаниями другого в форме альтруистического акта.

Т.Рибо полагал, что симпатия - это одна из первых эмоций, присущая как животным, так и человеку. В.Штерн, соглашаясь с этим, добавлял, что на ее основе развиваются социальные чувства: сначала - чувства к другим, а потом -чувства с другими (сострадание и сорадость). Шелер также полагал, что симпатия развивается постепенно: от подражания к сочувствию - и помогает человеку эмоционально реализоваться. Вопросом происхождения симпатии и механизмом ее действия занимался В.Мак-Дауголл, считая, что она произошла от стадного инстинкта и изначально представляла собой заражение, постепенно восходя к сопереживанию и сочувствию.

Первоначально смысл термина  «эмпатия» сводился только к процессу вчувствования, эмоциональному отклику. Далее развитие представлений об эмпатии идет от понимания ее как реагирования чувствами на чувства, состояние - к аффективно - когнитивному процессу.

Как свидетельствует ряд  теоретических обзоров исследований эмпатии , проведённыйТ. П. Гавриловой, Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Корякиной, Н. С; Курек, Д. А. Хоустон с появлением сциентистской традиции в психологии насчитываются три этапа исследования эмпатии, раскрывающих попытки психологов интерпретировать природу эмпатии как психического явления. В течение первого этапа эмпатия рассматривалась как эмоциональный феномен, для ее описания использовались термины, относящиеся к аффективным процессам. В теоретических исследованиях эмпатия понималась как эмоциональная реакция на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого. В эмпатических исследованиях делался акцент на особенностях реагирования субъекта на переживания другого.

Второй этап исследования характеризуется появлением теорий, в которых эмпатия определяется как аффективно-когнитивное явление, как опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, сопряжённый с ж' отражением его внутренних состоянии, мыслей, чувств и т.д.

Третий этап изучения эмпатии связан с развитием различных видов психотерапии, в которых акцент делается на поведенческой природе эмпатии.

В такого рода исследованиях эмпатия определяется как помогающее, альтруистическое поведение, возникающее в ответ на переживания другого, как содействие ему.

И.М.Юсупов проанализировал развитие понятия эмпатии в различных направлениях психологических исследований.

Бихевиористское понимание феномена эмпатии представлено двумя направлениями. Первое основано на идее, что любое научение происходит посредством подкрепления, которое может быть положительным или ^ отрицательным. Поведение субъекта определяется воздействием на него социальной среды, психологическим же состояниям субъекта отводится самое незначительное место. Положительное подкрепление стимулирует субъекта к соблюдению норм, а отрицательное способствует поведению, вытесняющему негативные эмоции от возможных карательных санкций.

Второе направление связано  с имитацией одобряемого поведения. Его

суть в том, что научение чувствам происходит через одобрение  родителями

поведения ребёнка, что доставляет ему удовольствие. Постоянно одобряемое

поведение закрепляется и  воспроизводится ребёнком уже без  поощрения

родителей.

Возникла концепция замещающего  переживания, данной идеей были проникнуты исследования М. Л. Хоффмана, который рассматривал эмпатию как возбуждение аффекта у индивида при наблюдении за состоянием другого. Воображаемый характер взаимодействия с объектом эмпатии делится им на аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты.

В аффективной форме доминирует вчувствование, эмоциональное проникновение и разделение переживаний человека через воспроизведение его эмоций в себе. Эта форма характеризуется сопереживанием как эмоциональным актом эгоистической ориентации и сочувствием как альтруистического переживания безотносительно к собственному благополучию.

Когнитивная форма эмпатии понимается как акт подсознательного опережающего отражения свойств познаваемого объекта при дефиците информации о нём.

Мотивационный компонент  рассматривается в связи с  альтруистическим поведением. Альтруистический акт - процесс бескорыстного содействия окружающим с готовностью жертвовать своими личными интересами.

В бихевиористских исследованиях феномена эмпатии можно выделить ещё один фактор: способность принять роли эмпатируемого объекта. Представители необихевиоризма уделяли, в основном, внимание вопросу механизма действия эмпатии. Изучая в своих опытах отношения между наблюдателем и объектом наблюдения, они сделали вывод, что наблюдатель переживает состояние объекта через механизм замещающего побуждения, функцией которого является социальное научение. Причём эмпатия в данных опытах выступала не только как реакция на уже случившееся переживание, но и как предвосхищение этой реакции .

В психоаналитической теории изучению феномена эмпатии посвящено незначительное число работ. Основоположник психоанализа З.Фрейд отмечал значение эмпатии «в социализации личности», толкование её механизмов он сводил к имитации явлений, связывая подражание с идентификацией. Идентификация выступает основным структурным компонентом социализации как бессознательная имитация поведения взрослых ребёнком, позволяющая тому осваивать нравственные нормы общества. Альтруистические чувства представлены как вынужденная форма поведения человека в противоположность биологически заданным бессознательным влечениям к агрессии и разрушению. Подобная двойственность чувств, по мнению З.Фрейда, приводит к эмоциональному противоречию. При отождествлении себя с другими эти эмоции могут вытесняться, подавляться или сверхкомпенсироваться.

А.Адлер пользуется термином «сопереживание». В основе сопереживания, по его мнению, лежит процесс идентификации, который впоследствии может перерасти в более сложное явление и остановиться в своём развитии. При положительном варианте человек развивает в себе уверенность в своих силах и доверие к другим. Отрицательный вариант ведёт к психической или социальной деградации человека. Таким образом, развитие чувства общности с раннего детства может обеспечить профилактику неблагоприятного жизненного стиля.

Представителем интеллектуалистического направления Жаном Пиаже было введено понятие «децентрация». Децентрация противопоставляется им детскому эгоцентризму и рассматривается как потребность ребёнка во взаимодействии, требующая учёта точек зрения других людей. Научные единомышленники Ж. Пиаже установили, что с возрастом межличностная децентрация качественно изменяется: она переходит от непосредственного восприятия ситуации к её воображаемому состоянию, однако эмоциональный отклик в форме сочувствия на переживания респондента не приводит к развитию альтруистических чувств и возникновению устойчивого мотива помощи другому. Процесс децентрации не затрагивает нравственного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Феномен эмпатии в современной психологии.

Виды и функции  эмпатии.

Эмпатический процесс, так  или иначе, выступает во всех трактовках как отклик одного субъекта на чувства  и переживания другого. Но как  бы не казалось данное понятие, универсально объединяющим определенные эмоциональные  состояния личности, некоторые зарубежные авторы разделяют сопереживание  и сочувствие как различные способы  эмоционального реагирования: слияние  с объектом, отождествление своих  чувств с его переживаниями или  соучастие в переживаниях другого  при сохранении независимых чувств субъекта.

Информация о работе Эмпатия педагогов