Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:52, контрольная работа
Актуальность темы исследования. В современной педагогике преобладает направленность на личностно-ориентированное обучение, опирающееся на принципы гуманистической психологии. В качестве связующего звена педагога с детьми, обеспечивающего личностно-ориентированное обучение, выступает эмпа-тия учителя. Эмпатия способствует видениюучителем подлинных причин, вызывающих то или иное поведение учащихся, и создает особыйэмоциональный фон, позволяющий более полно самореализовываться как ученику, так и самому педагогу.
1. Введение
2. Развитие представлений об эмпатии в зарубежных и отечественных
психологических теориях.
3. Феномен эмпатии в современной психологии. Виды и функции эмпатии.
4. Эмпатия в контексте профессионально-значимых личностных качеств педагога
5. Заключение
6. Список литературы
Федеральное агентство по
образованию
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный
университет»
Институт педагогики, психологии и социальных
технологий
Контрольная работа
На тему: «Эмпатия
педагогов».
Ижевск, 2013
Содержание.
1. Введение
2. Развитие представлений об эмпатии в зарубежных и отечественных
психологических теориях.
3. Феномен эмпатии в современной психологии. Виды и функции эмпатии.
4. Эмпатия в контексте профессионально-значимых личностных качеств педагога
5. Заключение
6. Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В
современной педагогике преобладает
направленность на личностно-ориентированное
обучение, опирающееся на принципы
гуманистической психологии. В качестве связующего звена педагога с
детьми, обеспечивающего личностно-ориентированное
обучение, выступает эмпа-тия учителя.
Эмпатия способствует видениюучителем подлинных
причин, вызывающих то или иное поведение учащихся,
и создает особыйэмоциональный фон, позволяющий более полно самореализовываться
как ученику, так и самому педагогу. На уровне личностных характеристи
В отечественной психологии эмпат
В последние десятилетия
1. Развитие представлений об эмпатии в зарубежных и отечественных
психологических теориях.
Понятие «эмпатия» получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов XX века.
Эмпатия (от греческого Empatheia- сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека.
В «Современном словаре по
психологии» дано следующее ее определение:
«эмпатия - вчувствование, познание субъектом
имманентного мира другого индивида, а
также чувственно-эмоциональная отзывчивость
субъекта на негативные и положительные
переживания - чувства - эмоции другого
субъекта как феномены рефлексивно - ментально
- чувственно -эмотивно - мотивационной
реакции в индивидульно - психологических
матрицах - формах сочувствия, солидарности,
сопереживания, сообщности; сами переживания
могут быть не только соотнесены к реальному
конкретному субъекту, но и к переживаниям
- эмоциям - чувствам - замыслам -идеям персонажей
из литературных произведений, кинематографа,
сценического искусства, и выступать т.о.
в форме эстетико-индивидуальной эмпатии.
Базальной модальностью процессов эмпатии
является идентификация - аналогизация
- конгруэтизация - корреляция одного субъекта
с другим субъектом, открытость к чувствам
другого индивида, его альтруистическо-
Понятие «эмпатия» имеет определённую предысторию изучения в философии. Интерес к этому понятию формируется в учениях о явлении симпатии и в чувствования конца 19 - начала 20 века, авторами которых выступают Т. Липпс, Т.А. Рибо, Н. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр, М. Шелер, У. Штерн.
Как отмечает Т.П.Гаврилова , первым, кто ввёл в психологию термин «эмпатия», является Э.Титченер. он перевёл словом «эмпатия» (empathy - англ.) заимствованное у немецкого психолога Т.Липпса слово «вчувствование» ( einfuhlung ). Согласно учению Э.Титченера, вчувствование, или эмпатия, входя в структуру интроспекции, позволяет более объективно описывать ощущения, образы и чувства в процессе восприятия внешних объектов. Вчувствование для Т.Липпса - это вид познания сущности предмета или объекта. «Объект возникает для меня через апперцептивную деятельность. Когда деятельность вчувствуется, то кажется, что объект возникает сам собой, он сам себя вызывает благодаря такой деятельности». Познание объекта приводит, как считает Т.Липпс, к самопознанию. Только благодаря этому возможен альтруизм, ибо сочувствие к другим строится на наполнении его переживаниями из личного опыта.
Изучение этого вопроса уходит своими корнями в более ранние философские труды А. Бэна и Г. Спенсера, в которых эмпатии соответствует её смысловой эквивалент «симпатия». Симпатия была представлена в разновидностях эмоционального заражения (низшая форма) и сочувствия с включением в смысл таких аспектов отношений между людьми, как соучастие, отзывчивость, понимание.
К высшим формам симпатии были отнесены сочувствие и сопереживание. Сопереживание рассматривалось как рациональное эгоистическое переживание, т.е. при собственных независимых чувствах субъект лишь соприкасается с переживаниями другого. Сочувствие же предполагает идентификацию чувств субъекта с переживаниями другого в форме альтруистического акта.
Т.Рибо полагал, что симпатия - это одна из первых эмоций, присущая как животным, так и человеку. В.Штерн, соглашаясь с этим, добавлял, что на ее основе развиваются социальные чувства: сначала - чувства к другим, а потом -чувства с другими (сострадание и сорадость). Шелер также полагал, что симпатия развивается постепенно: от подражания к сочувствию - и помогает человеку эмоционально реализоваться. Вопросом происхождения симпатии и механизмом ее действия занимался В.Мак-Дауголл, считая, что она произошла от стадного инстинкта и изначально представляла собой заражение, постепенно восходя к сопереживанию и сочувствию.
Первоначально смысл термина «эмпатия» сводился только к процессу вчувствования, эмоциональному отклику. Далее развитие представлений об эмпатии идет от понимания ее как реагирования чувствами на чувства, состояние - к аффективно - когнитивному процессу.
Как свидетельствует ряд
теоретических обзоров
Второй этап исследования характеризуется появлением теорий, в которых эмпатия определяется как аффективно-когнитивное явление, как опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, сопряжённый с ж' отражением его внутренних состоянии, мыслей, чувств и т.д.
Третий этап изучения эмпатии связан с развитием различных видов психотерапии, в которых акцент делается на поведенческой природе эмпатии.
В такого рода исследованиях эмпатия определяется как помогающее, альтруистическое поведение, возникающее в ответ на переживания другого, как содействие ему.
И.М.Юсупов проанализировал развитие понятия эмпатии в различных направлениях психологических исследований.
Бихевиористское понимание феномена эмпатии представлено двумя направлениями. Первое основано на идее, что любое научение происходит посредством подкрепления, которое может быть положительным или ^ отрицательным. Поведение субъекта определяется воздействием на него социальной среды, психологическим же состояниям субъекта отводится самое незначительное место. Положительное подкрепление стимулирует субъекта к соблюдению норм, а отрицательное способствует поведению, вытесняющему негативные эмоции от возможных карательных санкций.
Второе направление связано
с имитацией одобряемого
суть в том, что научение чувствам происходит через одобрение родителями
поведения ребёнка, что доставляет ему удовольствие. Постоянно одобряемое
поведение закрепляется и воспроизводится ребёнком уже без поощрения
родителей.
Возникла концепция
В аффективной форме доминирует вчувствование, эмоциональное проникновение и разделение переживаний человека через воспроизведение его эмоций в себе. Эта форма характеризуется сопереживанием как эмоциональным актом эгоистической ориентации и сочувствием как альтруистического переживания безотносительно к собственному благополучию.
Когнитивная форма эмпатии понимается как акт подсознательного опережающего отражения свойств познаваемого объекта при дефиците информации о нём.
Мотивационный компонент
рассматривается в связи с
альтруистическим поведением. Альтруистический
акт - процесс бескорыстного
В бихевиористских исследованиях феномена эмпатии можно выделить ещё один фактор: способность принять роли эмпатируемого объекта. Представители необихевиоризма уделяли, в основном, внимание вопросу механизма действия эмпатии. Изучая в своих опытах отношения между наблюдателем и объектом наблюдения, они сделали вывод, что наблюдатель переживает состояние объекта через механизм замещающего побуждения, функцией которого является социальное научение. Причём эмпатия в данных опытах выступала не только как реакция на уже случившееся переживание, но и как предвосхищение этой реакции .
В психоаналитической теории изучению феномена эмпатии посвящено незначительное число работ. Основоположник психоанализа З.Фрейд отмечал значение эмпатии «в социализации личности», толкование её механизмов он сводил к имитации явлений, связывая подражание с идентификацией. Идентификация выступает основным структурным компонентом социализации как бессознательная имитация поведения взрослых ребёнком, позволяющая тому осваивать нравственные нормы общества. Альтруистические чувства представлены как вынужденная форма поведения человека в противоположность биологически заданным бессознательным влечениям к агрессии и разрушению. Подобная двойственность чувств, по мнению З.Фрейда, приводит к эмоциональному противоречию. При отождествлении себя с другими эти эмоции могут вытесняться, подавляться или сверхкомпенсироваться.
А.Адлер пользуется термином «сопереживание». В основе сопереживания, по его мнению, лежит процесс идентификации, который впоследствии может перерасти в более сложное явление и остановиться в своём развитии. При положительном варианте человек развивает в себе уверенность в своих силах и доверие к другим. Отрицательный вариант ведёт к психической или социальной деградации человека. Таким образом, развитие чувства общности с раннего детства может обеспечить профилактику неблагоприятного жизненного стиля.
Представителем
2. Феномен эмпатии в современной психологии.
Виды и функции эмпатии.
Эмпатический процесс, так или иначе, выступает во всех трактовках как отклик одного субъекта на чувства и переживания другого. Но как бы не казалось данное понятие, универсально объединяющим определенные эмоциональные состояния личности, некоторые зарубежные авторы разделяют сопереживание и сочувствие как различные способы эмоционального реагирования: слияние с объектом, отождествление своих чувств с его переживаниями или соучастие в переживаниях другого при сохранении независимых чувств субъекта.