Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:10, реферат
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляютсякак сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.
1. Теоретические основы организации студенческого коллектива 3
2. Эмпирическое исследование коллектива в студенческой группе 6
Литература 12
исследование "создание коллектива в нашей группе"
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляютсякак сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношениясамыхразнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Под структурой коллектива понимаюм следующие ее компоненты: формальное лидерство, роли, нормы, статус, состав.
Почти каждый коллектив имеет своего формального лидера. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность его работы.
Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно- значимой работы. Студенческие академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микро среды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе.
Формирование личности специалиста – процесс многофакторно обусловленный, осуществляется он в совместной деятельности, взаимодействии и общении человека с другими людьми. Структура социальной среды, в которой формируется личность выпускника вуза, чрезвычайно сложна и изменчива. Основное звено этой социальной среды – академическая группа, являющаяся детерминантой формирования личности, когда она становится коллективом. А становление коллектива студенческой группы зависит от:
В научной литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры", "высокая успеваемость» и даже отсутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:
Одним из значимых критериев высокого- развития группы как коллектива является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами.
Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.
Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.
В нашем исследовании принимали участие студенты-психологи в количестве 10 человек.
Исследование коллектива в студенческой группе проводилась с помощью методики «Диагностика психолого – педагогической характеристики малой учебной группы» (Приложение 1).
Данная методика направлена на выявление уровня развития группы. Так же она позволяет охарактеризовать развитие группы по отдельным параметрам.
Инструкция. Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.
Испытуемым предлагается оценить по пятибалльной шкале насколько то или иное качество характерно для группы. Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, 4 - проявляется постоянно, но не так сильно, 3 - не очень проявляется, 2 - проявляется противоположное отрицательное качество, 1 - сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
В итоге проведения данной методики мы получаем средний балл по каждому высказыванию. Затем вычисляем суммарный балл по каждому параметру. Далее находим общую сумму по всем параметрам. Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам с приведенной в методике шкалой.
Обработка и интерпретация результатов
Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:
Уровни развития коллектива |
Сумма баллов по всем качествам |
Высокое развитие |
180-220 |
Хорошее развитие |
140-179 |
Среднее развитие |
100-139 |
Недостаточное развитие |
60-99 |
Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив - это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.
Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей группы, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм.
Организованность - способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела.
Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.
Результаты исследования.
Результаты, полученные на основе методики «Диагностика психолого – педагогической характеристики малой учебной группы» по показателям интегративных свойств: интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, организованность, направление активности представлены в таблицах 1,2,3,4.
Таблица 1.
Результаты исследования интеллектуальной коммуникативности группы
№ п/п |
ИК 1 |
ИК 2 |
ИК 3 |
ИК 4 |
ИК 5 |
ИК 6 |
ИК 7 |
ИК 8 |
ИК 9 |
ИК 10 |
ИК 11 |
ИК/ср |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,00 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1,91 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,82 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
2,73 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3,64 |
6 |
1 |
1 |
3 |
5 |
1 |
5 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,27 |
7 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2,91 |
8 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 |
2,91 |
9 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2,73 |
10 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
5 |
2 |
1 |
2,73 |
11 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2,45 |
ИК/ср |
3 |
2,4 |
3 |
3,4 |
3 |
3,4 |
2,7 |
3 |
3,4 |
2,3 |
2,4 |
29,1 |
ИК – интеллектуальная коммуникативность
ИК/ср – средняя оценка интеллектуальной коммуникативности группы
Переменным 2 и 11 испытуемыми приписывается самая низкая оценка по этому свойству. Это говорит о том, критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы. Однако группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках, готова сотрудничать с другими группами. В целом интеллектуальная коммуникативность находится на уровне чуть ниже среднего.
Таблица 2.
Результаты исследования психологического климата группы
№ п/п |
ПК 1 |
ПК2 |
ПК 3 |
ПК 4 |
ПК5 |
ПК 6 |
ПК 7 |
ПК 8 |
ПК9 |
ПК 10 |
ПК 11 |
ПК/ср |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1,09 |
2 |
5 |
5 |
1 |
1 |
5 |
5 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
2,82 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,55 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3,27 |
5 |
5 |
5 |
1 |
1 |
5 |
5 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
2,82 |
6 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,27 |
7 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
2,55 |
8 |
4 |
5 |
3 |
3 |
5 |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3,36 |
9 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2,91 |
10 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3,91 |
ПК/ср |
3,5 |
3,7 |
2,3 |
2,6 |
3,4 |
3,0 |
2,7 |
3,4 |
2,7 |
2,8 |
2,4 |
29,55 |
Информация о работе Эмпирическое исследование коллектива в студенческой группе