Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:10, реферат
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляютсякак сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.
1. Теоретические основы организации студенческого коллектива 3
2. Эмпирическое исследование коллектива в студенческой группе 6
Литература 12
ПК – психологический климат
ПК/ср – средняя оценка психологического климата по группе
Психологический климат находится на более высоком уровне по сравнению с интеллектуальной коммуникативностью. Самый низкий балл по данному свойству имеет переменная 3, что свидетельствует о тенденции членов группы к замкнутости группы друг от друга, отказу или уклонению от группового характера переживаний. Переменная же 2 имеет наивысший балл, т.е. в группе преобладает доброжелательность в отношениях между членами группы, взаимное притяжение друг к другу.
Таблица 3.
Результаты исследования направления активности
№ п/п |
НА 1 |
НА 2 |
НА 3 |
НА 4 |
НА5 |
НА 6 |
НА 7 |
НА 8 |
НА 9 |
НА10 |
НА11 |
НА/ср |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,73 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2,18 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2,82 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3,09 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,36 |
6 |
3 |
1 |
5 |
5 |
2 |
1 |
5 |
5 |
3 |
4 |
2 |
3,27 |
7 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3,09 |
8 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,00 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3,27 |
10 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,64 |
НА/ср |
2,9 |
2,7 |
3,0 |
3,2 |
2,7 |
3,2 |
3,3 |
3,1 |
2,8 |
3,6 |
3,0 |
30,45 |
НА – направление активности
НА/сред – средняя оценка направления активности группы
Цели, интересы, моральные ценности группы различны у всех членов группы. Самый низкий балл, приписанный переменной 2 и самый высокий балл, приписанный переменной 10, говорят о том, что группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д. Актив ведет группу на антиобщественные дела.
Таблица 4.
Результаты исследования организованности группы
№ п/п |
НА 1 |
НА 2 |
НА 3 |
НА 4 |
НА5 |
НА 6 |
НА 7 |
НА 8 |
НА 9 |
НА10 |
НА11 |
НА/ср |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
1 |
2,27 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3,18 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3,73 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3,09 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,36 |
6 |
3 |
1 |
5 |
5 |
2 |
1 |
5 |
5 |
3 |
4 |
2 |
3,27 |
7 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,64 |
8 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,00 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3,27 |
10 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,64 |
НА/ср |
3,0 |
2,7 |
3,5 |
3,2 |
3,4 |
3,5 |
3,7 |
3,4 |
3,4 |
4,0 |
3,0 |
33,45 |
Данное свойство находится на среднем уровне развития, но группой оно оценено на самый высокий балл по сравнению с другими параметрами. Низкая оценка, данная переменной 2, свидетельствует о том, что группа не может самостоятельно решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно. Однако члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа постоянно устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. Об этом свидетельствует высокая оценка переменной 10.
Результаты, полученные на основе методики «Диагностика психолого – педагогической характеристики малой учебной группы» представим в виде диаграммы (рисунок 1).
Рисунок 1.
Показатели интегративных свойств
Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам измерения уровня развития коллектива.
В результате вычисления суммарного балла по всем интегративным свойствам, который равен 123, мы получаем, что исследуемая студенческая группа находится на среднем уровне развития.
Таким образом, в результате исследования были получены данные, говорящие о том, что студенческая группа обладает разной направленностью активности. Члены группы ориентированы на их будущее профессиональное становление и карьерный рост, а не на успешную совместную деятельность. Группа имеет средний уровень организованности, хотя данному свойству приписан самый высокий балл по сравнению с другими параметрами,.
Приложение 1.
«Диагностика психолого – педагогической характеристики малой учебной группы»
Направление активности | |||||||
1 |
Группа активна, полна творческой энергии. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Группа инертна, пассивна. |
2 |
Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии). |
Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д. | |||||
3 |
В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели. |
Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели. | |||||
4 |
Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности. |
В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми. | |||||
5 |
В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. |
Популярные члены группы – эгоисты, работающие лишь для себя. | |||||
6 |
Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом. |
У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом. | |||||
7 |
Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами. |
У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп. | |||||
8 |
Группу отличают устойчивые интересы. |
Группу отличает быстрая смена интересов. | |||||
9 |
Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле. |
Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле. | |||||
10 |
Актив, ядро группы ведет ее на общественно-полезные дела. |
Актив ведет группу на антиобщественные дела. | |||||
11 |
В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности. |
Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", в ней пренебрежительно относятся к слабым. | |||||
Организованность | |||||||
1 |
В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты. |
2 |
Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. |
Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу "кого-нибудь, только не меня". | |||||
3 |
Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом. |
Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно. | |||||
4 |
Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу. |
В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада. | |||||
5 |
Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы. |
Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели. | |||||
6 |
Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. |
Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними. | |||||
7 |
Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и "прижиться", влиться в свою среду. |
Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду. | |||||
8 |
Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. |
Группа способна к согласованию своих действий. | |||||
9 |
Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство. |
Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. | |||||
10 |
Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво про тиводействует попыткам расформирования. |
К сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему. | |||||
11 |
Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями. |
Группа не имеет хороших, способных организаторов. | |||||
Интеллектуальная коммуникативность | |||||||
1 |
Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво. |
2 |
Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению. |
Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы. | |||||
3 |
Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. |
В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. | |||||
4 |
Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. |
В группе нет взаимопонимания при решении общих задач. | |||||
5 |
При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. |
Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов. | |||||
6 |
В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение. |
Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям. | |||||
7 |
При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений. |
Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий. | |||||
8 |
Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках. |
В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках. | |||||
9 |
Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп. |
Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп. | |||||
10 |
Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения. |
Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения. | |||||
11 |
Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков. |
Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству. | |||||
Психологический климат | |||||||
1 |
Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе. |
2 |
Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия. |
Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия. | |||||
3 |
Стремление к совместности переживаний событий, жизненных явлений, произведений искусства. |
Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний. | |||||
4 |
Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы. |
Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными. | |||||
5 |
Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. |
В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить. | |||||
6 |
В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. |
В этих условиях группа теряется, "раскисает", наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д. | |||||
7 |
Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему. |
В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группыили способствующие этому. | |||||
8 |
В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность. |
Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу. | |||||
9 |
Групповые эмоциональные "взрывы" в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения. |
Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения. | |||||
10 |
Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности. |
Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности. | |||||
11 |
Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела. |
Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях. |
Информация о работе Эмпирическое исследование коллектива в студенческой группе